Глава 7

  • Закрыть сопоставления
  • 14.

    Ст. 14-15 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;

    Если бы это была не дева, то не было бы и знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, так чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Потому оно называется знамением, что заключает в себе нечто знаменательное, а знаменательным оно не было бы, если бы не выходило из общего порядка вещей. Так и здесь - если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно?

    Гомилии на пророка Исаию.


    То же значение подтверждают и предыдущие слова пророка. В самом деле, пророк не просто говорит: Се, Дева во чреве примет, но сказавши наперед: Итак Сам Господь даст вам знамение, потом присовокупил: се, Дева во чреве приимет. Если бы не деве надлежало родить, но произошло бы рождение по закону брака, то такое происшествие как могло быть знамением? Знамение должно выходить из естественного порядка, быть чем-то странным и необычайным. Иначе, как оно будет знамением?

    Гомилии на Евангелие от Матфея.


    Вы слышали, что Отец называется Господом; теперь мы покажем вам, что и Сын называется Богом. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог ((Ис 7:14); (Мф 1:23)). Видишь ли, что и Отцу принадлежит имя Господь, и Сыну имя Бог? Как там сказано: Да познают, что имя Тебе Господь; так и здесь говорится: нарекут имя ему Еммануил.

    Чтобы ты не подумал, что и явление Христа таково же, каковы были те явления, но, чтобы ты несомненно верил, что это было истинное тело, Он и был зачат, и рожден, и воспитан, и положен в яслях не в доме каком-нибудь, а при гостинице, в присутствии множества людей, чтобы рождение Его было всем известно. Поэтому Он и пеленался; поэтому и пророчества издревле предсказывали, что Он не только будет человеком, но будет и зачат, и рожден, и воспитан, как свойственно детям. Об этом Исаия взывает так: Се дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил: Он будет питаться молоком и медом ((Ис 7:14), 15); и еще: Ибо младенец родился нам - Сын дан нам (Ис 9:6). Видишь ли, что пророки предсказывали и о младенческом Его возрасте?

    Против аномеев.

  • 15.

    Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;

    См. Толкование на (Ис 7:14)

1.И было во дни Ахаза,
сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского,
Рецин, царь Сирийский,
и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский,
пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его,
но не могли завоевать.

2.И было возвещено дому Давидову
и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой;
и всколебалось сердце его и сердце народа его,
как колеблются от ветра дерева в лесу.

3.И сказал Господь Исаии:
выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу,
к концу водопровода верхнего пруда,
на дорогу к полю белильничьему,

4.и скажи ему: наблюдай и будь спокоен;
не страшись и да не унывает сердце твое
от двух концов этих дымящихся головней,
от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.

5.Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло,
говоря:

6.пойдем на Иудею
и возмутим ее,
и овладеем ею
и поставим в ней царем сына Тавеилова.

7.Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;

8.ибо глава СирииДамаск,
и глава Дамаска — Рецин;
а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;

9.и глава Ефрема — Самария,
и глава Самарии — сын Ремалиин.
Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

10.И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:

11.проси себе знамения у Господа Бога твоего:
проси или в глубине,
или на высоте.

12.И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

13.Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов!
разве мало для вас затруднять людей,
что вы хотите затруднять и Бога моего?

14.Итак Сам Господь даст вам знамение:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Ему: Еммануил.

15.Он будет питаться молоком и медом,
доколе не будет разуметь
отвергать худое и избирать доброе;

16.ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь
отвергать худое и избирать доброе,
земля та, которой ты страшишься,
будет оставлена обоими царями ее.

17.Но наведет Господь на тебя
и на народ твой и на дом отца твоего дни,
какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды,
наведет царя Ассирийского.

18.И будет в тот день:
даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской,
и пчеле, которая в земле Ассирийской, —

19.и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым
и по расселинам скал,
и по всем колючим кустарникам,
и по всем деревам.

20.В тот день обреет Господь бритвою,
нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским,
голову и волоса на ногах,
и даже отнимет бороду.

21.И будет в тот день:
кто будет содержать корову и двух овец,

22.по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло;
маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле.

23.И будет в тот день: на всяком месте,
где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников,
будет терновник и колючий кустарник.

24.Со стрелами и луками будут ходить туда,
ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником.

25.И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками,
не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника:
туда будут выгонять волов,
и мелкий скот будет топтать их.