< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13 14 15 16 17 19 20 21 22 24 25 26 28 29 30 32 34 36 37 38 39

Глава 5

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,

    Пророк воспевает народу Израильскому плачевную песнь, составленную Тем, о Котором написано в Евангелии: И когда приблизился к городу, то, смотря па него, заплакал о нем (без сомнения, о Иерусалиме) и сказал: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ((Лк 19:41)). И еще: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст ((Мф 23:37)), - чему подобно то, что ныне в этой песне говорится: Оставлю виноградник Мой ((Ис 5:6)).

    А что Христос называется возлюбленным и любимейшим - что Акила перевел [на греческий как] πατρά δελφος, т. е. сын дяди или двоюродный брат, - этому научает нас надписание Псалма 44: Песнь о возлюбленном ((Пс 44:1)), и глас Бога Отца в Евангелии: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ((Мф 3:17)). И в Псалме 67 читаем: Господь даст глагол благовествующим силою многою. Царь сил возлюбленного ((Пс 67:12)). Итак, «этот Возлюбленный составил плачевную песнь о винограднике Своем, которую я воспою возлюбленному и жалкому народу моему». Или, по крайней мере, так должно понимать: «Воспою Всемогущему Богу Отцу песнь Христа, Который есть брат мой, то есть происшедший от одного со мною народа».

    Комментарии на пророка Исаию.

  • 6.

    и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

    Очевидно, то об апостолах говорится и о святых, что дождь посылают не на иудеев, но на язычников, ведь написано: Повелю облакам моим не проливать па Израиль дождя.

    Трактат на Псалмы.

  • 20.

    Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!

    Называть добро, свет и сладкое именами противоположными так же преступно, как зло, тьму и горькое называть именами добродетелей. Это сказано против тех, которые не считают грехом, если унижают добро, и не думают, что преступно, если хвалят зло. Почитают же добро злом и свет тьмою, и сладкое горьким иудеи, взявшие Варавву, виновного в убийстве и возмущении, и распявшие Иисуса, Который и пришел только к погибшим овцам дома Израилева ((Мф 15:24)), чтобы спасти погибшее ((Мф 18:11)). Под Вараввою можем разуметь дьявола, который, хотя есть ночь и тьма, принимает вид ангела света ((2 Кор 11:14)). Посему и апостол говорит: Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ((2 Кор 6:14)). И свечу не следует брать и ставить под спудом или под ложем, а на подсвечнике, чтобы она светила всем ((Мф 5:15)). И дерево, приносящее худые плоды, не должно называть именем доброго древа ((Мф 12:33)). Посему и в Книге Бытия таинственною речью повествуется, что Бог отделил свет от тьмы ((Быт 1:4)), которая вначале была над бездною. А что Спаситель назван добрым, об этом Он Сам говорит в Евангелии: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец ((Ин 10:11)). Он говорит также, что Он есть свет: Я свет миру ((Ин 8:12)), - и ежедневно насыщаемые небесным хлебом, мы говорим: Вкусите, и увидите, как благ Господь! ((Пс 33:9)).

    Комментарии на пророка Исаию.

  • 21.

    Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

    Кто больше обольщает народ Божий - тот ли, кто, надеясь на силу свободной воли, отвергает содействие Творца и беспечно поступает по своему произволу, или тот, кто при каждом действии своем страшится суда заповедей Господних? Людям такого рода Бог говорит: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! ((Ис 5:21)).

    Беседы против пелагиан.

1.Воспою Возлюбленному моему
песнь Возлюбленного моего о винограднике Его.
У Возлюбленного моего был виноградник
на вершине утучненной горы,

2.и Он обнес его оградою,
и очистил его от камней,
и насадил в нем отборные виноградные лозы,
и построил башню посреди его,
и выкопал в нем точило,
и ожидал, что он принесет добрые грозды,
а он принес дикие ягоды.

3.И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды,
рассудите Меня с виноградником Моим.

4.Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего,
чего Я не сделал ему?
Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды,
он принес дикие ягоды?

5.Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим:
отниму у него ограду, и будет он опустошаем;
разрушу стены его, и будет попираем,

6.и оставлю его в запустении:
не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, —
и зарастет он тернами и волчцами,
и повелю облакам не проливать на него дождя.

7.Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев,
и мужи Иуды — любимое насаждение Его.
И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие;
ждал правды, и вот — вопль.

8.Горе вам,
прибавляющие дом к дому,
присоединяющие поле к полю,
так что другим не остается места,
как будто вы одни поселены на земле.

9.В уши мои сказал Господь Саваоф:
многочисленные домы эти будут пусты,
большие и красивые — без жителей;

10.десять участков в винограднике дадут один бат,
и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.

11.Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры
и до позднего вечера разгорячают себя вином;

12.и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их;
а на дела Господа они не взирают
и о деяниях рук Его не помышляют.

13.За то народ мой пойдет в плен непредвиденно,
и вельможи его будут голодать,
и богачи его будут томиться жаждою.

14.За то преисподняя расширилась
и без меры раскрыла пасть свою:
и сойдет туда слава их и богатство их,
и шум их и всё, что веселит их.

15.И преклонится человек,
и смирится муж,
и глаза гордых поникнут;

16.а Господь Саваоф превознесется в суде,
и Бог Святый явит святость Свою в правде.

17.И будут пастись овцы по своей воле,
и чужие будут питаться
оставленными жирными пажитями богатых.

18.Горе тем,
которые влекут на себя беззаконие вервями суетности,
и грех — как бы ремнями колесничными;

19.которые говорят: «пусть Он поспешит
и ускорит дело Свое, чтобы мы видели,
и пусть приблизится
и придет в исполнение совет Святаго Израилева,
чтобы мы узнали!»

20.Горе тем,
которые зло называют добром, и добро — злом,
тьму почитают светом, и свет — тьмою,
горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!

21.Горе тем,
которые мудры в своих глазах
и разумны пред самими собою!

22.Горе тем,
которые храбры пить вино
и сильны приготовлять крепкий напиток,

23.которые за подарки оправдывают виновного
и правых лишают законного!

24.За то,
как огонь съедает солому,
и пламя истребляет сено,
так истлеет корень их,
и цвет их разнесется, как прах;
потому что они отвергли закон Господа Саваофа
и презрели слово Святаго Израилева.

25.За то возгорится гнев Господа на народ Его,
и прострет Он руку Свою на него и поразит его,
так что содрогнутся горы,
и трупы их будут как помет на улицах.
И при всем этом гнев Его не отвратится,
и рука Его еще будет простерта.

26.И поднимет знамя народам дальним,
и даст знак живущему на краю земли, —
и вот, он легко и скоро придет;

27.не будет у него ни усталого, ни изнемогающего;
ни один не задремлет и не заснет,
и не снимется пояс с чресл его,
и не разорвется ремень у обуви его;

28.стрелы его заострены,
и все луки его натянуты;
копыта коней его подобны кремню,
и колеса его — как вихрь;

29.рев его — как рев львицы;
он рыкает подобно скимнам,
и заревет, и схватит добычу
и унесет, и никто не отнимет.

30.И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря;
и взглянет он на землю,
и вот — тьма, горе,
и свет померк в облаках.