Глава 14

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах

    Господь Иисус Христос хранил Свою Церковь, изнемогающую под бременем гонений, примером добродетели и защиты. Хоть [Иоанном] и было показано тело, поверженное в смятение силой дракона и несущее на себе его начертание, не бойся все же, что тело Агнца уступит ярости зверя. Поэтому здесь показана и Церковь ликующая, в обыкновенных для нее сиянии и числе. Обрати внимание, что зверь стоит на песке морском (Откр 13:1), тогда как Агнец - на горе Сион. И с Ним сто сорок четыре тысячи. Это конечное число должно пониматься как число беско­нечное, и значением сокрытого таинства множество испытанных девственников, что любят Бога всем сердцем, всею душею и всем разумом, посвящены Ему чистотою тела, состоящего из четырех качеств. Ведь трижды три - девять, четырежды четыре - шестнадцать. Девятью же шестнадцать дополняют сто сорок четыре, чтобы у Иоанна, увидевшего, как некоторые еще в плотской жизни по праву встали на горе Сион вместе с Агнцем, окруженным столь совершен­ным собранием, и об остальных членах Церкви не оставалось никако­го сомнения. Их имущество - это имя Его и имя Его Отца, написанные на челах их. Иоанн показывает, что это - подражание отметине тела зверя на лбу, говоря, что имена Бога и Христа начертаны на челах Церкви.

    Изложение Откровения.

  • 2.

    И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих

    Громок голос святых, велико благого­вение любви, которое, как рассказы­вает Иоанн, он услышал с небес, когда издавшие его стояли на горе Сион. Говоря о горе Сион, он имеет в виду не что иное, как Церковь, которая, ободряемая созерцанием вышнего к преодолению тяжких гонений, празднует страдания своего Царя, равно хваля Его и подражая Ему. Это и значит воистину воспевать Агнца, стоящего [на горе Сион]. <…> Все святые - гуслисты Божий, которые, распиная свою плоть с ее пороками и вожделениями, хвалят Его на псалти­ри и гуслях, но сколь же более те, что по исключительному праву евангель­ской чистоты делают всех себя жертвой всесожжения Господу, особым образом отвергаясь себя, и, подняв свой крест, следуют за Агнцем, куда бы Тот ни пошел (14:4).

    Изложение Откровения.

  • 3.

    Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли

    То была старая песнь: блажен Тот, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме (Ис 31:9). Новая же следую­щая: Возвеселись, неплодная, нерождающая (Ис 54:1), и еще: Тем дам Я, -говорит [Господь], - в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям (Ис 56:5).

    И никто не мог научиться сей песни <… > и т.д. Особым образом петь песнь Агнцу - значит радоваться вместе с Ним в вечности непорочностью плоти перед собранием верных. Однако эту песнь могут слышать и другие верные, что не могут петь ее, потому что они радуются в любви своей высоте, хоть и не могут достичь награды первых.

    Изложение Откровения.

  • 4.

    Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

    Без сомнения, избранные, даже если и различаются степенью заслуг, но напитанные истиной одной веры, они стремятся к одному свету небесной истины; и сколь выше в этой жизни кто старался прилепиться ко Христу, столь ближе будет в жизни той на­слаждаться Его видением. Так и сказано о великой заслуге добродете­ли некоторых: Вот те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел; а немно­гим прежде сказано о некоторых, словно о ближайших к светильнику ветвях: Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя живот­ными и старцами. Здесь показано, как все святые поют на улицах этого горнего града новую радостную песнь Богу. Однако те из них выделяются среди других особой радостью песни, кто здесь превзошел обычную жизнь верных особой привилегией святого целомудрия.

    Изложение Откровения.

  • 5.

    и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим

    Девственники привязаны ко следова­нию за Богом не только заслугой целомудрия, но и тем, что проводили жизнь, не запятнанную общением с любого рода грехом. Тиконий считает, что это видение относится не только к девственникам, но ко всей Церкви, которую апостол обручил единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор 11:2), заключая так: он не сказал: «в устах их нет лукавства», но: не найдено. Как и сказал апостол: Такими были некоторые из вас, но омылись (1 Кор 6:11). И беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего (Иез 33:12), и сможет стать девственником, и лукавства не найдут в его устах. Ведь девственниками Иоанн зовет целомудренных и чистых.

    Изложение Откровения.

  • 6.

    И увидел я другого ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу

    Поскольку Иоанн уже описал различ­ные опасные сражения с драконом, которые ведет в веке сем Церковь странствующая, ему остается расска­зать о том, что в результате заслужит каждая из сражающихся сторон: дурные - наказание, добрые - награ­ду. <…> Хорошо взлетевшим к небу поднять проповедью из оцепенения и земной разум. <…> Сказано: И проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной, <…> и тогда придет конец (Мф 24:14).

    Изложение Откровения.

  • 10.

    тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем

    Царствующие вместе с Господом святые всегда могут видеть наказание злых и, еще усерднее благодаря своего Искупи­теля, воспевают в вечности милосердие Господне. Ведь лицезрение мучений порочных не огорчает тех, кто находит­ся в согласии с праведным Судией, точно так же, как лицезрение упокое­ния Лазаря не могло облегчить страда­ния богача, пожираемого пламенем.

    Изложение Откровение.

  • 11.

    и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его

    Рассказывают, что лев не нападает на человека, распростертого на земле. Этот же зверь более жесток, чем лев, ибо чем больше ему поклоняются, тем большие он причиняет страдания.

    Изложение Откровения.

  • 12.

    Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса

    Несмотря на то, что зверь станет свирепствовать, святые не печалятся из-за временных страданий, которые вознаградятся вечным блаженством, в то время как их преследователи, напротив, вкусив временного торже­ства, заплатят за него вместе со зверем вечными муками.

    Изложение Откровения.

  • 13.

    И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними

    Прекрасно согласие проповедников. Вот один из них возвещает прише­ствие Царства Господня, другой - падение града дьявола, этот - пламя нечистым, тот - отдохновение бла­женным. Последний издает голос с неба, повелевая вверить достойное вечной памяти буквам. Блаженны мертвые, умирающие в Господе. Благода­рю Тебя, Христе, прославляющий на небе тех, кто умер в Тебе на земле. Сколь же более благодарят тебя те, кто в Твоей вере и за нее счастливо полагают души. <…>

    Как уже говорил Иоанн о том, что нечестивые не обретут вечного покоя, так и с другой стороны учит о верных, что они при помощи своих прежних дел отныне, то есть от времени смерти, упокоятся. Ибо возлюбленному Своему Он дает сон. Вот наследие от Господа ((Пс 126:2)-3). И все же ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего (Притч 20:4).

    Изложение Откровения.

  • 14.

    И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп

    До сих пор звучал голос глашатаев, теперь же остается показать личность Самого Судии, Который, грядя на суд, покрывает славу Божества облаком телесности, чтобы нечестивые могли увидеть Того, Которого пронзили. <…>

    Что это за венец, описано выше, среди одеяний жены: и на главе ее венец из двенадцати звезд (Откр 12:1). С другой стороны, венец может симво­лизировать и победу Царя. … [Острый серп в Его руке] отсылает нас к словам Судии о разделении, которого никто не избегнет.

    Изложение Откровения.

  • 17.

    И другой ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом

    Если Христос является на белом облаке как сеятель, то кто сборщик винограда, если не Он же, Чье имя изящно повторяется ради двойствен­ности плода Церкви? Потому что посеявший на Своем поле доброе семя также и насадил виноградник на плодородной почве, однако и то и другое стало чахнуть из-за небрежнос­ти тех, кто должен был заботиться о посаженном.

    Изложение Откровения.

  • 18.

    И иной ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды

    Как говорил Иероним, служение ангелов имеет двойственную природу: одни из них награждают праведных, другие руководят различными стихий­ными бедствиями. Как и сказано: творишь ангелами Твоими духов (Пс 103:4), и т.д. Два ангела, возвещающих о том, что жатва созрела и что виног­рад созрел, могут пониматься как молитвы Церкви, которая громким голосом, то есть с горячим желанием, каждый день молит о пришествии Царства Божия, говоря: Пусти острый серп твой, и т.д. И жатва, и урожай винограда частью принадлежит земле, частью - небу, зрелость обоих указывает на конец времен. Потому что созрели на нём ягоды - то есть совершены их грехи, однако зрелостью можно назвать и совершенство добродетельных.

    Изложение Откровения.

  • 20.

    И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий

    Если только злым принадлежат эта жатва и урожай винограда, тогда точило символизирует наказание. Если же и добрым, то топтание винограда в точиле и молотьба на току уничтожают бесполезное и испытывают полезное. Как говорил апостол, драгоценные металлы испытываются огнем, дерево же, сено и солома огнем поглощаются. И то и другое совершается вне Небесного Иерусалима. Так образно именуется точило гнева, поскольку сказано: В день бедствия избавит его Господь (Пс 40:2). И потекла кровь из точила, и т.д. <…>

    Тиконий понимает жатву и виног­рад как Церковь, которая, выйдя из пламени преследований, сияет и обладает правом вязать и решить. Сияющий ангел из храма или жерт­венника возвещает Царство Господне не ясным и громким голосом, но внушением Святого Духа, действую­щего в теле Своем; учит, что пришла пора предать анафеме злочестивых, и имеет власть над огнем, то есть тем, что выходит из уст свидетелей и пожирает их врагов.

    Изложение Откровения.

Ничего нет для сопоставления.