- 1.
Ст. 1, 3, 6, 9-10, 12 Моисей же, поелику знал жестокосердие сынов народа своего, просил себе знамений, которыми бы мог их уверить. Не послушают гласа моего, но рекут: не явися тебе Господь. И Бог просящему знамений Моисею сказал: чтобы поверили они тебе, что Я тебя послал, проверзи жезл твой на землю. И поверже Моисей, и бысть змий: и отбеже Моисей. Сим знамением, какое дал ему Бог для убеждения народа, убеждает и Самого Моисея: как боишься ты Фараона, так убоялся теперь змия; но сила твоя превозможет силу Фараонову казнями, как превозмог себя и взял змия, обратившегося в жезл, ты, который убоялся жезла, обратившегося в змия. И еще говорит ему Бог: вложи руку твою в недро твое. Моисей вложил, и бысть рука его прокажена, и снова вложил, и сделалась она чистою. Бог повелевает уверить народ сперва знамением змия, а потом знамением руки, покрывшейся проказою и очистившейся. Фараон и воинство его не тверже змия, и для Меня не трудно, подобно руке твоей изменить их во что хочу. Аще же не уверуют тебе Египтяне двема знамениями сими, которые совершишь пред ними и пред сынами народа твоего, пролей речную воду на сушу, и будет кровь. Когда Бог дал Моисею знамения, которых он просил; тогда он просит Господа разрешить связанный язык его, и говорит: не доброречив есмь муж, ниже, отнележе начал еси глаголати мне, разрешилось мое косноязычие. Господь говорит ему; то самое, чем ты умален, соделает тебя великим. Ибо у тебя, как у безмолвного Бога, будет вещий Пророк. И Я буду при устах твоих, не для того, чтобы разрешить язык твой и ясною соделать речь твою; но чтобы за тем, что скажешь косноязычно, последовали великие дела.
- 3.
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него
См. Толкование на (Исх 4:1)
- 6.
Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег
См. Толкование на (Исх 4:1)
- 9.
если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше
См. Толкование на (Исх 4:1)
- 10.
И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен
См. Толкование на (Исх 4:1)
- 12.
итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить
См. Толкование на (Исх 4:1)
- 18.
Ст. 18-20, 22-23 После сего, Моисей возвращается в землю мадиамскую, и говорит тестю своему: пойду, и увижду братий моих, иже во Египте. Хотя прискорбно было разлучиться с Моисеем; однако же его не удерживают, по воле Божией, открытой свыше. Поелику же Моисей опасался, что вельможи египетские, на которых напал он за притеснение народа его, и в новом Фараоне возбудят против него гнев, как возбудили в прежнем; то Бог говорит ему:измроша вси мужи, ищущии души твоея. Взял Моисей с собою жену и сыновей, взял также и жезл, и пошел в Египет. При выходе его из земли мадиамской, Бог снова повелевает ему сказать Фараону:отпусти сына Моего первенца, да Ми послужит; иначе, за сына Моего первенца, которого будешь удерживать, хотя и не в силах его удержать, Аз убию сына твоего первенца, что могу сделать. Так, Бог на словах прежде всех казней угрожает Фараону сею казнью: убию сына твоего первенца, что было больше всех казней; на самом же деле показывает меньшее из всех знамений - знамение змия.
- 19.
И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей
См. Толкование на (Исх 4:18)
- 20.
И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою
См. Толкование на (Исх 4:18)
- 22.
И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой
См. Толкование на (Исх 4:18)
- 23.
Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего
См. Толкование на (Исх 4:18)
- 24.
Ст. 24-27 Бысть же Моисей на пути на стану, срете его Господь, и искаше его убити за пренебрежение к обрезанию; потому что одного из сыновей, рожденных в мадиамской земле, оставил необрезанным. Ибо с того дня, как Бог говорил к Моисею в Хориве, не видел он жены своей. Сепфора беспокоилась мыслью, что, поелику она не вполне верила истине слов мужа своего, то сим сделала себя виновною. И сам Моисей находил себя виновным, потому что не совершил над сыном обрезания. Но когда предавались они сим мыслям, является им обоим Ангел, и возвещает, что приходит требовать обрезания, чтобы Моисей, пришедши к Евреям, не подпал осмеянию, за то, что находясь вне всякой опасности, пренебрег обрезание, тогда как не пренебрегают они обрезания и при всей скорби о смерти сыновей своих. Ангел же является Моисею гневным, вразумляя его тем, кого должен он бояться, Бога ли, установившего обрезание, или ребра, удерживающего от обрезания. Сепфора, видя, что Моисею угрожает смерть за то что пренебрегла она обрезание, о чем и вечером препиралась с Моисеем, и устрашенная видением Ангела, вземши камень, обреза сына своего. И оставив его, обагренного своею кровью, объемлет ноги Ангела, и говорит: жених крови у меня, не причинишь ты скорби в день брака обрезания, потому что велика была радость у Авраама в тот день, когда он обрезал Исаака. Жених крови у меня. Не причинишь ты скорби и ради меня, обрезавшей сына своими руками, и ради Моисея, и ради Давшего заповедь обрезания, которая теперь исполнена. Когда оставил их Ангел, Моисею представился случай сказать Сепфоре: если ты исполнилась страхом в единый час, когда явился Ангел; то сколько благоговеть и в какой святости соблюдать душу должен я пред Богом, Который непрестанно открывает Себя мне, рукою моею творит знамения, напутствовал меня жезлом сим, и послал для избавления шестисот тысяч людей? Сказав сие, Моисей возвратил Сепфору к отцу, во-первых для обрезанного сына, чтобы в пути не увеличилась его болезнь, а во-вторых и потому, что неблаговременно было бы Сепфоре и сыновьям его прийти в Египет, когда должен был выйти из Египта весь Израиль. Между тем Господь явился Аарону, и послал его во стретение Моисею, чтобы по действительном совершении сказанного ему, уверовал он в исполнение и того, что должно совершиться в последствии.
- 25.
Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня
На ночлеге случилось, что Господь встретил Моисея и хотел умертвить его за пренебрежение к обрезанию, потому что один из сыновей его был оставлен необрезанным. Ибо с того дня, когда Он говорил с Моисеем в Хориве, Моисей не сходился с женой своей. Она была обеспокоена в мыслях своих, поскольку не полностью доверяла слову его и потому была виновата из-за этого. И он оказался виновным, потому что устранился от обрезания сына своего. Они проводили ночь в таких размышлениях, и вот, ангел явился им обоим, возвещая, что только ради обрезания явился им, чтобы не был осмеян приход Моисея. Ибо он оставил обрезание, находясь вне опасности, тогда как евреи даже при смертельной опасности для сыновей своих не оставляли обрезания. Является же ангел Моисею разгневанным, чтобы показать, кого он должен и кого не должен бояться - Бога, Который заповедал обрезание, или ребра, которое препятствовало обрезанию. Жена же увидела, что Моисей может умереть из-за того, что она пренебрегла обрезанием, и об этом Моисей еще вечером спорил с ней. Она взяла камень и, трепеща явления ангела, обрезала сына своего. Затем, оставив его, обагренного кровью, она обхватила ноги ангела и сказала: жених крови у меня, ты не причинишь вреда в день брачного пира обрезания. Ибо велика была радость в тот день, когда Авраам обрезал Исаака. Она сказала: жених крови также у меня, ибо ради меня, обрезавшей сына своего своими руками, и ради Моисея, и ради Того, Чья заповедь обрезания ныне исполнена, ты не причинишь вреда.
На Книгу Исхода.
См. Толкование на (Исх 4:24)
- 26.
И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию
См. Толкование на (Исх 4:24)
- 27.
И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его
См. Толкование на (Исх 4:24)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Исход > Глава 4
Глава 4
Ничего нет для сопоставления.