- 1.
Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,
Пророк воспевает народу Израильскому плачевную песнь, составленную Тем, о Котором написано в Евангелии: И когда приблизился к городу, то, смотря па него, заплакал о нем (без сомнения, о Иерусалиме) и сказал: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ((Лк 19:41)). И еще: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст ((Мф 23:37)), - чему подобно то, что ныне в этой песне говорится: Оставлю виноградник Мой ((Ис 5:6)).
А что Христос называется возлюбленным и любимейшим - что Акила перевел [на греческий как] πατρά δελφος, т. е. сын дяди или двоюродный брат, - этому научает нас надписание Псалма 44: Песнь о возлюбленном ((Пс 44:1)), и глас Бога Отца в Евангелии: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ((Мф 3:17)). И в Псалме 67 читаем: Господь даст глагол благовествующим силою многою. Царь сил возлюбленного ((Пс 67:12)). Итак, «этот Возлюбленный составил плачевную песнь о винограднике Своем, которую я воспою возлюбленному и жалкому народу моему». Или, по крайней мере, так должно понимать: «Воспою Всемогущему Богу Отцу песнь Христа, Который есть брат мой, то есть происшедший от одного со мною народа».
Комментарии на пророка Исаию.
- 6.
и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
Очевидно, то об апостолах говорится и о святых, что дождь посылают не на иудеев, но на язычников, ведь написано: Повелю облакам моим не проливать па Израиль дождя.
Трактат на Псалмы.
- 20.
Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!
Называть добро, свет и сладкое именами противоположными так же преступно, как зло, тьму и горькое называть именами добродетелей. Это сказано против тех, которые не считают грехом, если унижают добро, и не думают, что преступно, если хвалят зло. Почитают же добро злом и свет тьмою, и сладкое горьким иудеи, взявшие Варавву, виновного в убийстве и возмущении, и распявшие Иисуса, Который и пришел только к погибшим овцам дома Израилева ((Мф 15:24)), чтобы спасти погибшее ((Мф 18:11)). Под Вараввою можем разуметь дьявола, который, хотя есть ночь и тьма, принимает вид ангела света ((2 Кор 11:14)). Посему и апостол говорит: Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ((2 Кор 6:14)). И свечу не следует брать и ставить под спудом или под ложем, а на подсвечнике, чтобы она светила всем ((Мф 5:15)). И дерево, приносящее худые плоды, не должно называть именем доброго древа ((Мф 12:33)). Посему и в Книге Бытия таинственною речью повествуется, что Бог отделил свет от тьмы ((Быт 1:4)), которая вначале была над бездною. А что Спаситель назван добрым, об этом Он Сам говорит в Евангелии: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец ((Ин 10:11)). Он говорит также, что Он есть свет: Я свет миру ((Ин 8:12)), - и ежедневно насыщаемые небесным хлебом, мы говорим: Вкусите, и увидите, как благ Господь! ((Пс 33:9)).
Комментарии на пророка Исаию.
- 21.
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!
Кто больше обольщает народ Божий - тот ли, кто, надеясь на силу свободной воли, отвергает содействие Творца и беспечно поступает по своему произволу, или тот, кто при каждом действии своем страшится суда заповедей Господних? Людям такого рода Бог говорит: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! ((Ис 5:21)).
Беседы против пелагиан.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Иероним Стридонтский > Книга пророка Исаии > Глава 5