- 1.
Ст. 1-2 И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их. И послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего
В некотором толковании я читал, что этот же самый Сеннахирим взял Самарию, но это совершенно неверно. Ибо священная история повествует, что в первый раз Фул, царь ассирийский, при царе израильском Менаиме, опустошил десять колен. Второй Феглафелласар, при Факее израильском, сыне Ремалии, пришел в Самарию. Третий Салманассар, при Озии, царе израильском, взял Самарию. Четвертым был Саргон, завоевавший Азот. Пятым был Асараддон, который, переселив израильтян, отправил в землю иудейскую самаритян как стражей. Шестым был Сеннахерим, который взял Лахис и прочие города иудейские, осадил Иерусалим. Другие же думают, что один и тот же называется многими именами.
Как полагают иудеи, Рабсак, говоривший на еврейском языке, был сыном пророка Исаии, который и сам будто бы был изменником, а оставшийся другой сын Исаии назывался Иашув, который на нашем языке значит оставленный. Затем, другие думают, что Рабсак был самарянин и что поэтому он знал еврейский язык и так дерзко и нечестиво хулил Бога. Поэтому обратим внимание на слова Рабсака, и сначала на то, что сказанное им: Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную (1 Цар 18:21), есть ложь, потому что никакая история не говорит, что Езекия посылал к египтянам и просил помощи у фараона. Прибавленное же им: Если вы скажете мне: «На Господа Бога нашего мы уповаем» (Втор 17:16). Если же ты, говорит он, не можешь устоять против меня, меньшего из слуг его, то как ты устоишь против такой силы царя? На сказанное же им: На Господа Бога нашего мы уповаем - он искусно и мудро отвечает, что он пришел не по своей воле, но по повелению Господа. Господь сказал мне: «Пойди на землю сию и разори ее» (1 Цар 18:25). И это служит доказательством: «Конечно, я не мог прийти сюда без воли Господа, а так как я пришел и взял многие города, то очевидно, что я пришел по Его воле».
Комментарий на пророка Исаию.
- 2.
И послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего
См. Толкование на (Ис 36:1)
- 3.
И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель
И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Hoax, сын Асафов, дееписатель. Это Елиаким, сын Хелкиин, о котором выше в видении на долину Сионскую мы читали: И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. (Ис 22:20).
Говорится это Севне, который до него был начальником храма и о котором в том же видении написано: «Ступай и войди к тому, который живет в скинии, к Севне, начальнику храма (Ис 22:15)», который, по преданию евреев, устрашенный угрозою Рабсака, сдал войска ассириянам и нижнюю часть Иерусалима предал неприятелям, и за исключением Сионской крепости и храма ничего другого не оставил, не занятого ассириянами. Ибо там речь идет о Севне-начальнике храма, и говорится, что он будет взят в плен ассириянами; а этот Севна - писец, то есть γραμματευς, который по-еврейски называется «софер».
Комментарий на пророка Исаию.
- 4.
И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь
И сказал им Рабсак: Скажите Езекии: Так говорит царь великий, царь ассирийский (1 Цар 18:19), и прочее, содержащееся в этой истории. При этом следует обратить внимание на высокомерие Рабсака, что он, как некая противная сила, подражает обычаю пророков, поскольку как они для указания на авторитет и величие говорящего обыкновенно говорили в прологах: Так говорит Господь, так и он теперь сказал: Так говорит царь великий, царь Ассирийский.
Обвинение Рабсака служит свидетельством о Езекии, что он, по взятии всех городов иудейских, уповал на Господа и говорил народу: «Не страшитесь и не бойтесь царя ассирийского, ибо с нами гораздо более сильные, нежели с ними. С ним плотская сила, а с нами Господь Бог наш, Который есть помощник наш и Который ратоборствует за нас». И был ободрен, говорит, народ такими словами Езекии, царя иудейского. Поэтому Рабсак хочет разрушить то, что он устроил и говорит народу: Пусть не обольщает вас Езекия и не обнадеживает вас Господом Богом.
Комментарий на пророка Исаию.
- 11.
Ст. 11-12 И сказал Елиаким и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что мы понимаем, а не говори с нами по-иудейски, вслух народа, который на стене. И сказал Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать слова сии? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами
А что Елиаким и Севна и Иоах смиренно умоляют: Сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна и Иоах Рабсаку: Говори рабам твоим по-арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по-иудейски вслух народа, который на стене (1 Цар 18:26), то это имеет такой смысл: «К чему нужно смущать народ ложными ужасами и хвастаться пустой храбростью? Говори на языке, которого не понимает народ, потому что мы понимаем язык твой и знаем арамейскую речь, общую для тех и других». На это Рабсак высокомерно отвечает: Разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? И затем, усиливая страх угрозою, говорит: Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами.
Комментарий на пророка Исаию.
- 12.
И сказал Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать слова сии? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами
См. Толкование на (Ис 36:11)
- 13.
Ст. 13-20 И встал Рабсак, и возгласил громким голосом по-иудейски, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского! Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может спасти вас; и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь; не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского». Не слушайте Езекии, ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, доколе я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников. Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей? Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей
Рабсак присоединяет к устрашению прельщение, чтобы тех, кого не победил страхом, соблазнить обещаниями и убеждением, говоря словами царя ассирийского: Примиритесь со мною (1 Цар 18:31). Вместо этого в LXX читаем: Сотворите со мною благословение и выходите ко мне. Таким образом, смысл один и тот же. Совершайте, говорит, то, что полезно для вас и что способствует вашему благословению. Или же так говорит: «Благословляйте царя ассирийского и восхваляйте его, и признавайте господином, чтобы получить награды, и, пока я возвращусь из Египта или пройду снова, по взятии Ливны, живите в городе вашем и пользуйтесь тем, что имеете. После же того я приду и переселю вас в подобную вашей земле, землю пшеницы, вина и маслин». И не называет имени страны, потому что не мог найти землю, равную земле обетованной, но обещает подобную. Ибо каждый привязывается к тому месту, в котором родился. Некоторые думают, что он обещает им землю мидийскую, которая была подобна земле иудейской как по положению, так и произведениями. К этому он присовокупляет: Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей? Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? (1 Цар 18:34-35). Это показывает, что Самария служила всем этим богам и что поэтому она была взята. Если же, говорит, несмотря на защиту стольких богов, мы легко покорили десять колен, то во сколько легче мы победим вас или, точнее, один только Иерусалим, охраняемый одним Богом?
Комментарий на пророка Исаию.
- 14.
Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может спасти вас
См. Толкование на (Ис 36:13)
- 15.
и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь; не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского
См. Толкование на (Ис 36:13)
- 16.
Не слушайте Езекии, ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя
См. Толкование на (Ис 36:13)
- 17.
доколе я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников
См. Толкование на (Ис 36:13)
- 18.
Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского
См. Толкование на (Ис 36:13)
- 19.
Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей
См. Толкование на (Ис 36:13)
- 20.
Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей
См. Толкование на (Ис 36:13)
- 21.
Но они молчали и не отвечали ему ни слова, потому что от царя дано было приказание: не отвечайте ему
И весь народ молчал и ничего не отвечал ему, потому что получили приказание от царя не отвечать ему. Поистине праведен был Езекия, во всем поступавший с верою и благоразумием. Он приказал не отвечать богохульствующему ассирийцу, чтобы не вызвать его на большее богохульство. Поэтому написано: Не разжигай углей грешника (Пс 38:2), и еще: Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым (Пс 140:3).
Комментарий на пророка Исаию.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Иероним Стридонтский > Книга пророка Исаии > Глава 36
Глава 36
Ничего нет для сопоставления.