- 2.
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет
Прежде всего нужно заметить, что это свидетельство евангелист Матфей привел не по LXX, а по еврейскому тексту. Ибо слово Евангелия говорит: И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:13).
И евангелист Иоанн повествует, что Иисус, будучи приглашен с учениками своими на брак в Кане Галилейской, сотворил там первое чудо, превратив воду в вино: Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его (Ин 2:11). Поэтому у LXX и говорится: Это прежде выпей, скоро сделай ты, земля Завулонова и земля Нефалимова? Земля Завулонова и земля Нефалимова первая увидела чудеса Христа, так что первая вкусила питие веры та земля, которая первая видела Господа, творящего знамения. Применительно же к еврейскому тексту высказывается, что прежде всего эта земля была облегчена от тяжести грехов, так как в областях этих двух колен Спаситель прежде всего проповедовал Евангелие…
Морем же здесь называется озеро Геннисаретское, которое образуется от впадения в него Иордана и на берегу которого лежат Капернаум, Тивериада, Вифсаида и Хоразин. В этой области Господь пребывал более всего, так что народ, сидевший или ходивший во тьме, видел свет, и не малый, как свет других пророков, но великий, как свет Того, Который говорит в Евангелии: Я свет миру (Ин 8:12). И: Сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф 4:16). Между смертью и тенью смертною различие, думаю, то, что смерть есть удел тех, кто с делами смертными отошли во ад, ибо душа согрешающая, она умрет (Иез 18:20); а тень смерти - удел тех, кто, живя во грехах, еще не отошли из этой жизни, ибо они могут, если захотят, покаяться.
Комментарии на пророка Исаию.
- 6.
Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
Итак, после этих двух имен [Младенец и Сын - прим. ред.] Он будет называться шестью другими именами: Чудный, Советник Богу крепкий, Отец будущего века, Князь мира. Эти имена не должны быть соединяемы по два, чтобы читать: чудный Советник, Бог крепкий, Но Чудный, что по-еврейски pele, должно читать отдельно, и Советник, по-еврейски yô‘ēs?, отдельно. Бог, по- еврейски, ēl - отдельно. И в дальнейших местах, где читаем: Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня (Ис 45:5), и во многих подобных этому местах, вместо того, что по-латыни называется Deus, в еврейском стоит ēl. Дальнейшее слово крепкий по- еврейски gibbôr, поэтому и в том месте, где тот же пророк говорит: Возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно, и остаток Иакова - к Богу сильному (Ис 10:20), вместо Бога крепкого в еврейском поставлено ēl gibbôr. Что Он есть Отец будущего века и воскресения, это исполняется в нашем призвании; а что сказавший апостолам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин 14:27), есть Князь мира, в этом не усомнится тот, кто, по апостолу Павлу, прочтет, что Спаситель есть мир наш (Еф 2:14). Полагаю, что в LXX, устрашившись этого величия имен, не осмелились сказать о Младенце, что Он прямо будет назван Богом, но вместо этих шести имен поставили - чего в еврейском нет - Ангел великого совета, потому что Я дам через Него мир начальствующим, мир и исцеление. Это, мне кажется, имеет такой смысл: Ангел великого совета есть Тот, Который возвестил нам, что Израиль на время будет отвержен и язычники спасутся, и Который дал мир князьям Своим, апостолам и мужам апостольским и оставил верующим лекарство Своего учения.
Комментарии на пророка Исаию.
но последующее возвеличит приморский путь,
Заиорданскую страну, Галилею языческую.2.Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной
свет воссияет.3.Ты умножишь народ, увеличишь радость его.
Он будет веселиться пред Тобою,
как веселятся во время жатвы,
как радуются при разделе добычи.4.Ибо ярмо, тяготившее его,
и жезл, поражавший его,
и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.5.Ибо всякая обувь воина во время брани
и одежда, обагренная кровью,
будут отданы на сожжение, в пищу огню.6.Ибо младенец родился нам —
Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
и нарекут имя Ему: Чудный, Советник,
Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. [1]7.Умножению владычества Его и мира нет предела
на престоле Давида и в царстве его,
чтобы Ему утвердить его и укрепить его
судом и правдою отныне и до века.
Ревность Господа Саваофа соделает это.8.Слово посылает Господь на Иакова,
и оно нисходит на Израиля,9.чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии,
которые с гордостью и надменным сердцем говорят:10.кирпичи пали — построим из тесаного камня;
сикоморы вырублены — заменим их кедрами.11.И воздвигнет Господь против него врагов Рецина,
и неприятелей его вооружит:12.Сириян с востока, а Филистимлян с запада;
и будут они пожирать Израиля полным ртом.
При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.13.Но народ не обращается к Биющему его,
и к Господу Саваофу не прибегает.14.И отсечет Господь у Израиля голову и хвост,
пальму и трость, в один день:15.старец и знатный, — это голова;
а пророк — лжеучитель есть хвост.16.И вожди сего народа введут его в заблуждение,
и водимые ими погибнут.17.Поэтому о юношах его не порадуется Господь,
и сирот его и вдов его не помилует:
ибо все они — лицемеры и злодеи,
и уста всех говорят нечестиво.
При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.18.Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось,
пожирает терновник и колючий кустарник
и пылает в чащах леса,
и поднимаются столбы дыма.19.Ярость Господа Саваофа опалит землю,
и народ сделается как бы пищею огня;
не пощадит человек брата своего.20.И будут резать по правую сторону, и останутся голодны;
и будут есть по левую, и не будут сыты;
каждый будет пожирать плоть мышцы своей:21.Манассия — Ефрема,
и Ефрем — Манассию,
оба вместе — Иуду.
При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.
[1 В Славянской Библии этот стих читается так:
«Ибо Младенец родился нам, Сын,
и дан нам;
владычество Его на раменах Его,
и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник,
Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века;
ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его».]



