- 1.
Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложите год к году; пусть заколают жертвы
Некогда этот город завоевал и возобновил Давид. О завоевании его говорится: Горе Ариилу, Ариилу (то есть «льву Божию»), городу, весьма крепкому, в котором жил Давид!
Послания.
- 8.
И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона
Воистину, эта жизнь и богатство ее есть сон: ибо когда кажется нам, что мы приобрели, тотчас теряем. Как верно то, что написано у пророка: Как жаждущему спится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, так и богатство мира сего - только обретем, теряем.
Трактат на Псалмы.
- 11.
И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»
Какие же ворота, которые всегда затворены и которыми входит один только Господь Бог Израиля? Конечно те, о которых говорит Спаситель в Евангелии: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали (Лк 11:44), 52). О них под именем книги пишет и Исаия: Всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «Прочитай ее»; и тот отвечает: «Не могу, потому что она запечатана». Это и есть та книга, которую раскрыть и с которой снять печати не может никто ни на небе, ни на земле, ни под землею, за исключением Того, о Котором в Апокалипсисе Иоанна говорится: Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее (Откр 5:5). Ибо прежде, чем Спаситель принял тело человеческое и уничижил Себя, приняв образ раба (Флп 2:7), закрыт был закон и пророки и все разумение Писаний, закрыт был рай. Но после того, как Он был вознесен на Кресте и сказал разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43), тотчас же завеса храмовая разодралась и все открылось, и по снятии покрывала говорим: Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3:18).
Комментарии на пророка Иезекииля.
Кто открыл Даниилу многообразные истины, Тот, давая понять, что и сказанное им сокровенно, повелел сокрыть слова и запечатать книгу, чтобы многие читали ее, доискиваясь истинного смысла повествований. И вследствие большой темноты приходили к различным догадкам. Слова же: Будут проходить, то есть пробегать ее многие (Дан 12:4), - означают прочитывание ее многими. Ибо мы обыкновенно говорим: «Я пробежал книгу», «Я прошел историю». То же и Исаия говорит о темноте своей книги: И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «Прочитай ее»; и тот отвечает: «Не могу, потому что она запечатана».
Комментарии на пророка Даниила.
В Апокалипсисе показывается запечатанная семью печатями книга; и если ты дашь ее кому-нибудь из людей, знающих письмена, для прочтения, то он ответит: «Не могу, потому что это книга запечатанная». Как много людей в настоящее время воображают себя знающими письмена и, однако, держат запечатанную книгу, и не могут открыть ее, если не откроет книгу имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит (Откр 3:7).
В Деяниях Апостолов святой евнух, или муж (ибо тем и другим именем называется он в Писании) при чтении пророка Исаии на вопрос Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь?- отвечал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян 8:30). Я - скажу, кстати, и о себе - не святее и не прилежнее этого евнуха, потому что он, оставив царский двор, из Эфиопии, то есть от крайних пределов мира, пришел в Храм и так любил закон и божественное знание, что даже в повозке читал Священное Писание и, однако, держа книгу, размышляя о словах Господа, произнося их языком и устами, все-таки не понимал Того, Кого, помимо собственного сознания, чтил в книге. Пришел Филипп и показал ему Иисуса, Который скрывался заключенным в книге. О, удивительная сила учителя! В тот же час верует евнух, крестится, становится святым и верным, из ученика превращается в учителя и в уединенном источнике церкви более находит для себя, чем в позлащенном храме синагоги. Я коротко написал об этом (ибо тесные пределы письма не позволяют более распространяться), чтобы ты уразумел, что в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без проводника.
Послания.
- 14.
то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет
В продолжение многих лет, от юности до теперешнего возраста, я написал разные сочиненьица и всегда старался говорить слушателям то, чему всенародно учил в церкви, и не гонялся за приемами и доказательствами философскими, а старался довольствоваться апостольскою простотою, зная написанное: Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (1 Кор 1:19); и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор 1:25). Имея это в виду, я приглашаю противников, пусть разберут беспристрастно заброшенные бумажки и, если откроют что-нибудь в моих рассужденьицах погрешительное, пусть выведут на свет. Или эти рассужденьица окажутся добрыми, и я отвергну их клевету, или достойными порицания, и я сознаюсь в ошибке, желая лучше исправить погрешность в образе мыслей, чем упорствовать в ней.
Послания.
Ариилу, городу, в котором жил Давид!
приложите год к году;
пусть заколают жертвы.2.Но Я стесню Ариил,
и будет плач и сетование;
и он останется у Меня, как Ариил.3.Я расположусь станом вокруг тебя
и стесню тебя стражею наблюдательною,
и воздвигну против тебя укрепления.4.И будешь унижен,
с земли будешь говорить,
и глуха будет речь твоя из-под праха,
и голос твой будет, как голос чревовещателя,
и из-под праха шептать будет речь твоя.5.Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль,
и полчище лютых, как разлетающаяся плева;
и это совершится внезапно, в одно мгновение.6.Господь Саваоф посетит тебя
громом и землетрясением, и сильным гласом,
бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня.7.И как сон, как ночное сновидение,
будет множество всех народов, воюющих против Ариила,
и всех выступивших против него и укреплений его
и стеснивших его.8.И как голодному снится, будто он ест,
но пробуждается, и душа его тоща;
и как жаждущему снится, будто он пьет,
но пробуждается,
и вот он томится,
и душа его жаждет:
то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона.9.Изумляйтесь и дивитесь:
они ослепили других, и сами ослепли;
они пьяны, но не от вина, —
шатаются, но не от сикеры;10.ибо навел на вас Господь дух усыпления
и сомкнул глаза ваши, пророки,
и закрыл ваши головы, прозорливцы.11.И всякое пророчество
для вас то же, что слова в запечатанной книге,
которую подают умеющему читать книгу
и говорят: «прочитай ее»;
и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана».12.И передают книгу тому, кто читать не умеет,
и говорят: «прочитай ее»;
и тот отвечает: «я не умею читать».13.И сказал Господь:
так как этот народ приближается ко Мне устами своими,
и языком своим чтит Меня,
сердце же его далеко отстоит от Меня,
и благоговение их предо Мною
есть изучение заповедей человеческих;14.то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом,
чудно и дивно,
так что мудрость мудрецов его погибнет,
и разума у разумных его не станет.15.Горе тем, которые думают скрыться в глубину,
чтобы замысл свой утаить от Господа,
которые делают дела свои во мраке
и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?»16.Какое безрассудство!
Разве можно считать горшечника, как глину?
Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»?
и скажет ли произведение о художнике своем:
«он не разумеет»?17.Еще немного, очень немного,
и Ливан не превратится ли в сад,
а сад не будут ли почитать, как лес?18.И в тот день глухие услышат слова книги,
и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.19.И страждущие более и более будут радоваться о Господе,
и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,20.потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет,
и будут истреблены все поборники неправды,21.которые запутывают человека в словах,
и требующему суда у ворот расставляют сети,
и отталкивают правого.22.Посему так говорит о доме Иакова Господь,
Который искупил Авраама:
тогда Иаков не будет в стыде,
и лице его более не побледнеет.23.Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих,
то они свято будут чтить имя Мое
и свято чтить Святаго Иаковлева,
и благоговеть пред Богом Израилевым.24.Тогда блуждающие духом познают мудрость,
и непокорные научатся послушанию.



