< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 21

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    И егда приближишася в Иерусалим, и приидоша в Вифсфагию к горе Елеонстей, посла два ученика, глаголя: идита в весь яже прямо вама, и обрящета осля привязано, и жребя с ним: отрешивша приведита Ми. И аще вам кто речет что, речета, яко Господь ею требует: и абие послет я. Сие же бысть, да сбудется реченное пророком Захариею, глаголющим: рцыте дщери Сионове: се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя сына подъяремнича

    Часто и прежде Христос ходил во Иерусалим; но никогда не ходил с такою славою. Почему же так? Потому что тогда было еще начало строительства Его и сам Он не был столько известен; притом и время страданий еще не было близко. Поэтому он и жил, не отличаясь ничем от прочих, и по большей части скрывал Себя; иначе Его явление не было бы столь удивительно, а только бы возбудило в иудеях больший гнев. Когда же Он показал уже много опытов Своей силы, и крест был уже при дверях, тогда прославляет Себя решительнее и с большею торжественностью делает все, что могло воспламенить их. Конечно, это возможно было сделать и с самого начала, но было бы не нужно и бесполезно. А ты размысли со мною, сколько здесь чудес, и сколько исполнилось пророчеств? Христос сказал: обрящете осля; и тут же предрек, что никто не будет препятствовать, но лишь услышат - замолчат. Это служило немалым обвинением против иудеев: если Христос и незнакомых Ему и не видавших Его заставляет отдавать свою собственность без всякого противоречия, и притом не сам даже лично, а чрез учеников, то насколько же виноваты оказываются иудеи, которые, будучи свидетелями стольких чудес, Им совершенных, не верили Ему.

    И не считай этого события маловажным. В самом деле, что заставило этих бедных людей, может быть, земледельцев, без всякого противоречия отдать свою собственность? И что я говорю, - без противоречия? Даже и не спрашивая, или спросив, замолчать и уступить? Если они ничего не сказали, когда уводили их скот, или, если и сказали что-либо, но услышав, что Господь его требует, уступили без всякого противоречия, то и другое равно удивительно, тем более, что они не видели Его самого, а только учеников. Чрез это Господь дает разуметь, что Он всячески мог воспрепятствовать и жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными; но только не захотел этого. С другой стороны, Он научает учеников жертвовать всем, чего бы Он ни потребовал; если бы Он повелел отдать самую душу, и ею они должны пожертвовать без всякого противоречия. В самом деле, если незнакомые Ему повиновались Его требованию, то тем более они должны жертвовать Ему всем. Далее: Христос исполнил здесь еще двоякое пророчество - пророчество дел, и пророчество словес: пророчество дел, когда воссел на осла; пророчество словес - Захарии пророка, который сказал, что Царь будет сидеть на осляти. Воссев на осля, Он исполнил это последнее пророчество и, в то же время прообразуя Своими действиями будущее, дал другое пророчество. Каким же образом? Он предвозвестил призвание нечистых язычников, - что Он в них почиет, что они приидут к Нему и за Ним последуют. Таким образом пророчество следовало за пророчеством. Впрочем Христос, по моему мнению, не по этой только причине благоволил воссесть на осля, но и для того, чтобы подать нам правило жизни. Он не только исполнял пророчества и насаждал учение истины, но чрез это самое исправлял и нашу жизнь, везде поставляя нам за правило удовлетворять только крайним нуждам. Такое исправление нашей жизни Он везде имел в виду; так, когда благоволил родиться на земле, то не искал богато убранного дома, ни матери богатой и знаменитой, но избрал бедную, которая обручена была древоделателю; рождается в вертепе и полагается в яслях; избирая также учеников, избрал не ораторов и мудрецов, не богатых и славных, но и между бедными самых бедных, и нимало не знаменитых; равным образом, когда предлагал трапезу, то иногда предлагал хлеб ячменный, иногда пред самой только уже трапезой повелевал ученикам купить на рынке; вместо ложа употреблял траву; одеяние носил бедное, не отличающееся даже от одеяния самых простых людей; а дома даже и не имел; если Ему нужно было переходить с одного места в другое, то ходил пеший, и притом так, что иногда даже утомлялся; когда садился, не искал стула, ни мягкого возглавия, но сидел на голой земле, иногда на горе, иногда при источнике, и даже один; разговаривал и с самарянкой; также полагал меру и для самой печали: когда надлежало плакать, плакал тихо, повсюду, как я сказал, поставляя правила и границы, до которых позволительно доходить, но далее которых не должно идти. Так и теперь, если бы случилось, что кто-нибудь, по немощи, имел нужду в животном, то Христос и в этом случае сделал ограничение, показывая, что не на конях, не на мулах надобно мчаться, но должно довольствоваться ослом, и никогда не простираться далее необходимого. Но посмотрим, как сбываются пророчества - и словами, и самым делом. Какое же это пророчество? Се Царь твой грядет тебе кроток, всед на осля и жребя юна. Не на колеснице едет, как обыкновенно поступают другие цари, не требует дани, не наводит Собою страха, не имеет копьеносцев, но и здесь показывает величайшую кротость. Спроси у иудея: был ли какой-нибудь царь, который бы на осляти въезжал в Иерусалим? Он не может указать тебе никого, кроме только Христа. Но Он, как я выше сказал, делал это в предзнаменование будущего. Здесь чрез осленка означается Церковь и народ новый, который был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Иисус, соделался чистым. Заметь же, какая точность во всем прообразовании. Ученики отвязывают подъяремников: и иудеи, и мы призваны в новоблагодатную Церковь чрез апостолов, введены в нее тоже чрез апостолов. Наша блаженная и славная участь и в иудеях возбудила ревность: осел идет позади осленка. И действительно, после того, как Христос воссядет на язычников, тогда и иудеи, по чувству соревнования, придут к Нему, что ясно показывает Павел, говоря: яко ослепление от части Израилеви бысть, дондеже исполнение языков внидет: и тако весь Израиль спасется (Римл 11:25). Итак, из сказанного видно, что это было пророчество. В противном случае не нужно бы было говорить пророку так подробно о возрасте осла. И не это только видно из сказанного, но и то, что апостолы приведут их без труда. И действительно, как здесь никто не препятствовал апостолам, когда они повели животных, так никто не мог воспрепятствовать им и в призвании язычников, когда они их уловляли. Далее: Христос садится не на нагого осленка, но на покрытого одеждою апостолов: это потому, что апостолы, взяв осленка, и свое все уже отдают, как и Павел говорит: аз же в сладость иждиву и иждивен буду по душах ваших (2 Кор 12:15). Но обрати внимание и на послушание осленка, на то, как он, вовсе не обученный и не знавший еще узды, не помчался быстро, но шел тихо и спокойно. И это служило предзнаменованием будущего, выражая покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни. Все это совершилось словом: отрешивше, приведита Ми; и беспорядочное пришло в благоустройство, и нечистое сделалось чистым.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 2.

    сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне

    См. Толкование на (Мф 21:1)

  • 3.

    и если кто скажет вам что -нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их

    См. Толкование на (Мф 21:1)

  • 4.

    Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит

    См. Толкование на (Мф 21:1)

  • 5.

    Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной

    См. Толкование на (Мф 21:1)

  • 10.

    Ст. 10-11 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского

    Но смотри на низость иудеев! Прежде, когда Христос так много делал чудес, они никогда столько Ему не удивлялись; теперь же, видя стекающийся народ, удивляются. Потрясеся, говорится, весь град, глаголя: кто есть сей? Народи же глаголаху: сей есть Иисус пророк, иже от Назарета Галилейска. И здесь, когда, по-видимому, они говорили нечто высокое, их мысль была земная, самая низкая, пресмыкающаяся. Впрочем Христос делал это не из тщеславия, но для того, чтобы, как я сказал, и пророчество исполнить, и преподать назидательное наставление, а вместе с тем и утешить учеников, сетующих о Его смерти, давая и то знать, что Он все это терпит добровольно. Ты же подивись тому, с какою точностью все предсказано пророками: иное Давидом, а иное Захариею.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 11.

    Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского

    См. Толкование на (Мф 21:10)

  • 12.

    И войдя Иисус в церковь, изгна вся продающия и купующия в церкви, и трапезы торжником испроверже, и седалища продающих голуби. И глагола им: писано есть: храм Мой храм молитвы наречется, вы же сотвористе и вертеп разбойником

    Об этом говорит и Иоанн, только говорит в начале евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что так случилось два раза, и притом в разное время. Это видно и из обстоятельств времени, и из ответа иудеев Иисусу. У Иоанна говорится, что это случилось в самый праздник Пасхи, а у Матфея - задолго до Пасхи. Там говорят иудеи: кое знамение являеши нам (Иоан 2:18)? а здесь молчат, хотя Христос и укорил их, - молчат потому, что все уже дивились Ему. Тем большего достойны обвинения иудеи, что Христос не один раз делал это, а они все еще не переставали торговать в храме, и называли Христа противником Божиим, тогда как и отсюда должны были видеть честь, воздаваемую Им Отцу, и собственное Его могущество. Они видели, как Он и чудеса творил, и как слова Его согласны с делами Его. Но они не убеждались и этим, а негодовали, не смотря и на то, что слышали пророка, говорящего об этом, и отроков, не по летам своим прославлявших Иисуса. Потому Он, обличая их, приводит слова пророка Исаии: дом Мой дом молитвы наречется. И не этим только показывает Христос Свою власть, но и тем, что исцеляет различные болезни. Приступиша, говорится, к Нему хромии и слепии, и исцели их. И здесь Он являет Свою силу и могущество. Но иудеи не трогались и этим, но видя и последние чудеса Его и слыша отроков, прославляющих Его, сильно негодовали и говорили Ему: слышиши ли, что сии глаголют? Христу лучше бы надлежало сказать им: слышите ли, что сии глаголют? Ведь отроки воспевали Его, как Бога. Что же Христос? Так как иудеи противоречили столь очевидным знамениям, то Христос, чтобы сильнее обличить их и вместе исправить, говорит: несте ли чли: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу? И хорошо Он сказал - из уст, так как слова их происходили не от разума их, но Его же сила двигала несовершенным еще языком их. Это изображало также и язычников, которые прежде немотствовали, но потом вдруг начинали вещать великие истины убедительно и с верою, - и вместе немало утешало и апостолов. Именно, чтобы апостолы не сомневались, как они, будучи людьми простыми и необразованными, могут проповедовать народам, отроки наперед истребили в них всякое беспокойство и внушили им твердую надежду, что Тот, кто научил отроков прославить Господа, сделает и их красноречивыми. Это чудо показывало также, что Он есть Господь природы. Дети, еще не достигшие зрелого возраста, вещали великое и достойное неба; а мужи говорили слова, исполненные всякого безумия. Такова-то злоба! Итак, поелику много было причин, от которых раздражались иудеи, например, толпы народа, изгнание из храма торгующих, чудеса, пение отроков, то Христос опять оставляет их, чтобы утишить их гнев, и не хочет предлагать им Своего учения, чтобы они, снедаемые завистью, не пришли еще в большее негодование от Его слов.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 13.

    и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

    См. Толкование на (Мф 21:12)

  • 14.

    И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их

    См. Толкование на (Мф 21:12)

  • 16.

    и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу

    См. Толкование на (Мф 21:12)

  • 18.

    Ст. 18-19, 23, 25, 27 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю

    Утру же, возвращся во град, взалка. Почему же Он алчет утром? Уступая требованиям плоти, Он этим показывал немощь ее. И узрев смоковницу на пути, прииде к ней, и ничтоже обрете, токмо листвие едино. Другой евангелист говорит: не убо бе время (Марк 11:13). Если же не пришло еще время собирания смокв, то как же этот другой евангелист говорит: прииде, аще убо обрящет плод на ней? Очевидно, это сказано евангелистом потому, что так думали ученики, которые еще не были совершенными. Евангелисты часто излагают мысли учеников. И не только это думали ученики, но и то, что смоковница проклята потому, что на ней нет плодов. Итак, для чего же смоковница проклята? Ради учеников, - именно, чтобы их ободрить. Так как Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия и отмщения, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие, и не иссушает их, то Он и не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением. Итак, когда подобное случается или с какими-либо местами, или с растениями, или с бессловесными животными, то не любопытствуй. Не говори: если еще не наступило время собирания плодов со смоковницы, то правосудно ли она иссушена? Такие слова крайне безрассудны. Лучше взирай на чудо, и дивись и прославляй чудодействующего. Так многие и судят о потоплении свиней, - отыскивая здесь причину правосудия. Но и в этом случае не должно их слушать. Как растения бездушны, так и животные без разума. Итак почему дан такой вид делу и почему эта именно причина проклятия? Это, как я уже и прежде сказал, описано евангелистом так, как думали ученики. Если же не настало еще время собирания плодов, то напрасно некоторые говорят, будто под смоковницею изображается закон. Плодом закона была вера; и этот плод закон уже принес, и время собирать этот плод, тогда уже наступило. Нивы, сказано, плавы суть к жатве уже; и: Аз послах вы жати, идеже вы не трудистеся (ст. 2).

    Итак, здесь не указывается на закон, но, как я уже сказал, Христос, проклиная смоковницу, представляет этим доказательство Своей силы и власти к отмщению; и это видно именно из слов: не у бо бе время. Слова эти показывают, что Христос подошел к смоковнице с особым намерением, не для того, чтобы утолить голод, но ради учеников, которые весьма удивились тому, что смоковница засохла, хотя много было чудес и важнее этого. Но для учеников, как я сказал, такое чудо было новым и неожиданным, потому что Христос в первый еще раз показал Свое правосудие и отмщение. Поэтому Господь сотворил чудо не над другим каким-либо деревом, но над смоковницею, - деревом, которое сочнее всех, так что чудо показалось от этого еще более необыкновенным. Но, чтобы ты знал, что это сделано ради учеников, именно для ободрения их, - выслушай следующие слова. Что Христос говорит? Вы и большие чудеса сделаете, если будете иметь веру, соединенную с молитвою и упованием. Видишь ли, что все для учеников было сделано, чтобы они не страшились и не трепетали вражеских козней? Потому и в другой раз повторяет то же, чтобы утвердить их в вере и молитве. Не только это сделаете, говорит Он, но силою веры и молитвы и горы будете переставлять, и творить другие, еще большие чудеса. Между тем гордые и надменные иудеи, желая прервать беседу с учениками, подошли к Нему с вопросом: коею властию сия твориши (ст. 23)? Так как иудеи не могли унизить Его чудес, то выставляют Ему поступок Его в храме с торжниками. Подобный вопрос предложили они и у евангелиста Иоанна, хотя не теми же словами, но в том же смысле. Они там говорят: кое знамение являеши нам, яко сия твориши (Иоан 2:18)? Там Христос отвечает им: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (ст. 19), а здесь Он приводит их в крайнее затруднение. Отсюда очевидно, что случай, описываемый Иоанном, был в начале служения Иисуса, когда Он только что начал творить чудеса, а описываемый Матфеем был при конце его служения. Смысл же вопроса иудеев был такой: получил ли Ты кафедру учительскую, или рукоположен во священника, что выказываешь такую власть? Хотя Христос ничего не сделал, что бы показывало гордость, а только проявил заботу о благочинии церковном, однако иудеи, не имея совершенно ничего сказать против Иисуса, ставят Ему в вину и это. Впрочем, по причине чудес они не смели ничего сказать Ему в то время, когда Он изгнал торжников из храма; но укоряют Его уже после, когда увидели Его. Что же Христос? Он не прямо отвечает на их вопрос, показывая тем, что они могли знать о Его власти, если бы захотели, - но Сам спрашивает их, говоря: крещение Иоанново откуду есть? С небесе ли, или от человек (ст. 25)? Но как это относится к делу? спросишь ты. И очень. Если бы они сказали: с небесе, Он отвечал бы им: почто убо не веровасте ему? потому что, если бы верили, то и не спросили бы об этом, так как о Нем говорил Иоанн: несмь достоин отрешити ремень сапогу Его (Лук 3:16); и еще: се Агнец Божий, вземляй грех мира (Иоан 1:29); и также: сей есть Сын Божий (там же ст. 34); и еще: грядый свыше, над всеми есть (Иоан. III, 31); и опять; лопата в руку Его, и отребит гумно Свое (Матф 3:12). Поэтому, если бы иудеи поверили Иоанну, то не было бы никакого затруднения для них знать, какою властью Христос делает это. Далее, так как иудеи с лукавством отвечали Ему: не вемы, то Христос не сказал им: и Я не знаю; но что же? Ни Аз вам глаголю (ст. 27). Если бы они в самом деле не знали, то надлежало бы научить их; но так как они поступали лукаво, то Христос справедливо ничего не отвечает им. Почему же иудеи не сказали, что крещение Иоанново было от человек? Боялись народа, сказано. Видишь ли развращенное сердце? Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. И Иоанна боялись ради людей, уважая святого мужа не ради него самого, но ради народа; ради народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа, - и вот где источник всех зол для них!

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 19.

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    См. Толкование на (Мф 21:18)

  • 23.

    И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть

    См. Толкование на (Мф 21:18)

  • 25.

    крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему

    См. Толкование на (Мф 21:18)

  • 27.

    И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю

    См. Толкование на (Мф 21:18)

  • 28.

    Далее, Иисус Христос говорит им: что ся вам мнит? Человек имяше два сына, и первому рече: иди, днесь, делай в винограде моем. Он же отвещав рече: не хощу; последи же раскаявся, иде. И приступи к другому рече такоже. Он же отвещав рече: аз, Господи, и не иде. Кий от обою сотвори волю отчу? Глаголаша: первый (ст. 28-31). Христос опять притчами обличает иудеев, намекая как на неповиновение их, так и на покорность отверженных прежде язычников. Здесь под двумя сыновьями разумеется то, что случилось с язычниками и иудеями. Первые, не давая обещания в послушании и не слышав закона, самым делом оказывали повиновение; а последние, хотя говорили: вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем (Исх 19:8), на деле не оказывали покорности закону. Поэтому, чтобы иудеи не подумали, что закон приносит им пользу, Христос показывает, что это-то самое и осуждает их. Согласно с этим говорит и Павел: не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся (Римлян. II, 13). Поэтому, для того, чтобы иудеи осудили сами себя, Спаситель заставляет их самих произнести приговор. Так же точно Он делает и в следующей притче о винограде.

    Здесь Христос заставляет иудеев также осудить самих себя в другом лице. Так как они не хотели прямо сознаться в своей вине, то Христос притчею доводит их до предположенной цели. Когда же они, не понимая цели притчи, произнесли приговор, тогда Он уже открывает им самый смысл притчи, и говорит: яко мытари и любодейцы варяют вы в царствии Божием. Прииде бо к вам Иоанн путем праведным, и не веровасте ему, мытари же вероваша ему; вы же видевше, не раскаястеся последи веровати ему (ст. 31, 32). Если бы Он просто сказал: блудницы прежде вас войдут в царство Божие, то Его слова показались бы им тяжкими; но теперь, когда сами они объявили свое мнение, то слова Его для них кажутся не так тяжкими. Для этого же Он приводит и причину. Какую же? Прииде Иоанн, говорит Он, к вам, а не к ним, и притом путем праведным. Вы не можете обвинять его, как человека нерадивого и бесполезного. Он вел и жизнь безукоризненную, и имел большую попечительность; и однако вы не послушали его. После этого следует другое осуждение, т. е., что мытари уверовали; затем еще обвинение, именно: вы даже и после них не поверили ему, а это вам надлежало сделать прежде мытарей; то же, что вы не сделали этого даже и после них, не заслуживает никакого прощения, и потому мытарям большая похвала, а вам - осуждение. Иоанн пришел к вам - и вы не приняли его; он не приходил к мытарям - и они приняли его, а вы не вразумились их примером. Заметь, как много доказательств является к похвале мытарей и осуждению иудеев. К вам пришел Иоанн, говорит Он, а не к ним; вы не поверили - это их не соблазнило; они поверили - это вам не принесло пользы. Слово же: варяют не потому сказано, что иудеи последуют мытарям, но что и они, если захотят, могут войти в царствие Божие. Подлинно, ничто так не возбуждает грубых людей, как ревность. Поэтому Христос всегда говорит: последние будут первыми, и первые последними. Для того и представляет Он в пример блудниц и мытарей, чтобы иудеи возревновали. Грех блудниц и грех мытарей - два величайшие греха, происходящие от грубой любви, в первом случае к телу, в последнем - к деньгам. Притом Христос научает, что верить Иоанну значит истинно повиноваться закону Божию. Итак, блудницы входят в царствие Божие не по одной благодати, но и по правде, потому что входят они не как уже блудницы, но как послушные и верующие, чистые и переменившиеся. Видишь ли, как Христос сперва притчею, а потом указанием на блудниц делает слово Свое не столь тяжким для иудеев, а между тем весьма сильным? Он не вдруг сказал им: почему вы не поверили Иоанну? но - что было гораздо поразительнее - сперва указывает на мытарей и блудниц, а потом уже говорит это, самыми делами доказывая, что иудеи были недостойны прощения, и показывая, что они делают все из боязни к людям и ради суетной славы. Действительно, они и во Христа не веровали из-за страха, чтобы не быть отлученными от синагоги; равно и Иоанна не осмеливались охуждать, не по благочестию, но также по страху. Обличив иудеев во всем этом, Христос наконец наносит им самый тяжкий удар, говоря: вы же видевше не раскаястеся последи веровати ему. Худо не делать доброго в самом начале; но еще большего осуждения достоин тот, кто и после не исправляется. Это особенно делает многих нечестивыми.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 29.

    Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел

    См. Толкование на (Мф 21:28)

  • 30.

    И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел

    См. Толкование на (Мф 21:28)

  • 31.

    Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие

    См. Толкование на (Мф 21:28)

  • 32.

    ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему

    См. Толкование на (Мф 21:28)

  • 33.

    Ст. 33-42 Ину притчу слышите: человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа точило, и созда столп, и вдаде и делателем, и отъиде. Егда же приближися время плодов, посла рабы своя прияти плоды; и емше делателе рабов, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайшя первых, и сотвориша им такожде. Последи же посла к ним сына своего, глаголя: может быть, усрамятся сына моего. Делателе же, видевше сына, реша в себе: сей есть наследник, приидите, убием его, и удержим достояние его (Лук 20:13). И изведше вон из винограда, убиша. Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем? Глаголаша Ему: злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя. Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в писаниих: камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла

    Настоящею притчею Христос научает многому: что Бог с давних времен промышлял об иудеях; что они с самого начала склонны были к убийству; что приняты были всевозможные меры для их исправления; что даже по избиении ими пророков, Бог не отвратился от них, но еще послал к ним Сына; что и один и тот же есть Бог нового и ветхого завета; что чрез смерть Христову совершено великое дело; что иудеи за крест Христов и за злодеяние свое понесут крайнее наказание; что будут призваны язычники, иудеи же отвержены. Притчу эту Христос предлагает после предыдущей для того, чтоб тем показать всю тяжесть и совершенную непростительность греха их. Как же и чем именно? Тем, что иудеи, при всем об них попечении, дали блудницам и мытарям опередить себя, и притом так много. Рассуди же, как велико было Божие попечение о них, и как непомерна их беспечность. Он сам сделал все, что надлежало делать земледельцам: обнес оградою, насадил виноградник, и все прочее, а им оставил немногое: заботиться о том, что уже есть, и сберегать порученное. Ничто не было забыто, все приготовлено, но и при всем том они ничем не воспользовались, хотя многое и в большей мере получили от Бога. Так, когда иудеи вышли из Египта, Бог дал им закон, дал им город, устроил жертвенник и храм воздвигнул. И отыде, - то есть, долго терпел, не всегда наказывал тотчас по преступлении. Под отшествием разумеется великое Божие долготерпение. И посла рабы своя, - то есть, пророков, - прияти плоды, - т. е., повиновение, доказываемое делами. Но они и в этом случае показали свою злобу: не только после таких попечений о них не дали плода, что обнаруживало их недеятельность, но даже вознегодовали на пришедших. Если нечего было отдать, хотя были к тому обязаны, то им надлежало не досадовать и не негодовать, а умолять. Они же не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью и, сами заслуживая казни, предали казни посланных. Поэтому Бог послал в другой и в третий раз, чтобы обнаружилась и их злоба и человеколюбие Пославшего. Но почему Бог не тотчас послал Сына? Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступили с посланными рабами, и отложивши гнев, устыдились Его пришествия. Есть и другие причины; но пока займемся дальнейшим. Что значат слова: еда како усрамятся? Ими показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и его совершенную непростительность. Бог знал, что убьют и Сына; и однако послал. Словами же: усрамятся Сына Моего указывает, что должны они были сделать, - потому что им должно было устыдиться. Так, если и в другом месте говорит: аще убо услышат (Иез 2:5), то не по неведению; но чтобы не сказал кто-нибудь из людей безрассудных, что самое предсказание Божие невольно влечет к неповиновению, для того и употребляет такой образ выражения: аще убо, еда како. Если они уже были непризнательны к рабам, то по крайней мере должны были почтить достоинство Сына. Но как же поступили они? В то время, как им должно было придти и просить помилования в своих преступлениях, - они ведут себя по-прежнему, даже предпринимают новые злодеяния, ужаснее прежних. На это и сам Христос указывает, говоря: исполните меру отец ваших (Матф 23:32). В том же обвиняли их прежде пророки, говоря: руки ваши исполнены крове (Ис. I, 15), и: кровь с кровьми мешают (Ос 4:2), также: созидающии Сиона кровми ((Мих 3:10). Но они не сделались благоразумнее, хотя и дана им была эта великая заповедь: не убиеши, а чрез нее велено было воздерживаться от многого другого, и много употреблено было других различных побуждений к исполнению ими этой заповеди. Но, не смотря и на все это, они не оставили своего злого навыка. Но что говорят они, увидев Сына? Приидите, убием Его. Для чего и за что? Можно ли им было обвинять Его в чем-нибудь, великом или малом? Разве в том, что Он почтил вас, и будучи Богом, соделался для вас человеком и совершил бесчисленные чудеса? Или в том, что прощал грехи? Или в том, что призывал в царствие? Смотри, как они при своем нечестии крайне безумны, и как безрассудно их побуждение к убийству: убием Его (Лук 20:14), говорят они, и наше будет достояние! И где намерены убить? Вне винограда.

    Видишь, как Христос предсказывает о самом месте, где будет убит? И изведше убиша (Лук 20:15). По свидетельству ев. Луки, Христос сам объявил, что надлежало им за это претерпеть, а они сказали: да не будет, но Он привел свидетельство. Воззрев, говорится, на них, рече: что убо писанное сие: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла? И: всяк падый на нем сокрушится (там же, ст. 16-18). Матфей же говорит, что иудеи сами произнесли приговор. Но в этом нет противоречия; и то, и другое было. Они произнесли на себя этот приговор, а потом, уразумев смысл притчи, сказали: да не будет! и Он возразил им словами пророка, уверяя, что это непременно сбудется. Впрочем и в этом случае не указал им прямо на язычников, чтобы не раздражить их против Себя, но намекнул только, сказав: и виноград предаст иным (Лук 20:16). Без сомнения, Он и притчу сказал для того, чтобы иудеи сами произнесли приговор, что случилось и с Давидом, когда он произнес осуждение себе, уразумев притчу Нафана. Суди же по этому, как справедлив приговор, когда подвергаемые наказанию сами себя обвиняют. Потом, для того, чтобы они видели, что не только самая справедливость требует этого, но что давно уже предрекла это благодать Св. Духа, и Бог так определил, Христос приводит пророчество и обличает их, говоря: несте ли чли николиже, яко камень егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла? От Господа бысть сей, и есть дивен во очию нашею. Он всячески уверяет иудеев, что они, как неверующие, будут изгнаны, а язычники приняты. Это дал Он разуметь и обращением с хананеянкою, и избранием осла при входе во Иерусалим, и примером сотника, и многими притчами; на это же указывает и теперь. Поэтому Он и присовокупил: от Господа бысть сей, и есть дивен во очию нашею, давая тем знать, что верующие язычники и те, которые из самых иудеев уверуют, составят одно, не смотря на все их прежнее между собою различие. Затем, чтобы они знали, что все это нисколько не противно Божию совершенству, а напротив весьма сообразно с ним, и даже чудно и поразительно для всякого (а и действительно это было несказанное чудо), - Христос присовокупил: от Господа бысть сей. Камнем называет Себя, а зиждущими - учителей иудейских; то же сказано и Иезекиилем: зиждущие стену, и помазующие неискусно (Иез 13:10). Как же небрегоша? Когда говорили: сей несть от Бога (Иоан 9:16); сей льстит народы (там же VII, 12); также: самарянин еси Ты, и беса имаши (Иоан. VIII, 48). Наконец, чтобы они знали, что им угрожает не одно отвержение, указывает на самые казни: всяк падый на камени сем, сокрушится; а на немже падет, сотрыет и (ст. 44). Здесь Христос представляет двоякую гибель: одну от преткновения и соблазна, - это означают слова: падый на камени сем; а другую, когда подвергнутся пленению, бедствиям и совершенной погибели, - что ясно выразил словами: сотрыет и. Этим же Он указал и на Свое воскресение. Пророк Исаия говорит, что Он обвиняет виноградник (т. е. народ); здесь же порицает и начальников народа. У Исаии говорит Он: что подобаше Мне сотворити винограду Моему, и не сотворих (V, 4)? А у другого пророка: кое обретоша отцы ваши во Мне прегрешение (Иерем. II, 5)? также: людие Мои, что сотворих вам, или чим оскорбих вас (Мих 6:3)? Так Он изображал неблагодарность иудейского народа, что они за все Его благодеяния воздали Ему противным! Здесь то же самое говорит с большею силою. Не Сам Он является говорящим: что подобаше мне сотворити, и не сотворих? Но представляет, что они сами произносят приговор, что все для них было сделано, и тем сами себя осуждают. Слова их: злых зле погубит, и виноград предаст иным делателям то и означают, что они сами на себя произносят самый строгий приговор. И Стефан укоряет их в этом, особенно нападая на них за то, что они, пользуясь постоянно великим Божиим промышлением о них, воздавали Благодетелю совсем противным; и это самое было ясным доказательством того, что не наказывающий, но сами наказываемые были виновниками ниспосылаемой на них казни. То же доказывается и здесь, как притчею, так и пророчеством. Христос не удовольствовался одною притчею, но привел еще два пророчества: одно Давидово, другое - собственное Свое. Итак, что же должны были сделать иудеи, выслушав это? Не поклониться ли Господу? Не удивляться ли Божией о них попечительности, явленной как в древние времена, так и после этого? Если никакое благодеяние не могло их сделать лучшими, то по крайней мере не надлежало ли им вразумиться хотя страхом наказания? Но они не вразумились. Что же сделали они после этого? Слышавше, говорит евангелист, разумеша, яко о них глаголет. И ищуще Его яти, убояшася народа; понеже яко пророка Его имеяху (ст. 45-46). Иудеи наконец поняли, что Христос разумел их. Когда однажды они хотели схватить Его, Он прошел посреди их, и сделался невидим; в другой раз явился и остановил решительное их намерение убить Его, которым они мучились. И они, удивляясь этому, говорили: не сей ли есть Иисус? Се не обинуяся глаголет, и ничесоже Ему не глаголют (Иоан 7:25) Но теперь, так как их удерживал страх пред народом, Христос довольствуется этим, и не производит чуда, как прежде, не проходит посреди их, не делается невидимым. Он не хотел везде действовать сверхчеловеческою силою, чтобы верили истине Его вочеловечения. Но ни народ, ни слова Христа не вразумили иудеев; они не устыдились ни свидетельства пророков, ни собственного своего приговора, ни мнения народного. Так совершенно ослепило их любоначалие, тщеславие и привязанность к временному!

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 34.

    Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 35.

    виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 36.

    Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 37.

    Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 38.

    Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 39.

    И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 40.

    Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 41.

    Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 42.

    Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 43.

    Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 44.

    и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 45.

    И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит

    См. Толкование на (Мф 21:33)

  • 46.

    и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка

    См. Толкование на (Мф 21:33)

1.«Пришли в Вифагию»: это было селение, вероятно в самом близком расстоянии от Вифании (Мк. 11:1Лк. 19:29); впрочем следов его вовсе теперь нет, и в Ветхом Завете нигде о нем не упоминается, а упоминается о нем только в Талмуде. Вифагия значит – дом смокв, и называлась так вероятно от множества произраставших там фиговых деревьев. – «К горе Елеонской»: или масличной, называвшейся так по множеству произраставших на ней масличных деревьев. Она находится к востоку от Иерусалима и отделялась от него ручьем или потоком, так называемым Кедронским или Кедроном, который почти совершенно высыхал в продолжение жарких месяцев, но весьма значительно увеличивался во время периодических дождей, бывающих в Палестине. На западном (к Иерусалиму) склоне горы масличной находился сад, называемый Гефсиманией; Вифагия же и Вифания лежали на восточном склоне этой горы. Гора эта была довольно высока, так что с нее все части Иерусалима видны были совершенно. Два пути было из Вифании в Иерусалим: один огибал гору Елеонскую с юга, другой шел через самый верх горы; последний был короче, но труднее и утомительнее.

2.«В селение, которое прямо перед вами»: Христос с учениками был в Вифагии и селение, которое было перед ними, была без сомнения Вифания. – «Найдите ослицу и молодого осла»: В Палестине было мало коней; они употреблялись почти исключительно только ради войны и очень редко в домашнем обиходе. Осел, мул и верблюд были, как и доселе, самыми употребительными животными на востоке для домашнего обихода и путешествий. Сесть на коня было тогда эмблемою войны, сесть на мула или осла – эмблемою мира, и во время мирное цари и вожди ездили на этих последних. Так Соломон, когда венчался на царство, ехал на муле (3Цар. 1:33). Таким образом, вход Иисуса Христа в Иерусалим на осле не был знаком Его бедности или уничижения, но символом мира. Царь Сиона, Царь мира, едет в свою столицу на осле, эмблеме мира.

3.«И тотчас пошлет их»: «Иисус Христос сказал: «найдите ослицу», и тут же предрек, что никто ни будет препятствовать, но лишь услышат, замолчат… Сего события не должно почитать маловажным. Что заставило сих бедных людей, может быть земледельцев, без всякого противоречия отдать свою собственность? И что я говорю без противоречия? Нет, даже и не спрашивая, или спросив, замолчать и уступить? Если они ничего не сказали, когда уводили их скот, или если и сказали что-либо, но, услышав, что Господь его требует, уступили без всякого противоречия: то и другое равно удивительно, тем более, что они не видели Его Самого, а только учеников. Сим самым Иисус Христос дает разуметь, что Он мог воспрепятствовать жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными, но только не захотел сего. С другой стороны, Он научает сим учеников и всякого без противоречия жертвовать всем, чего бы Он ни потребовал, даже душой своей. Ибо ежели незнакомые Ему повиновались Его требованию, то тем более они должны жертвовать Ему всем» (Злат.). Объяснение сего беспрекословного повиновения одним тем, что Иисус Христос, сотворивший много чудес в сих местах и еще недавно воскресивший Лазаря (Ин. 11:43), одним именем Своим подействовал на отпустивших ослицу с осленком – недостаточно; а объяснение тем: что люди сии были известны Господу и благорасположены к Нему, не имеет подкрепления в тексте евангельском; объяснение же тем, что сие сделано по предварительному условию, совсем неосновательно. Посему нельзя не согласиться с приведенным выше объяснением св. Златоуста.

4-5.«Все сие было, да сбудется» (ср. прим. к Мф. 1:22); не случайно произошло все сие, но по Божественному усмотрению, во исполнение пророчества, сказанного за 400 с лишком лет Захарией пророком (Зах. 9:9). Пророчество приведено свободно, частью по подлиннику, частью по переводу Семидесяти Толковников, с присовокуплением слов («скажите дщери Сионовой») из пророка Исаии (Ис. 62:11). – «Дщери Сионовой»: т.е. Иерусалиму. Сионом назывался один из холмов, на которых построен был Иерусалим; здесь был собственно так называемый город Давидов, окруженный стенами; здесь поставлена была, по перенесении в Иерусалим, скиния и здесь же после построен храм, а потому Сион назывался святым. На образном языке восточном города нередко назывались дщерью или девою (ср. Ис. 1:8Ис. 47:1Ам. 5:2Пс. 47:12Пс. 136:8), чем хотели выразить их красоту. – «Кроткий»: мирный, не воинственный. Не на колеснице едет, как обыкновенно поступают другие цари, не требует дани, не наводит собою страха, не имеет копьеносцев; но и здесь показывает величайшую кротость» (Злат.). – «Сидя на ослице и молодом осле»: Господь воссел собственно на молодого осла (Мк. и Лк.), а ослица вероятно шла рядом; но по восточному словоупотреблению, Он ехал как бы на обоих их. «Воссев на осля, Он исполнил пророчество (Захарии), и в то же время, прообразуя Своими действиями будущее, дал другое пророчество. Каким же образом? Он предвозвестил сим призвание нечистых язычников, т.е. что Он в них почиет, что они придут к Нему и за Ним последуют… Через осленка здесь означается церковь и новый народ, который был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Иисус Христос, соделался чистым. Заметь же, какая точность во всем прообразовании. Ученики отвязывают подъяремников; и иудеи и мы призваны в новоблагодатную церковь через апостолов, введены в оную также через апостолов. Наша блаженная и славная участь и в иудеях возбудила ревность; ослица идет позади осленка. И действительно, после того, как Иисус Христос воссядет на язычников, тогда и иудеи по своей ревности придут к Нему, что ясно показывает Апостол Павел (Рим. 11:25 и дал.). Итак из сказанного видно, что это было пророчество; в противном случае не нужно было бы говорить пророку так подробно о возрасте осла. И не только это из сказанного видно, но и то, что апостолы приведут их без труда. И действительно: как никто не препятствовал апостолам, когда они повели оных животных, так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они их уловляли. Далее, Христос садится не на нагого осленка, но покрытого одеждой Апостолов; это потому, что апостолы, взяв оного осленка, и свое все отдают, как говорит Апостол Павел (2Кор. 12:15). Но обрати внимание и на послушание осленка: как он, вовсе не обученный и не знавший еще узды, не помчался быстро, но шел тихо и спокойно. И это служило предзнаменованием будущего, выражая покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни» (Злат.).

6-7.«Положили на них одежды свои»: это было выражением и знаком особого почтения (4Цар. 9:13). – «Он сел поверх их»: т.е. одежд, а не то, чтобы Он сел на обоих животных вместе, или садился на них попеременно, что не согласно со сказаниями о сем евангелистов Марка и Луки.

8.«Постилали одежды свои по дороге»: тоже выражение и знак особого почтения. – «Резали ветви» и пр.: был обычай бросать цветы, гирлянды и ветви древесные по пути торжественно въезжавших в город победителей. – Флавий говорит, что так встречены были в Иерусалиме Александр Великий и потом царь Агриппа.

9.«Осанна» (Пс. 117:25): собственно значит – «спаси», даруй спасение. Это слово иудеи употребляли как народное восклицание, выражавшее радость при торжественных случаях, особенно при празднествах; этим народ изъявлял свою радость и благожелания Сыну Давидову, т.е. Мессии. – «Благословен грядущий во имя Господне»: это восклицание заимствовано из псалма 117 (Пс. 117:26), который народ приложил к Мессии Иисусу. Придти во имя Господне значит быть особенным нарочитым посланником Господа, заменяющим или представляющим Самого Господа (Ин. 5:43). – «Осанна в вышних»: клик радости этот да будет слышим не только здесь, на земле, но и в «вышних», на небе, где обитает Бог и бесчисленные сонмы ангелов (ср. Лк. 2:13-15); это высшее выражение народной любви и преданности Иисусу Христу.

10-11.«Весь город пришел в движение»: эта торжественность, это множество народа, эти восклицания его, это праздничное шествие, привели в движение все народонаселение Иерусалима, и – вероятно пришедшие из чужих стран на праздник спрашивали: что это значит, кого так встречают? На что встречавший Христа народ отвечал, что это Иисус пророк. – «Из Назарета Галилейского»: см. прим. к Мф. 2:21.

12.«В храм Божий»: храм иерусалимский, в котором Бог Иегова благоволил особенно являть Свое присутствие, особенно во Святом Святых на кивоте завета. Это был так называемый второй храм иерусалимский. Первый храм великолепный, выстроенный Соломоном, был разрушен вместе с Иерусалимом халдеями при Навуходоносоре (ок. 584 г. до Р.Х.), когда и иудеи отведены были в 70-летний плен вавилонский. По возвращении из плена, при Зоровавеле, храм был вновь построен, но с меньшим великолепием сравнительно с первым храмом, так что старики, помнившие первый храм, взирая на второй, проливали слезы (1Езд. 3:8-12). Но и этот второй храм, при частных войнах иудеев, перед пришествием Христовым, приходил в упадок. Ирод великий, нетерпимый народом за жестокости, чтобы хоть несколько снискать расположение народа, предпринял украсить этот храм внутри и со вне; постройка собственно храма окончена была Иродом лет через 8-9; но пристройки храмовые были окончены уже при Ироде Агриппе 2-м, около 64 г. по Р.Х. Возобновленный храм был не велик, но он окружен был множеством пристроек, так что ими занята была вся гора Мориа и даже потребовалось распространить ее искусственными насыпями с каменными и земляными постройками, основание которых находилось в окружавших гору долинах. Древнейшие сведения о храме Иродовом у Флавия и в Талмуде не вполне одинаковы. По соображении некоторых разностей, в общем его можно описать так: площадь (четвероугольная) храма с примыкающей к нему с северо-запада крепостью Антониевой была в окружности несколько более версты и обнесена была высокой стеной. Через нее вели восемь (со всех четырех сторон) ворот, к которым со вне вели высокие лестницы. Одни врата с главной (восточной) стороны были особенно великолепны и назывались красными (Деян. 3:2). По всему протяжению этой стены со внутренней стороны, от ворот до ворот, на огромных мраморных столбах, устроены были крытые ходы или галереи или так называемые притворы. Один из них, с восточной стороны, отличался особенно красотой и назывался «притвором Соломоновым» (Ин. 10:23Деян. 3:11). Почти в середине этого пространства, окруженного стеной (несколько ближе к северной части), возвышалась другая стена двойная, окружавшая с четырех сторон сам храм в виде продолговатого (от востока к западу) четвероугольника. Пространство между первою и второю стенами со всех сторон составляло обширный, так называемый двор язычников, названный так потому, что сюда могли входить и язычники. У ворот второй стены прибиты были дощечки с надписями на еврейском, греческом и латинском языках, воспрещавшими вход далее язычникам, а равно и нечистым, под опасением смерти. Середину этого пространства, окруженного второй стеной, занимал собственно так называемый храм, разделявшийся на две части – Святое и Святое Святых. Между этой второй стеной и собственно зданием храма находились дворы жен, израильтян и священников. Двор жен, названный так потому, что в него только, но не далее, могли входить женщины, занимал почти половину всего этого пространства с востока, от притвора Соломона; в него вели трое ворот, с востока, севера и юга. Из двора жен западные ворота вели во двор израильтян, а из него – во двор священников, отделявшийся от двора израильтян невысокой стеной. Оба эти двора огибали храм с трех сторон, – восточной, северной и южной. Середину этого двора священников, возвышенную сравнительно со всей площадью, занимал собственно храм. Восточную часть составлял жертвенник, на котором обыкновенно приносились жертвы. Отделяясь от него высоким фронтом и стеной, стояло небольшое по пространству, но высокое и великолепное здания Святого и Святого Святых, которые разделялись великолепной завесой. Общий вид храма, со всеми его пристройками, был великолепен и восхитителен, особенно с вершины близлежащей горы Елеонской (Мк. 13:1). Издали чужестранец мог принять его за снежную гору, ибо все здание было необычайной белизны, кроме частей позлащенных. Флавий говорит, что при свете солнечном блеск зданий был таков, что трудно было глазу выносить его. Храм этот разрушен был римлянами при Веспасиане, по пророчеству Господа (см. прим. к Мф. 24:2). Юлиан отступник сделал попытку восстановить оный: но, по свидетельству его историка Аммиана Маркеллина, попытка чудесным образом была уничтожена. На месте этого храма ныне мечеть, так называемая Омарова. – «Выгнал всех продающих и покупающих в храме»: не собственно в храме, но во дворе язычников происходила торговля эта. Тут устроено было нечто вроде лавок (tabernae), в которых продавалось и покупалось все, нужное для жертвоприношения в храме, как то: жертвенные животные, ладан, масло, мука, вино и пр. Нет ничего невероятного, что при этом допускаема была торговля и предметами не необходимыми для храма, так что обширный двор язычников обратился в базарную площадь со всем шумом, гамом, толкотней, спорами, обманами, что все так неуместно было в стенах зданий, причислявшихся ко храму. – «Опрокинул столы меновщиков»: в Палестине, подвластной тогда римлянам, была в употреблении римская монета, но оставалась в употреблении и прежняя греческая, а равно и народная еврейская. Закон иудейский требовал, чтобы каждый иудей храмовую подать платил своей монетой, еврейской (Исх. 30:11-16). С целью обмена монет греческих и римских на еврейские, и размена вообще, и устроены были в том же дворе язычников особые места или столы, и меновщики получали большую выгоду, когда сотни тысяч путешествующих на праздник иудеев из разных стран обменивали у них деньги за известные, конечно, проценты, может быть и свыше дозволенных законом и справедливостью. – «Продающих голубей»: голубь был один из обычных жертвенных животных (Лев. 14:22Лк. 2:24). Конечно, трудно было иудеям, приходившим из дальних особенно стран, нести с собой и голубей или что-либо подобное, нужное для жертвы; удобнее было купить их в самом Иерусалиме. Отсюда произошла торговля голубями. Все это, конечно допущено было ради удобства богомольцев, но – не у места; осквернилась святость храма.

13.«Написано: дом Мой» и пр. Выражения взяты (не буквально) первое из книги пророка Исаии (Ис. 56:7), второе из книги пророка Иеремии (Иер. 7:11). Устроитель первого храма Соломон, по освящении его, молил Господа, чтобы Он внимал молящимся в храме сем не только иудеям, но и язычникам, и Господь обещал исполнить молитву его и соделать храм сей храмом молитвы для всех народов (3Цар. гл. 8-9). Таково же было назначение и второго храма, заменившего первый. – «Вертепом разбойников»: разбойники, которых в нагорной особенно части Иудеи было довольно, жили обыкновенно в горных лесных пещерах и землянках (вертеп). Торгующих в храме Господь уподобляет разбойникам потому, что «страсть любостяжания есть страсть разбойническая» (Феофил.); продавцы, продававшие из корысти, делали то же в некотором роде, что и разбойники. Впрочем, это – конечно усиленное выражение, имеющее целью показать всю неуместность такого мирского торжища во дворе святого храма Божия.

15-16.«Первосвященники и книжники»: см. прим. к Мф. 2:4. – «Чудеса»: дела, совершаемые силой сверхъестественной, каково исцеление слепых и хромых (ст. 14) и самое очищение храма (ст. 12-13). – «Детей восклицающих»: что это за дети, не довольно ясно. Что это был дети – питомцы и питомицы, воспитывавшиеся при храме, едва ли вероятно, ибо таковые состояли под руководством и надзором заведовавших храмом, враждебно расположенных ко Христу. Вероятнее, что это были дети обывателей и богомольцев, в неудержимом детском восторге от всего видимого ими повторявшие те приветствия Христу, которыми народ встретил и сопровождал Его и которые они слышали и запомнили, хотя вероятно и не понимали вполне их смысла. – «Вознегодовали»: первосвященники и книжники видели народную любовь к Иисусу, видели, что народ принимает Его за Мессию, и, ослепленные неверием и ненавистью к Нему, вознегодовали, завидуя славе Его. Так сильна страсть в людях. – «Слышишь ли, что они говорят»: это род насмешки над тем, что Господа прославляют дети неразумные, и что Он от неразумных принимает хвалу. Завистники хотели этим сказать Господу перед народом, что не велика честь, когда дети (о народе не упоминают) не понимающие хвалят и славят. Господь словом пророческим обращает эту укоризну на них самих. – «Из уст младенцев» и пр.: слова взяты из псалма 8-го, в котором Давид изображает славу имени Божия по всей земле, славу столь ощутительную во всем, что даже грудные младенцы бессознательно чувствуют оную и славословят Господа. «И хорошо сказано: «из уст», ибо слова их происходили не от разума их, но Его же сила двигала еще несовершенным их языком. Это изображало также и язычников, которые прежде немотствовали, но потом вдруг начинали вещать великие истины, убедительно и с верой, – и вместе немало утешало Апостолов. Именно, чтобы Апостолы не сомневались, как они, будучи людьми простыми и необразованными, могут проповедовать народам; отроки наперед истребили в них всякое беспокойство и внушили им твердую надежду, что Тот, Кто научил отроков прославить Господа, сделает и их красноречивыми. Это чудо показывало также, что Он есть Господь природы. Дети, еще не достигшие зрелого возраста, вещали великое и достойное неба; а мужи говорили слова, исполненные всякого безумия. Такова-то злоба!» (Злат., ср. Феофил.).

17.«В Вифанию»: селение, находящееся недалеко (верст около двух с половиною; ср. Ин. 11:18) от Иерусалима, на восточном склоне горы Елеонской. Здесь жил друг Господа, Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, с сестрами своими Марфой и Марией (Ин. гл. 11). Вероятно у них и провел Господь следующую ночь.

18-19.«Поутру взалкал»: «почему же Он алчет утром? Уступая требованиям плоти, Он этим показывал немощь ее» (Злат.). – «При дороге смоковницу» и пр.: так как эта смоковница (фиговое дерево) стояла при общественной дороге, то всякий имел право пользоваться плодами ее (ср. Втор. 23:24). Господь подошел к ней в надежде найти плоды для утоления голода (не потому, чтобы Он не знал, что на ней нет плодов, но – как человек поступает по-человечески). Дерево было покрыто листьями; на смоковницах же сперва зарождаются плоды, потом развиваются листья; следовательно на смоковнице, покрытой листьями, могли уже быть плоды ранние (боккоры, фиги-скороспелки), но плодов на ней не оказалось. – «Да не будет впредь» и пр.: эти слова выражали проклятье (Мк. 11:21), что тотчас и обнаружилось в иссушении смоковницы. «Для чего смоковница проклята? Для учеников, именно, чтобы ободрить их. Поелику Он всегда благодействовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия и отмщения, дабы и ученики и иудеи знали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, Своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие: то Он и не хотел показать этого над человеками, но явил опыт Своего правосудия над растением… И явил знамение Своей власти не над каким-либо деревом, но над смоковницей, деревом, которое сочнее всех, так что чудо показалось от этого еще более необыкновенным» (Злат., ср. Феофил.). Эта смоковница была образом народа иудейского и проклятье ее – образом отторжения иудеев. Смоковница имела листья и вид, как будто на ней были плоды, и народ иудейский имел вид религиозности, держался обрядов и преданий религиозных; но плодов на смоковнице не было; и та и другой подверглись проклятью: смоковница иссохла, народ иудейский отвергнут Богом.

21-22.«Сказал им в ответ» и пр.: не отвечая прямо на вопрос учеников о том, как это засохла смоковница, т.е. как Он сделал, что засохло дерево (Он сделал сие своей Божественной силой, как Сын Божий), Господь указывает ученикам Своим, как и они сами могут творить не только такие чудеса, но еще и большие (ср. Ин. 14:12), – именно силой несомнительной веры в Него (ср. Мф. 17:20), каковая вера дарует им все, чего бы они ни попросили в молитвах своих. – «Если горе сей скажете» и пр.: в примере горы представляется, что несомнительная вера может делать все, преодолевать самые великие, невероятные препятствия. Конечно нет нужды, чтобы гора подвиглась и вверглась в море; но это также возможно для них, как возможно исцелять неизлечимо больных, изгонять бесов и пр. (см. прим. к Мф. 17:20). – «В молитве с верою»: необходимое условие получения просимого. – «Все»: конечно все то, что сообразно с волей Божией (ср. Феофил.).

23.«В храм»: в один из дворов храма, где всегда, особенно же в праздники, собиралось много народа. – «Какою властью» и пр.: первый из вопросов относится к свойству власти, второй – к лицу, давшему власть сию. Господь не был из священнического рода, имевшего власть распоряжения в храме, и первосвященники со старейшинами народными спрашивают Его: «получил ли ты кафедру учительскую, или рукоположен во священника, что выказываешь такую власть» (Злат)? Он имел власть Сына Божия, власть пророка и чудотворца; но иудейские начальники Сыном Божиим и пророком Его не признавали, а чудотворения Его производили от веельзевула, и – потому лукаво спрашивают Его, какой властью Он делает это, т.е. изгнание из храма торжников (ср. Злат.); «какою властью»: от Бога или от человеков (ср. прим. к ст. 25)? Вероятно, они хотели уловить Его в слове, чтобы, если Он скажет, что властью от Бога данною, – обвинять Его в богохульстве, в присвоении власти, не принадлежащей Ему; а «если скажет, что властью Своею, – оклеветать Его как возмутителя и человека, самовольно действующего» (Феофил.).

24-27.«Спрошу и Я вас об одном»: Господь не отвечает прямо на вопрос их лукавый, и премудро Сам уловляет в слове желавших уловить Его. Они могли знать, какою властью Он действует, но – не хотели, и Господь доводит их вопросом об Иоанне Крестителе до того, что они должны были сознаться в своем лукавстве. Дело Господа было продолжение дела Иоаннова, следовательно, оба они происходили из одного источника, и Господь дает им вопрос: «крещение Иоанново откуда было?» Крещением – выражается здесь сущность всего служения, всего дела Иоанна, как посланника Божия, пророка, учителя и предтечи Господня. Все это служение Иоанна «откуда было, с небес или от человек»: т.е. Богом ли послан Иоанн на служение свое, или он простой человек и только сам себя выдавал за посланника Божия, т.е. обольщал народ? Совопросники поставлены были в очевидное затруднение. – «Скажет: почему же вы не поверили ему», когда он неоднократно и ясно свидетельствовал об Иисусе, как Мессии? – «Боимся народа» и пр.: «видишь ли развращенное сердце? Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. Ибо и Иоанна боялись для людей, уважая святого мужа не для него самого, но для народа; для народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа, – и вот где источник всех зол для них» (Злат.). – «И сказали в ответ: не знаем»: очевидное лукавство и ложь; они знали, но не хотели признаться. Потому и Господь не отвечает им на прежний вопрос их: «какою властью Он делает это», ибо и для вопрошавших и для всех ясно было из самого вопроса Иисусуова, какой властью Он действует. «И Я вам не скажу»: Господь не говорит – и Я не знаю, но не скажу, «ибо истина говорить неправды не может» (Иерон.).

28-32.«А как вам кажется?» Сим вопросом Господь хочет привлечь их особенное внимание на то, что намеревается сказать им, чтобы они сами над собой произнесли приговор. «Христос заставляет иудеев осудить самих себя в другом лице: Поелику они не хотели прямо сознаться в вине своей, то Христос притчей доводит их до Своей цели. Когда же они, не понимая цели притчи, произнесли приговор, тогда Он уже открывает им самый смысл притчи» (Злат.). – «У одного человека было два сына»: под человеком разумеется здесь, – как видно из смысла притчи, Бог; под первым сыном – мытари и блудницы, т.е. вообще люди грешные; под вторым сыном – фарисеи, книжники и вообще считавшие себя праведными (ст. 32-33). – «Пойди, работай в винограднике моем»: под виноградником разумеется церковь Божия (ср. прим. к Мф. 20:1); работа в винограднике означает труды благочестия в церкви Божией, исполнение воли Божией, заповедей, добродетелей, – вообще жизнь добрую, благочестивую. – «Не хочу»: на требования Божии, выраженные в законе и у пророков, грешники самой жизнью своей как бы отвечали: «не хочу», ибо не исполняли сих требований, не жили сообразно с заповедями Божиими. – «После, раскаявшись, пошел»: после проповеди Крестителя (ст. 32) мытари и блудницы, т.е. грешники вообще (конечно не все, берется общее место частного) стали исполнять волю Божью. – «Иду и не пошел»: фарисеи и книжники и вообще мнимые праведники, по-видимому, подчинялись Божественным постановлениям, заповедям и законам, как бы говорили – «иду»; но не шли на самом деле, ибо не имели покаяния, без которого нельзя оправдаться (ст. 32), и даже явились противниками Царства Божия. – «Который из двух исполнил волю Отца?» Совопросники, не понимая смысла притчи, отвечали справедливо: «первый», и Господь раскрыл им смысл притчи, направленной к осуждению их, так что они сами над собой произнесли приговор, сказав – «первый». – «Вперед вас идут»: оказались более готовыми и достойными войти в Царство Христово или церковь христианскую. «Если бы Он просто сказал: блудницы прежде вас войдут в Царствие Божие, то слова Его показались бы им тяжкими. Но теперь, когда сами они объявили свое мнение, то слова Его кажутся для них не так тяжкими. Для сего Он приводит и причину; какую же? Иоанн, говорит Он, пришел к вам, а не к ним, и притом путем праведности, ибо вы не можете обвинить его, как человека нерадивого и бесполезного; он вел и жизнь не укоризненную, и имел большую попечительность. Однако же вы и тогда не послушали его. После этого следует другое осуждение, т.е. что мытари уверовали. За сим еще обвинения: вы, и видев сие, не одумались после, чтобы поверить ему, тогда как надлежало вам сделать это прежде. А это не заслуживает никакого прощения. Почему мытарям – большая похвала, а вам – осуждение. Ибо Иоанн к вам пришел, и вы не приняли его; он не приходил к мытарям, и они приняли его, и вы не вразумились их примером… Слова: «вперед вас идут» не потому сказаны, что иудеи последуют мытарям, но что и они, если захотят, могут войти в Царствие Божие. Ибо ничто так не возбуждает грубых людей, как ревность» (Злат.). – Под двумя сынами некоторые из древнейших (в числе их и св. Златоуст) разумеют также – под первым язычников, под вторым иудеев: «первые, не давая обещания в послушании и не слышав закона, самим делом оказывали повиновение, а последние хотя говорили «вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем»; но на самом деле не оказывали покорности закону» (Злат.). Смысл притчи, истолкованный Самим Господом, конечно не содержит сей мысли, но тем не менее она не противоречит общему воззрению Ветхого и Нового Завета, и приноровление сие заключает в себе назидание.

33-39.«Другую притчу»: направленную так же, как и предшествующая, к изобличению недостоинства народа, или вождей и учителей народа недостойных. Притча эта имеет много сходства с песнью пророка Исаии (Ис. 5:1 и дал.). – «Некоторый хозяин»: под хозяином разумеется Бог, устрояющий спасение рода человеческого, под каковым образом Он нередко представляется в священных книгах. – «Насадил виноградник»: устроил церковь ветхозаветную (см. прим. к Мф. 20:1). – «Обнес его оградой»: обносили сады оградой в предохранение от животных и воров. Можно разуметь здесь под оградой закон, данный народу избранному, как некую ограду, отделявшую его от иноплеменных (ср. Феофил.). – «Выкопал в нем точило»: более и менее вместительный бассейн или яма, в которой выжимался сок винограда или вино; такой бассейн обыкновенно выдалбливался в скале, или же вырывался в земле, но выстилался снизу и с боков камнем; в нем, посредством пресса, и выжимался виноградный сок. – «Построил башню»: такие башни назначались для жительства стражей, которые должны были оберегать виноградник от воров и животных, в особенности от лисиц (Песн. 1:6Песн. 2:15). Под точилом и башней можно разуметь «алтарь и храм» (Злат., ср. Феофил.). – «Отдав его виноградарям»: внаймы за известную плату имели обычай хозяева отдавать виноградные сады с тем, чтобы уродившиеся плоды доставлялись или сполна, или известная часть хозяину. Под виноградарями разумеются все приставники и представители религиозной и политической жизни народа, обязанные в особенности возделывать виноградник церкви Божией. – «Отлучился»: образное выражение предоставления власти самим приставникам. «Отлучился», т.е. долготерпел (Бог), не всегда и не тотчас по преступлении наказывал. Ибо под отшествием разумеется великое Божие долготерпение» (Злат.), «так как Бог представляется и спящим и далеко отстоящим и неслушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякий день, и не тотчас повергая нас истязанию за неправды наши» (Феофил.). – «Послал своих слуг»: т.е. «пророков, взять свои плоды, т.е. повиновение, доказываемое делами. Но они в этом показали свою злобу, – не только после таких попечений не дали плода, что обнаруживало их недеятельность, но даже вознегодовали на пришедших. Если нечего было отдать, хотя к тому были обязаны, то им надлежало не досадовать и негодовать, а умолять. Они же не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью, сами заслуживая казнь, предали казни посланных» (Злат.). – «Иного прибили»: оскорбили посланника Божия побоями и ранами; «иного убили» до смерти, а «иного побили камнями»: каковая казнь была в частом употреблении у иудеев (Втор. 13:10Втор. 17:7Ин. 8:59Ин. 10:31Деян. 7:58Деян. 14:19). Что все сие претерпевали от иудеев посланники Божии, пророки, об этом ясно свидетельствует святой Апостол Павел (Евр. 11:34), и это видно из самих ветхозаветных книг (Иер. 44:4-62Пар. 24:20-212Пар. 36:16Неем. 9:26 и др.). – «Наконец послал сына своего»: Господа Иисуса Христа. «Почему Бог не тотчас послал Сына? Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступили с посланными рабами и, отложивши гнев, устыдились Его пришествия. – Что значат слова: «устыдятся сына моего» (точнее не устыдятся ли, или – может быть устыдятся)? Ими показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и совершенную невнимательность иудеев. Ибо Бог знал, что убьют и Сына, однако же послал. Словами же: «усрамятся сына моего» указывает, что должны они были сделать, потому что им должно было устыдиться» (Злат., ср. Феофил.). – «Это наследник»: будущий обладатель виноградника. Сын Божий, Господь Иисус Христос, называется наследником Божиим (Евр. 1:2) вообще в том смысле, что все передано Ему Отцом Его (Мф. 11:27), что Он есть Господь всего, и, следовательно, Господь церкви, виноградника духовного. – «И завладел наследством Его»: т.е. виноградником или церковью Его, чтобы не Он, а мы были обладателями ее. Может быть эта черта притчи и не указывает точно мысли и намерения иудеев, а допущена только, как подробность, для красоты приточной речи, так как в притчах не всякая частная черта имеет таинственное значение; тем не менее однако же справедливо, что умерщвлением Иисуса Христа иудейские начальники народа думали воспрепятствовать основанию Им церкви Своей и удержать за собой господство над ветхозаветным духовным виноградником Его. – «Вывели вон из виноградника»: если под виноградником, означающим вообще ветхозаветную церковь, разуметь в частности Иерусалим, как видимое священное средоточие ее, то в сих словах Господа можно видеть точное указание на самое место смерти Его, вне Иерусалима (ср. Евр. 12:13). И св. Златоуст говорит в объяснение сих слов: «видишь, как Иисус Христос предсказывает о самом месте, где будет убит». «Впрочем, замечает блж. Феофилакт, как виноградником называется народ, то выражение – «вон из виноградника» означает и то, что фарисеи, злые делатели, убили Господа, не имея на то воли простосердечного народа».

40-41.«Когда придет хозяин» и пр.: цель вопроса сего та, чтобы иудеи опять сами произнесли приговор над собой, сами себя осудили и тем признали справедливость суда Божия, имеющего совершиться над ними (ст. 43). Под пришествием хозяина здесь нельзя разуметь второго пришествия Христова и последнего страшного суда, так как имеющим прийти хозяином виноградника называется здесь не Христос, но Бог Отец, и так как другие виноградари будут отдавать ему плоды «во времена свои», что указывает еще на время делания и плодов в настоящей временной жизни, а не после последнего суда. Можно полагать, что под пришествием хозяина прикровенно указывается здесь разрушение Иерусалима, в котором совершился суд Божий над приставниками виноградника, церкви ветхозаветной (ср. Феофил.). – «Виноградник отдаст другим»: ответ иудеев справедливый; так должен поступать хозяин виноградника, и иудеи, не понимая цели притчи, этим ответом опять осудили сами себя. Господь хотел показать им, что справедливо и законно отнять у них преимущества народа избранного, так как они оказались недостойны их. Если бы Он прямо высказал им это, они не стали бы слушать; теперь же, посредством притчи, Он, незаметно для них самих, довел их до сознания сей истины, и их самих заставил высказать справедливость суда над ними грядущего.

42-43.Прилагая к приставникам еврейского народа смысл притчи, указанный и ими самими, Господь приводит слова Писания о Себе и о них из псалма (Пс. 117:22-23), чтобы показать им, что образ их поведения в отношении к Нему предсказан был в Писаниях их. – «Камень, который отвергли» и пр.: образ заимствован от постройки дома; обыкновенно большие и твердые камни клались в основание углов здания. Иисус Христос есть основание церкви, почему нередко и называется краеугольным камнем ее (Деян. 4:11Рим. 9:33Еф. 2:201Пет. 2:7). – «Отвергли строители»: «камнем называет Себя, а зиждущими – учителей иудейских; то же сказано и Иезекиилем: зиждущие стену и помазующие ее неискусно (Иез. 13:10). Как же отвергли? Когда говорили: «не от Бога этот человек, Он обольщает народ; также: «самарянин Ты, и бес в Тебе» (Ин. 7:12) (Злат., ср. Феофил.). – «Это от Господа»: чудеса и исполнившиеся пророчества доказывают, что Сам Бог Отец послал Иисуса Христа быть краеугольным камнем или основанием церкви. – «Дивно в очах наших»: для всех искупленных предметом удивления и благоговения служит то, что Бог послал в мир для них Сына Своего Единородного, что сей Сын Божий уничижил Себя до смерти крестной, со славой воскрес и стал краеугольным камнем церкви искупленных. – «Потому»: что иудеи отвергли Иисуса Христа, как основателя церкви, не признали Его Сыном Божиим и Мессиею, тогда как Он действительно истинный Мессия. – «Отнимется от вас»: т.е. от тех иудеев, которые отвергли Христа. «Царство Божие»: церковь и все духовные блага ее. Они должны бы быть первыми членами сего царства, наследниками церкви Христовой, ибо они были народ избранный Богом и нарочито воспитываемый Им и приготовляемый к принятию Мессии, а они оказались недостойными и неспособными. «И дано будет народу» и пр.: именем народа обозначаются здесь все будущие члены царства Божия или церкви Христовой. Они представляются как один народ, в соответствие с одним народом, древле избранным Богом (тот – Израиль по плоти, этот – Израиль по духу) и в ознаменование единства в сем народе и духа закона любви. – «Приносящему плоды его»: плоды истинной веры и добродетели, свойственные новому царству (ср. прим. к Мф. 3:8).

44.Употребляя опять образ камня, Господь показывает, что будет с противящимися Ему. – «Кто упадет – разобьется»: Господь представляет Себя под образом камня претыкания (ср. Ис. 8:14-15). Кто преткнется и упадет на него, кто соблазниться о Нем, как о Мессии, и не признает Его таковым, тот разобьется, погибнет духовно. – «А на кого он упадет – раздавит»: кто останется нераскаянным, того Он осудит на духовную погибель. Речь идет как о суде в настоящей жизни, так и о будущем всеобщем суде.

45-46.«Поняли, что Он об них говорит»: теперь только совопросники поняли весь глубокий смысл речи Иисусовой, направленной против них, как представителей неверия в Мессию Иисуса. – «Боялись народа»: который почитал Господа пророком, а потому в чувстве недовольства, если бы что первосвященники и фарисеи сделали Господу, мог произвести восстание, к которому вообще склонен был народ иудейский.