- 1.
«Хвала песни Давиду», не надписан у Евреев. Слов: не надписан у Евреев – нет ни в Ексаплах, ни у Евсевия. Псалом же предвозвещает перемену в людях, потому что Бог не преложен и неизменяем, всегда тот же и таков же. Не возможно сказать, что иногда Он царствует, а иногда не имеет царства; напротив того всегда Он – Царь по естеству, хотя не всегда явно сие для людей. Весьма долгое время многие, не познав Его, подобающее Богу служение воздавали идолам. Но, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, Богопознание, подобно свету, распространилось по всей вселенной.
«Господь воцарися, в лепоту облечеся». Поелику страдание и познавшим произрастающий от него плод казалось горестным, так что и Пророк взывает: «и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих» ((Ис 53:2)); по вознесении же на небо, издало оно боголепные лучи: то справедливо возглашает Пророк: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Ибо не то приял, чего не имел, но то явил в Себе, что имел. Так и Отцу Своему говорит: «прослави Мя Отче славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть» ((Ин 17:5)).
«Облечеся Господь в силу и препоясася». Что «Христос – Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:24), ясно научил нас сему божественный Павел. Поэтому не от инуду приял силу, которой бы прежде не имел, но собственною Своею силою действовал на врагов. Пророческое же слово изображает Христа как бы некиим царем, который облекается в царское всеоружие, препоясуется поясом и вступает в борьбу со врагами; а потом показывает происшедшия от сего благия действия.
«Ибо утверди вселенную, яже не подвижится». Незыблемою и твердою соделал вселенную; потому что имеет уже в себе неколеблемость Божественнаго ведения и освобождена от прелести лжи. Люди не покланяются уже, то тем, то другим богам, но воздают чествование истинному Богу.
- 2.
«Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси». Не ныне возведен Ты на царство, но имеешь присносущную державу и царство вечное. И о царстве Пророк сказал в псалме сорок четвертом: «престол Твой Боже в век века» ((Пс 44:7)); о неизменяемости же и непреложности Его научает еще нас в псалме сто первом; ибо говорит: «Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ((Пс 101:28)). А оба сии свидетельства блаженный Павел отнес ко Владыке Христу ((Евр 1:8), 12).
- 3.
Ст. 3-4 «Воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя»: «Возмут реки сотрения своя». Пророк называет реками священных Апостолов и после них приявших на себя дело проповеди; потому что, подобно рекам, доставили они людям всякое орошение. Так нарек их и блаженный Аввакум: «реками разсядется земля» (Авв.3:9), то есть, разверзется и приимет орошение. Так и Господь сказал: «веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин.7:38). Сии-то реки «воздвигоша гласы своя», проповедуя божественные догматы и пролагая себе пути. Ибо «сотрениями» Пророк назвал стези. Поелику вода смывает обыкновенно землю, по которой течет, и пролагает себе путь; то течение сих рек справедливо назвал сотрением, потому что первые веровавшие проповеди уготовляли путь другим, и преподавание учения делали для них нетрудным и безбедственным.
«От гласов вод многих, дивны высоты морския». Как при впадении в море великих рек, задерживающих стремление морских волн по песку, волны сии противоборством речных течений отражаются на большое пространство; так, когда сладкое и удобопиемое учение Апостолов внесено было в соленое и горькое море вселенной, произошел некий водоворот, и одне против других воздымались волны. Сие предрек и блаженный Аввакум; ибо, сказав: «реками разсядется земля, узрят тя, и поболят людие, расточая воды шествия», присовокупил: «даде бездна глас свой, высота привидения своя» ((Авв 3:9)). Всякий город исполнился сея бури; таково слово Самаго Господа: «не приидох воврещи мир» на вселенную, «но меч, разлучити человека» на ближняго, сына «на отца своего, дщерь на матерь свою, невесту на свекровь свою» ((Мф 10:34)). Но в начале проповеди была сия буря; ныне же Владыка моря запретил бурному ветру, и пременился он в тихое веяние, и умолкли волны морския, «и бысть тишина велия» ((Мф 8:26)).
«Дивен в высоких Господь». Акила перевел так: весьма велик на высоте Господь. И пророк весьма кстати присовокупил это к сказанному, показывая тем силу Совершившаго; потому что Он велик, есть Вышний и Господь, имеет силу неизмеряемую словом и непостижимую для ума.
- 4.
возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих.
См. Толкование на (Пс 92:3)
- 5.
«Дивен в высоких Господь». Акила перевел так: весьма велик на высоте Господь. И пророк весьма кстати присовокупил это к сказанному, показывая тем силу Совершившаго; потому что Он велик, есть Вышний и Господь, имеет силу неизмеряемую словом и непостижимую для ума.
- 6.
«Свидения Твоя уверишася зело». Все же сие предвозвестил Ты издревле, и предрек чрез святых Пророков Твоих; а истина сего доказана свидетельством дел. Прекрасно и сие присовокупление: «зело», то есть, в пророчествах не возможно усмотреть и малейшей лжи, но с точностию предречено все ныне видимое.
«Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дний». Но величайшее и наилучшее из всех благ есть то, что наслаждение даруемым есть не скоропреходящее и не временем ограниченное, подобно служению иудейскому, но постоянное, всегда пребывающее и вечное; потому что сие соответствует и приличествует новому дому Твоему. А домом Божиим божественный Павел нарек собрание верующих, которому, как сказал Пророк, «подобает святыня». Поэтому надлежит нам, по апостольскому увещанию, очистить «себе от всякия скверны плоти и духа», творить же «святыню в страсе Божии» ((2Кор 7:1)), чтобы, уготовив достойный Богу храм, приять нам в него вечнаго Обитателя.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 92
Глава 92
Ничего нет для сопоставления.