Глава 9

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13 14 15 16 17 19 20 21 22 24 25 26 28 29 30 32 34 36 37 38 39
  • 2.

    Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

    Прежде всего нужно заметить, что это свидетельство евангелист Матфей привел не по LXX, а по еврейскому тексту. Ибо слово Евангелия говорит: И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:13).

    И евангелист Иоанн повествует, что Иисус, будучи приглашен с учениками своими на брак в Кане Галилейской, сотворил там первое чудо, превратив воду в вино: Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его (Ин 2:11). Поэтому у LXX и говорится: Это прежде выпей, скоро сделай ты, земля Завулонова и земля Нефалимова? Земля Завулонова и земля Нефалимова первая увидела чудеса Христа, так что первая вкусила питие веры та земля, которая первая видела Господа, творящего знамения. Применительно же к еврейскому тексту высказывается, что прежде всего эта земля была облегчена от тяжести грехов, так как в областях этих двух колен Спаситель прежде всего проповедовал Евангелие…

    Морем же здесь называется озеро Геннисаретское, которое образуется от впадения в него Иордана и на берегу которого лежат Капернаум, Тивериада, Вифсаида и Хоразин. В этой области Господь пребывал более всего, так что народ, сидевший или ходивший во тьме, видел свет, и не малый, как свет других пророков, но великий, как свет Того, Который говорит в Евангелии: Я свет миру (Ин 8:12). И: Сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф 4:16). Между смертью и тенью смертною различие, думаю, то, что смерть есть удел тех, кто с делами смертными отошли во ад, ибо душа согрешающая, она умрет (Иез 18:20); а тень смерти - удел тех, кто, живя во грехах, еще не отошли из этой жизни, ибо они могут, если захотят, покаяться.

    Комментарии на пророка Исаию.

  • 6.

    Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

    Итак, после этих двух имен [Младенец и Сын - прим. ред.] Он будет называться шестью другими именами: Чудный, Советник Богу крепкий, Отец будущего века, Князь мира. Эти имена не должны быть соединяемы по два, чтобы читать: чудный Советник, Бог крепкий, Но Чудный, что по-еврейски pele, должно читать отдельно, и Советник, по-еврейски yô‘ēs?, отдельно. Бог, по- еврейски, ēl - отдельно. И в дальнейших местах, где читаем: Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня (Ис 45:5), и во многих подобных этому местах, вместо того, что по-латыни называется Deus, в еврейском стоит ēl. Дальнейшее слово крепкий по- еврейски gibbôr, поэтому и в том месте, где тот же пророк говорит: Возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно, и остаток Иакова - к Богу сильному (Ис 10:20), вместо Бога крепкого в еврейском поставлено ēl gibbôr. Что Он есть Отец будущего века и воскресения, это исполняется в нашем призвании; а что сказавший апостолам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин 14:27), есть Князь мира, в этом не усомнится тот, кто, по апостолу Павлу, прочтет, что Спаситель есть мир наш (Еф 2:14). Полагаю, что в LXX, устрашившись этого величия имен, не осмелились сказать о Младенце, что Он прямо будет назван Богом, но вместо этих шести имен поставили - чего в еврейском нет - Ангел великого совета, потому что Я дам через Него мир начальствующим, мир и исцеление. Это, мне кажется, имеет такой смысл: Ангел великого совета есть Тот, Который возвестил нам, что Израиль на время будет отвержен и язычники спасутся, и Который дал мир князьям Своим, апостолам и мужам апостольским и оставил верующим лекарство Своего учения.

    Комментарии на пророка Исаию.