Глава 29

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13 14 15 16 17 19 20 21 22 24 25 26 28 29 30 32 34 36 37 38 39
  • 1.

    Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложите год к году; пусть заколают жертвы

    Некогда этот город завоевал и возобновил Давид. О завоевании его  говорится: Горе Ариилу, Ариилу (то есть «льву Божию»), городу, весьма крепкому, в котором жил Давид!

    Послания.

  • 8.

    И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона

    Воистину, эта жизнь и богатство ее есть сон: ибо когда кажется нам, что мы приобрели, тотчас теряем. Как верно то, что написано у пророка: Как жаждущему спится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, так и богатство мира сего - только обретем, теряем.

    Трактат на Псалмы.

  • 11.

    И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

    Какие же ворота, которые всегда затворены и которыми входит один только Господь Бог Израиля? Конечно те, о которых говорит Спаситель в Евангелии: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали (Лк 11:44), 52). О них под именем книги пишет и Исаия: Всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «Прочитай ее»; и тот отвечает: «Не могу, потому что она запечатана». Это и есть та книга, которую раскрыть и с которой снять печати не может никто ни на небе, ни на земле, ни под землею, за исключением Того, о Котором в Апокалипсисе Иоанна говорится: Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее (Откр 5:5). Ибо прежде, чем Спаситель принял тело человеческое и уничижил Себя, приняв образ раба (Флп 2:7), закрыт был закон и пророки и все разумение Писаний, закрыт был рай. Но после того, как Он был вознесен на Кресте и сказал разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43), тотчас же завеса храмовая разодралась и все открылось, и по снятии покрывала говорим: Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3:18).

    Комментарии на пророка Иезекииля.


    Кто открыл Даниилу многообразные истины, Тот, давая понять, что и сказанное им сокровенно, повелел сокрыть слова и запечатать книгу, чтобы многие читали ее, доискиваясь истинного смысла повествований. И вследствие большой темноты приходили к различным догадкам. Слова же: Будут проходить, то есть пробегать ее многие (Дан 12:4), - означают прочитывание ее многими. Ибо мы обыкновенно говорим: «Я пробежал книгу», «Я прошел историю». То же и Исаия говорит о темноте своей книги: И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «Прочитай ее»; и тот отвечает: «Не могу, потому что она запечатана».

    Комментарии на пророка Даниила.


    В Апокалипсисе показывается запечатанная семью печатями книга; и если ты дашь ее кому-нибудь из людей, знающих письмена, для прочтения, то он ответит: «Не могу, потому что это книга запечатанная». Как много людей в настоящее время воображают себя знающими письмена и, однако, держат запечатанную книгу, и не могут открыть ее, если не откроет книгу имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит (Откр 3:7).

    В Деяниях Апостолов святой евнух, или муж (ибо тем и другим именем называется он в Писании) при чтении пророка Исаии на вопрос Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь?- отвечал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян 8:30). Я - скажу, кстати, и о себе - не святее и не прилежнее этого евнуха, потому что он, оставив царский двор, из Эфиопии, то есть от крайних пределов мира, пришел в Храм и так любил закон и божественное знание, что даже в повозке читал Священное Писание и, однако, держа книгу, размышляя о словах Господа, произнося их языком и устами, все-таки не понимал Того, Кого, помимо собственного сознания, чтил в книге. Пришел Филипп и показал ему Иисуса, Который скрывался заключенным в книге. О, удивительная сила учителя! В тот же час верует евнух, крестится, становится святым и верным, из ученика превращается в учителя и в уединенном источнике церкви более находит для себя, чем в позлащенном храме синагоги. Я коротко написал об этом (ибо тесные пределы письма не позволяют более распространяться), чтобы ты уразумел, что в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без проводника.

    Послания.

  • 14.

    то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет

    В продолжение многих лет, от юности до теперешнего возраста, я написал разные сочиненьица и всегда старался говорить слушателям то, чему всенародно учил в церкви, и не гонялся за приемами и доказательствами философскими, а старался довольствоваться апостольскою простотою, зная написанное: Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (1 Кор 1:19); и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор 1:25). Имея это в виду, я приглашаю противников, пусть разберут беспристрастно заброшенные бумажки и, если откроют что-нибудь в моих рассужденьицах погрешительное, пусть выведут на свет. Или эти рассужденьица окажутся добрыми, и я отвергну их клевету, или достойными порицания, и я сознаюсь в ошибке, желая лучше исправить погрешность в образе мыслей, чем упорствовать в ней.

    Послания.