Глава 7

  • 14.

    Ст. 14-15 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;

    Если бы это была не дева, то не было бы и знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, так чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Потому оно называется знамением, что заключает в себе нечто знаменательное, а знаменательным оно не было бы, если бы не выходило из общего порядка вещей. Так и здесь - если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно?

    Гомилии на пророка Исаию.


    То же значение подтверждают и предыдущие слова пророка. В самом деле, пророк не просто говорит: Се, Дева во чреве примет, но сказавши наперед: Итак Сам Господь даст вам знамение, потом присовокупил: се, Дева во чреве приимет. Если бы не деве надлежало родить, но произошло бы рождение по закону брака, то такое происшествие как могло быть знамением? Знамение должно выходить из естественного порядка, быть чем-то странным и необычайным. Иначе, как оно будет знамением?

    Гомилии на Евангелие от Матфея.


    Вы слышали, что Отец называется Господом; теперь мы покажем вам, что и Сын называется Богом. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог ((Ис 7:14); (Мф 1:23)). Видишь ли, что и Отцу принадлежит имя Господь, и Сыну имя Бог? Как там сказано: Да познают, что имя Тебе Господь; так и здесь говорится: нарекут имя ему Еммануил.

    Чтобы ты не подумал, что и явление Христа таково же, каковы были те явления, но, чтобы ты несомненно верил, что это было истинное тело, Он и был зачат, и рожден, и воспитан, и положен в яслях не в доме каком-нибудь, а при гостинице, в присутствии множества людей, чтобы рождение Его было всем известно. Поэтому Он и пеленался; поэтому и пророчества издревле предсказывали, что Он не только будет человеком, но будет и зачат, и рожден, и воспитан, как свойственно детям. Об этом Исаия взывает так: Се дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил: Он будет питаться молоком и медом ((Ис 7:14), 15); и еще: Ибо младенец родился нам - Сын дан нам (Ис 9:6). Видишь ли, что пророки предсказывали и о младенческом Его возрасте?

    Против аномеев.

  • 15.

    Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;

    См. Толкование на (Ис 7:14)