- 5.
Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите
Не идти на путь язык - значит не сходиться с ними в образе мыслей, равно как и во град самарянский не входить значит не то, чтобы удаляться от сожительства с ними, но чтобы не приобщаться к их злочестию и лукавству.
Письма. Книга I.
- 16.
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Господь повелевает нам, разумливый мой, быть мудрыми подобно змее, во всяком искушении соблюдать главу свою, то есть веру нашу. Ибо змея, в каких бы затруднительных обстоятельствах ни находилась и каким бы ударам ни подвергалась, сохраняет голову свою невредимою. А также ухитряется совлечь с себя ветхость, проползая сквозь какое-либо тесное отверстие и там слагая свою старую кожу. Посему Господу угодно, чтобы и мы на тесном пути и в злострадании совлекались ветхого человека и облекались в человека нового, обновляемаго по образу Его (Кол 3:10).
Письма. Книга I.
Мудрость, растворенная простотою, есть некое божественное достояние и, скажу даже, составляет самую совершенную добродетель. Но если одна от другой отделена, то мудрость впадает в лукавство, а простота кончает глупостью; потому что первая способна делать злое, а последняя - обманываться. Посему Божественное Слово не представило сего в одном образе, так как в бессловесных животных нет мудрости с простотою, но одни стремятся к лукавству, а другие - к простоте; а напротив того, изрекло: будите мудри, яко змия, и цели, яко голубие.
Но это сказано не в том смысле, чтобы мы подражали змеям в ядовитости и способности угрызать (Иудеи осуждаются как змии и порождения ехиднова (Мф 23:33)), а также в скрытности и коварстве - пример берется не во всех отношениях, а только отчасти, иначе будет не примером, но тождеством, - но чтобы мы, как змеиной чешуи, совлекались ветхого человека, то есть порока, и хранили веру, как змея - голову, мало же заботились о теле, и прочие змеиные свойства отложив в сторону, соединили с этим простоту голубя, заимствуя у голубя не его несмысленность (Ефрем осуждается, яко голубь безумный, не имый сердца (Ос 7:11)), но простосердечие и незлобие.
Если же угодно, Слово объяснит это и другим примером. Львом называется не только Христос, но и праведник, и диавол; однако не в одном и том же отношении, потому что, как сказал я прежде, пример берется не во всех отношениях, но в той одной части, которая с пользою прилагается к предмету речи, все же прочее отлагается в сторону. Христос именуется львом по царственному достоинству и по неодолимости, ибо возлег, уснул, яко лев (Быт 49:9), а праведник - по небоязненности и бесстрашию, ибо праведный, яко лев, уповает (Прит 28:1); диавол же - по зверству и кровожадности, ибо, яко лев ходит, иский кого поглотити (1Пет 5:8).
Итак, если Писание представило различные образы, взятые от одного животного, и мы не смешиваем изображаемого ими, но каждому присваиваем то, что подобает, чему дивишься, когда Ап. Павел заимствовал образ от брения не с намерением унизить свободу, которую он везде увенчивает, но желая и показать ту великую покорность и то послушание, какие праведный человек должен иметь по отношению к Богу, и уврачевать беснования тех, которые осмеливаются подвергать нареканию познание чистое и превышающее всякое слово и разум.
Письма. Книга I.
Подобия берутся не во всей полноте; иначе будут не подобия, но тождество. Если Спаситель повелел подражать целости и незлонравию голубя, то надлежит уклоняться от его малосмысленности, то есть не прибегать к тем, которые стараются уловить. Если не надобно делать вреда другим, то не следует и самим терпеть существенный вред и бежать к тем, избавление от которых - величайшая выгода.
Если же желаешь ты иметь и очевидное свидетельство на то, что сказано мною, послушай, что говорит Пророк: и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца. А если спросишь о причине, то Пророк немедленно приводит ее: Египта моляше, и во Ассирианы отыде (Ос 7:11), то есть один из двух народов, зараженных самоуправством, ненавистью и давнею любостяжательностью, призывал на помощь, а к другому бежал, ища спасения. Посему, кто же, говорит Пророк, несмысленнее Ефрема, стремящегося к тем, которым и снится только одно - плен и рабство его?
Письма. Книга III.
- 19.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать
На слова: не пецытеся, како или что возглаголете, и еще: готови присно ко ответу (1Пет 3:15).
Поскольку, говоришь ты, дивишься, почему Спаситель сказал: не пецытеся, како или что возглаголете, а один из апостольского лика дал совет: готови присно ко ответу; - то знай, что нет противоречия в сих изречениях, но одно сказано о свидетельстве, а другое об учении.
Когда мы в собрании друзей, тогда и нам повелевается заботиться о том, что сказать, ибо нелепо не знать того, чему обещаемся учить. А когда перед нами страшное судилище, и толпы народа, и неистовые исполнители казни, и отовсюду страх, тогда Господь обещал нам Свою помощь. Ибо весьма великое было дело, чтобы когда восседают цари, предстоят областеначальники и воеводы, когда обнажены мечи и все готовы стоять заодно, - люди, почти такие же безгласные, как и рыбы, которые вошли связанными и поникшими к земле, были в состоянии промолвить слово. Посему справедливо одни пользуются Божиею помощью, а другим дается наставление не предаваться сну неведения; потому что ученики Премудрости должны быть мудры.
Письма. Книга III.
- 28.
Придерживаясь той мысли, наилучшие, будто бы души угасают с телами, не грешите безбоязненно, как не ожидающие себе наказания, но отступитесь от этой мысли, научившись у Судии той истине, что души и бессмертны, и будут наказаны. Ибо сказано: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити, — вот самое неоспоримое свидетельство о бессмертии души! — убойтесь же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне. Это самое нелживое доказательство и воскресения, и мучения! Ибо определение Создателя надлежит признать более сильным, чем всякое доказательство.
Письма. Книга I.
- 41.
приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведничо, мзду праведничу приимет
Смысл слов: приемляй Пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет, - говоря кратко, наилучший, таков: кто по другой какой потребности или по другой причине, удостаивает чести доброе, тот не будет еще участвовать в славе доброго; но тот прославится вместе с добрым, кто почтил доброе ради самого добра. Ибо многие чтут Пророков или праведников или по причине славы человеческой, или по причине житейской выгоды. Иные заняты этим, тратят на сие деньги, и никто о них не скажет, что приимут мзду пророчу. Но кто, без таких прикровений, откровенною душою взирая на доброе, почтит святых, тот справедливо прославится вместе со святыми.
Письма. Книга III.
- 42.
и иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея
Ты, кажется, и сам себя обманываешь, и перетолковываешь Божественные Писания. Ибо сказанное: подать чашу студены воды, - относится к тем, у кого это только и есть, а не к изобилующим богатством, которые могут и одеждами снабдить людей, томимых голодом, болезнями и наготою. И не дивись, если подающий воду за дело сие не остается без награды; потому что милостыня ценится не по подаянию, но по произволению, когда и слово удостаивается одобрения.
Ибо сказано: се слово паче даяния блага. Но прибавлено также: обоя же у мужа благодатна (Сир 18:17), то есть, у того, кто в состоянии дать. Ибо оценивается не столько поданное, сколько степень изобилия и произволения подающего. Ибо многие от многого подают малое, а многие - от малого многое. Ценится не мера подаваемого, но сравниваемая с нею мера изобилия подающих. Посему и вложившая две лепты превзошла всех тех, кто принес много; потому что те принесли часть, а она пожертвовала всем своим достоянием.
Письма. Книга III.
Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их
и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.2.Двенадцати же Апостолов имена суть сии:
первый Симон, называемый Петром,
и Андрей, брат его,
Иаков Зеведеев
и Иоанн, брат его,3.Филипп и Варфоломей,
Фома и Матфей мытарь,
Иаков Алфеев
и Леввей, прозванный Фаддеем,4.Симон Кананит
и Иуда Искариот, который и предал Его.5.Сих двенадцать послал Иисус,
и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите,
и в город Самарянский не входите;6.а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;7.ходя же, проповедуйте,
что приблизилось Царство Небесное;8.больных исцеляйте,
прокаженных очищайте,
мертвых воскрешайте,
бесов изгоняйте;
даром получили, даром давайте.9.Не берите с собою ни золота,
ни серебра,
ни меди в поясы свои,10.ни сумы на дорогу,
ни двух одежд,
ни обуви,
ни посоха,
ибо трудящийся достоин пропитания.11.В какой бы город или селение ни вошли вы,
наведывайтесь, кто в нем достоин,
и там оставайтесь, пока не выйдете;12.а входя в дом, приветствуйте его,
говоря: мир дому сему;13.и если дом будет достоин,
то мир ваш придет на него;
если же не будет достоин,
то мир ваш к вам возвратится.14.А если кто не примет вас и не послушает слов ваших,
то, выходя из дома или из города того,
отрясите прах от ног ваших;15.истинно говорю вам:
отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда,
нежели городу тому.16.Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков:
итак будьте мудры, как змии,
и просты, как голуби.17.Остерегайтесь же людей:
ибо они будут отдавать вас в судилища
и в синагогах своих будут бить вас,18.и поведут вас к правителям и царям за Меня,
для свидетельства перед ними и язычниками.19.Когда же будут предавать вас,
не заботьтесь, как или что сказать;
ибо в тот час дано будет вам, что сказать,20.ибо не вы будете говорить,
но Дух Отца вашего будет говорить в вас.21.Предаст же брат брата на смерть,
и отец — сына;
и восстанут дети на родителей,
и умертвят их;22.и будете ненавидимы всеми за имя Мое;
претерпевший же до конца спасется.23.Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой.
Ибо истинно говорю вам:
не успеете обойти городов Израилевых,
как приидет Сын Человеческий.24.Ученик не выше учителя,
и слуга не выше господина своего:25.довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его,
и для слуги, чтобы он был, как господин его.
Если хозяина дома назвали веельзевулом,
не тем ли более домашних его?26.Итак не бойтесь их,
ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы,
и тайного, что не было бы узнано.27.Что говорю вам в темноте, говорите при свете;
и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.28.И не бойтесь убивающих тело,
души же не могущих убить;
а бойтесь более Того,
Кто может и душу и тело погубить в геенне.29.Не две ли малые птицы продаются за ассарий?
И ни одна из них
не упадет на землю без воли Отца вашего;30.у вас же и волосы на голове все сочтены;31.не бойтесь же:
вы лучше многих малых птиц.32.Итак всякого,
кто исповедает Меня пред людьми,
того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;33.а кто отречется от Меня пред людьми,
отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.34.Не думайте, что Я пришел принести мир на землю;
не мир пришел Я принести, но меч,35.ибо Я пришел разделить человека с отцом его,
и дочь с матерью ее,
и невестку со свекровью ее.36.И враги человеку — домашние его.37.Кто любит отца или мать более, нежели Меня,
не достоин Меня;
и кто любит сына или дочь более, нежели Меня,
не достоин Меня;38.и кто не берет креста своего и следует за Мною,
тот не достоин Меня.39.Сберегший душу свою потеряет ее;
а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.40.Кто принимает вас, принимает Меня,
а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;41.кто принимает пророка, во имя пророка,
получит награду пророка;
и кто принимает праведника, во имя праведника,
получит награду праведника.42.И кто напоит одного из малых сих
только чашею холодной воды,
во имя ученика,
истинно говорю вам, не потеряет награды своей.



