Глава 9

  • Закрыть сопоставления
  • 6.

    Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

    Когда Писание желает показать, что Бог ни в чем не испытывает недостатка, оно говорит, что у Него нет советника. Когда же оно желает показать равночестие Единородного, оно называет Сына Божия Советником.

    Вы слышали, что Отец называется Господом; теперь мы покажем вам, что и Сын называется Богом. Се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, что значит: с нами Бог ((Ис 7:14); (Мф 1:23)). Видишь ли, что и Отцу принадлежит имя «Господь», и Сыну - имя «Бог»? Как там сказано: да познают, яко имя Тебе Господь; так и здесь говорится: нарекут имя ему Еммануил. И еще: младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник.

    Против аномеев.


    Сын Божий называется Ангелом великого совета как по причине других истин, которые Он открыл, так особенно потому, что Он возвестил людям об Отце. Вот об этом Он теперь и говорит: Я открыл имя Твое человекам (Ин 17:6).

    Гомилии на Евангелие от Иоанна.

  • 7.

    Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это

    Послушай, как задолго Исаия предсказывал и это: Ангел великого совета, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века. Что этого нельзя сказать о простом человеке, очевидно и для людей, весьма склонных к словопрениям; ибо искони никто из людей не назывался Богом крепким и Князем такого мира, о котором говорит пророк: миру Его нет предела. Опыт действительно показал, что мир Христа распространился по всей земле, по всему морю, по всей вселенной, обитаемой и необитаемой, по горам и пещерам, и холмам, с того дня, в который Он, пред вознесением Своим, сказал ученикам: Мир Мой даю вам: не как мир дает вам, я даю вам (Ин 14:27). Почему же так сказал Христос? Потому что мир человеческий легко бывает нарушаем и подвержен многим изменениям; а Его мир тверд, непоколебим, крепок, постоянен, бессмертен, бесконечен.

    Против иудеев.

1.Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову;
но последующее возвеличит приморский путь,
Заиорданскую страну, Галилею языческую.

2.Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной
свет воссияет.

3.Ты умножишь народ, увеличишь радость его.
Он будет веселиться пред Тобою,
как веселятся во время жатвы,
как радуются при разделе добычи.

4.Ибо ярмо, тяготившее его,
и жезл, поражавший его,
и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

5.Ибо всякая обувь воина во время брани
и одежда, обагренная кровью,
будут отданы на сожжение, в пищу огню.

6.Ибо младенец родился нам —
Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
и нарекут имя Ему: Чудный, Советник,
Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. [1]

7.Умножению владычества Его и мира нет предела
на престоле Давида и в царстве его,
чтобы Ему утвердить его и укрепить его
судом и правдою отныне и до века.
Ревность Господа Саваофа соделает это.

8.Слово посылает Господь на Иакова,
и оно нисходит на Израиля,

9.чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии,
которые с гордостью и надменным сердцем говорят:

10.кирпичи пали — построим из тесаного камня;
сикоморы вырублены — заменим их кедрами.

11.И воздвигнет Господь против него врагов Рецина,
и неприятелей его вооружит:

12.Сириян с востока, а Филистимлян с запада;
и будут они пожирать Израиля полным ртом.
При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.

13.Но народ не обращается к Биющему его,
и к Господу Саваофу не прибегает.

14.И отсечет Господь у Израиля голову и хвост,
пальму и трость, в один день:

15.старец и знатный, — это голова;
а пророк — лжеучитель есть хвост.

16.И вожди сего народа введут его в заблуждение,
и водимые ими погибнут.

17.Поэтому о юношах его не порадуется Господь,
и сирот его и вдов его не помилует:
ибо все они — лицемеры и злодеи,
и уста всех говорят нечестиво.
При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.

18.Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось,
пожирает терновник и колючий кустарник
и пылает в чащах леса,
и поднимаются столбы дыма.

19.Ярость Господа Саваофа опалит землю,
и народ сделается как бы пищею огня;
не пощадит человек брата своего.

20.И будут резать по правую сторону, и останутся голодны;
и будут есть по левую, и не будут сыты;
каждый будет пожирать плоть мышцы своей:

21.Манассия — Ефрема,
и Ефрем — Манассию,
оба вместе — Иуду.
При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.

[1 В Славянской Библии этот стих читается так:
«Ибо Младенец родился нам, Сын,
и дан нам;
владычество Его на раменах Его,
и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник,
Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века;
ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его».]