< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Глава 17

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день в онь же избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули, и рече:

    Содержание: В псалме этом описывается восстание врагов, призвание Бога в помощь, сошествие и вознесение Единородного, также и то, что по вознесении совершено против демонов, отвержение израильтян и призвание язычников. Сказанное же: от руки враг его и из руки Саули, может быть прилагаемо к врагам мысленным и к князю их.

  • 2.

    Ст. 2-3 Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое и прибежище мое. Сознавая Божии благодеяния, приносит Богу величайший из даров, именно любовь, которую Спаситель и в заповедях поставил на первом месте.

  • 3.

    Господь утверждение мое и прибежище мое.

    См. Толкование на (Пс 17:2)

  • 4.

    Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся. Из этого научаемся, как исповедывать благодарение за блага, которыми уже насладились мы, так и просить еще благ, в которых имеем нужду. Потом Давид описывает различные восстания врагов.

  • 5.

    Ст. 5-6 Одержаша мя болезни смертныя. Упоминает здесь не о какой-либо брани с смертными, но о невидимых силах, внутренно окружавших душу его. И потоцы беззакония смятоша мя. Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя.Потоцы беззакония суть беззаконные помыслы; они же самые, если остаются в нас надолго, называются болезнями, а если умерщвляют нас действующим в нас грехом, именуются и сетями.

  • 6.

    болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя.

    См. Толкование на (Пс 17:5)

  • 8.

    И подвижеся, и трепетна бысть земля. Описывает совершившееся при снисшествии Господа. Ибо подвиглись тогда все живущие на земле, и всякая страна наполнилась слухом о Нем. Основаны гор смятошася. Горы суть лукавые силы, превозносящиеся пред Божией славой. Основаниями их называет Давид сокрытые во глубине помыслы. И подвигошася, яко прогневася на ня Бог за то, что долгое время обольщали живущих на земле многобожною верою.

  • 9.

    Взыде дым гневом Его. Разгневавшись, угасил огнь их, которым издревле попаляли людей; и в знамение сего Псалмопевец употребляет слово: дым. И огнь от лица Его воспламенится. Это против сопротивных сил Сын Божий невидимо совершает, угашая огонь их другим лучшим и сильнейшим огнем. Ибо демоны, видя Господа в пришествие Его, попаляемы были от лица Его. Углие возгореся от Него. Это суть просвещенные причащением Божественного огня.

  • 10.

    И приклони небеса и сниде. Самым ясным образом пророчествует о снисшествии Господа. И это почти тоже, что и сказанное: смирил Себе даже до смерти ((Флп 2:8)). И мрак под ногама Его. Дает разуметь сокровенность домостроительственного пришествия и невидимость Божию, чтобы сказанное им не увлекло нас в плотские понятия

  • 11.

    И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню. Этим изображает вознесение Его; Херувимами и крылами ветреными называет или то облако, которое взяло Его и о котором написано в Деяниях: и сии рек, зрящым им взятся и облак подъят Его от очию их ((Деян 1:9)), или быстроту явления, скорость пришествия и помощи.

  • 12.

    И положи тму закров Свой, то есть, невидное и незримое пребывание Спасителя с человеками. Окрест Его селение Его. Словами: селение Его — означает святую Церковь, в которой обетовал водворяться. Окрест Его, по сказанному: идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ((Мф 18:20)). Темна вода во облацех воздушных. Говорит это по причине темноты сказанного о Нем у Пророков, которые наименованы и облаками.

  • 13.

    От облистания пред Ним облацы проидоша. Свет пришествия его ясными соделал пророчества. Град и углие огненное. А поелику в пророчествах находятся и угрозы, то и это представил под образом града и углия. Как от озарения проповеди, подобно облакам, прошли пред Ним Апостолы, и оросили мир, так град служит образом различных казней, определенных неверующим, какие по вознесении Господа и действительно постигли врагов Его, разумею врагов мысленных. Ибо, как, освобождая израильтян из Египта, одождил град и огонь, так, освобождая и все народы от работы демонам, одождил град и углие огненное. И это были карающие силы, которыми низложил мысленных египтян.

  • 16.

    И явишася источницы воднии. По низложении врагов явились источники водные, то есть спасительное евангельское слово, которое стало основанием вселенной, потому что на нем назданы мы. Или еще: под источниками разумей святых пророков, как источающих спасительное слово. Ибо так о них написано: и почерпите воду с веселием от источник спасения ((Ис 12:3)), а под основаниями вселенной — писания всепремудрого Моисея; потому что в них первых находим положенное основание веры и боговедения и подобно писаниям Пророков содержащее в образах тайну Христову. Посему «явишася» значит «уяснились». Или, под источниками и основаниями поднебесной разумей святых Апостолов; потому что и они источали спасительное слово и в основание поднебесной положили веру. Также под источниками водными и основаниями вселенной разумей еще спасительное крещение.

    От запрещения Твоего Господи, должно подразумевать: низложены сказанные выше враги. От дохновения духа гнева Твоего. Бог не в тоже мгновение наказывает согрешающих, иначе, погибли бы они совершенно; но предвозвещает наказания гнева. Ибо сказано: накажу я в слух скорбения их ((Ос 7:12)). И это значит дохновение духа гнева Его.

  • 17.

    Восприят мя от вод многиях. Водами называет искушение. Давид же говорит: прияm мя, то есть, естество человеческое. Ибо в день Пятидесятницы крестишася от Апостолов душ яко три тысящи ((Деян 2:41)).

  • 18.

    Ст. 18, 20 Избавит мя от врагов моих сильных, и от ненавидящих мя. Давид переходит к описанию того, что сделано им по совершении греха и во время покаяния. Смысл речи его таков: Господь услышал уже исповедание мое, и стал моею опорою, когда готов я был низринуться и потерпеть великое падение, если бы только после греха впал в совершенное отступление. Но Господь совершенно избавит меня и даст отпущение греха, в предвозвещенное Пророками время Его пришествия, и соделает cиe блaгoдеющий мне Господь, яко восхоте мя. А если бы не восхотел, то не послал бы ко мне Пророка Своего.

  • 20.

    И изведе мя на широту: избавит мя, яко восхоте мя.

    См. Толкование на (Пс 17:18)

  • 21.

    И воздаст ми Господь. Уверен я, что Господь, во время праведного суда Своего, не воспомянув грехов моих, воздаст мне по правде. Ибо в правде, как бы на весах, противоположив греху моему другие дела мои, найдет, что дела эти много перевешивают соделанный мною грех. Слово это учит, что поползнувшемуся по какой-либо немощи можно поддержать себя иными добрыми делами. По правде моей. Правдою называет вообще добродетель, чистоту рук при совершении дела, и добрым навыком приведение деятельных сил в нескверное состояние.

  • 23.

    Яко вся судьбы Его предо мною. Хотя суды Божии неисследимы и по непостижимости своей подобны бездне, однако же, все пред очами боголюбца.

  • 26.

    С преподобным преподобен будеши. Справедливо сподобил Ты меня благодеяния Своего, потому что Ты праведен, с преподобным умеешь быть преподобным. Ибо, если бы пребыл я во грехе и предался совершенному развращению, то знаю, что и Ты сам, великий Судия, произнес бы надо мною суд Свой, по мере греха моего. Но поелику сохранял я пути Твои, то и Ты, Который преподобен с преподобным и неповинен с неповинным, не остановил взора на уклонении от правды, какое было со мною на время, но воздал мне в суде Твоем по жизни, какую вел я после, и по делам, совершенным мною в правде.

  • 28.

    Яко Ты люди смиренныя спасеши. Отсылает к лику Апостолов. И очи гордых смириши. Это идет к фарисеям и книжникам.

  • 29.

    Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, то есть, ум. Боже мой, просветиши тму мою, рассеешь мое неведение.

  • 30.

    Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену; потому что окружили меня враги мои и содержат меня в заключении. Искушением же называет удовольствия, а стеною — диавола.

  • 31.

    Бог мой, непорочен путь Его. Порицает здесь неблагодарность, злобу, упорство и жестокость непризнательных, неблагодарных и жестокосердых иудеев. Ибо упрекали Спасителя нашего Христа, будто бы поступает вопреки Божию Закону; охуждали слова Его и клеветали, будто бы Он богохульствует, говоря между собою: глаголет хулы: кто может оставляти грехи ((Мк 2:7))? И эти расположения и мысли о Господе всяческих и Боге питали в себе с лукавою совестью и с злым помыслом. Словеса Господня разжжена. И словеса Его о сем, подобно разжженому серебру, чисты от всякой укоризны, искушены и изведаны.

  • 32.

    Яко кто Бог, разве Господа? Или кто Бог, разве Бога нашего? Ибо единое Божие Слово есть истинный Бог и Единородный, потому что Оно единое есть также Бог, как и Отец. Сказав же о Христе, что он Бог по естеству, говорит теперь: или кто Бог? У нас один Бог Отец, и нет другого Бога, так чтобы один исполнял прошение одного, а другой прошение другого. Но, может быть, два стиха поставлены во взаимной соответственности. Так, истинный Бог препоясал силою для одержания победы, и положил непорочен путь мой к совершению добрых дел.

  • 33.

    Бог препоясуяй мя силою. Это подобно сказанному: дондеже облечетеся силою свыше ((Лк 24:49)). И положи нenopoчeн путь мой, то есть, евангельскими законоположениями наставил меня, как идти путем непорочным.

  • 34.

    Совершаяй нозе мои. Ибо святые суть истребители ядоносных страстей, потому что прияли силу против мысленных змиев; почему и уподобляются оленям, которые истребляют чувственных змей. Яко елени. Ибо прияли власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию ((Лк 10:19)). И на высоких поставляяй мя; учит мудрствовать горняя.

  • 35.

    Научаяй руце мои на брань; потому что, воздевая их в молитве, преодолеваю неприязненных. И положил еси лук медян мышца моя. Учит, как быть уготованным на брань, уподобляет мышцы луку, и делает их как бы модными по крепости. Или дает разуметь, что душевные силы соделал мужественными, подобно медному луку. Медь есть символ деятельной силы. В таком смысле Иезекииль говорит Иерусалиму: сгорит медь его ((Иез 24:11)). Но как под образом меди разумеет силу и неуязвимость, так под образом лука приточно представляет самое вержение стрел нашими мышцами.

  • 36.

    И дал ми еси защищение спасения. Защитил меня спасением Твоим; а это есть домостроительное пришествие. И десница Твоя восприят мя. Отчая десница — Сын. И наказание Твое исправит мя в конец. Разумеет евангельское учение, или говорит о ветхозаветном учении посредством Закона, как бы так рассуждая: во всем мне благодетельствуя, дал мне и законы, которыми научен я должному. Ибо, узнав из них, что не должно делать неправды, воздерживался я от сего. Но чтобы от такого правдолюбия не потерпеть мне вреда, даровал достаточную помощь, изведя на широту. Или, наказанием называет наказующее учение, по сказанному: имися наказания ((Прит 4:13)), или требующий трудов образ жизни, по сказанному: не пренебрегай наказания Господня ((Прит 3:11)). И наказание Твое, то мя научит. Слова эти: наказание Твое, то мя научит, у Феодотиона заменяют сказанное у Семидесяти: наказание Твое исправит мя в конец.

  • 37.

    Уширил еси стопы моя. Отъяв соблазны и сети, какие приготовлены врагами, соделал Ты свободным шествие мое. Говорит же о стопах, что, когда человек идет от порока к добродетели, проходящему сей тесный путь вначале бывает затруднительно, но с преспеянием путь расширяется. И тем самым, что человек после трудов добродетели приемлет упокоение, укрепляются плесне его; потому что ноги его поставлены на камне. А это есть вера наша.

  • 38.

    Пожену враги моя. Как приуготованный к ществию божественной благодатью, твердо уверен в победе.

  • 39.

    Оскорблю их, и не возмогут стати. Оскорбление врагам делает наше бесстрастие.

  • 40.

    И препоясал мя еси силою. Опять приписывает всю победу Даровавшему силу.

  • 41.

    И врагов моих дал ми еси хребет, то есть: обратил врагов в бегство, потому что бегущие от нас обращают к нам хребет. Враги же наши демоны дают нам хребет, когда не могут вложить в душу страстных помыслов. И ненавидящие мя потребил еси, то есть, Саула, Ахитофела, Авессалома и тысячи других.

  • 42.

    Воззваша, и не бе спасаяй. Говорит это о врагах чувственных как бы от лица Господня. Ибо иноплеменники, призывая на помощь богов своих, не пользовались их промышлением; и Саул, Авессалом, Семей и прочие враждовавшие израильтяне не имели себе помощником Бога.

  • 43.

    И истню я, яко прах. Совершенно исчезнут они при содействующей мне благодати Твоей.

  • 44.

    Избавиши мя от пререкания людей; тогда как Господь отвращает еще лице Свое от иудеев за непокорность и просит в наследие Себе язычников. Поставиши мя во главу языков. Но не знаем, чтобы Давид царствовал над язычниками. Итак, пророчество это исполняется Родившимся от него по плоти. Ибо Родившийся от Давида по плоти, Который и сам, по словам божественного Иезекииля, именуется Давидом, то есть, Владыка Христос, воцарился над всеми языками. Он и всегда, как Бог, владычествует над всеми, но по вочеловечении приемлет добровольное служение от уверовавших в Него.

    Людие, ихже не ведех, работаша Ми. Это — слова самого Христа; потому что, отвращаясь от непокорных иудеев, просить в наследие Себе язычников. И слова эти не означают неведения, потому что все знает Он как Бог; имеют же такой смысл: поелику люди эти долго не участвовали в близости со Мною, то стали для Меня чуждыми, сторонними и весьма далекими от близости со Мною.

  • 45.

    Сынове чуждии солгаша Ми. Израиль, называвшийся сыном перворожденным, назван сыном чуждым за неверие.

  • 46.

    Сынове чуждии обетшаша. Все ветшающее близко к уничтожению.

  • 47.

    Жив Господь, и благословен Бог мой. Весьма кстати возгласил: жив Господь, потому что упомянул о пререкании людей, в котором вопияли, говоря: возми, возми, распни Его ((Ин 19:15)).

    И да вознесется Бог спасения моего. Хотя и смирил Себе, зрак раба приим, но Он превознесен. Это подобно сказанному: Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имени ((Фил 2:7); 9).

  • 48.

    Бог даяй отмщение Мне, то есть, наказывающий неверный народ — иудеев. И покоривый люди под Мя, то есть, язычники покорились Христу.

  • 49.

    Избавитель Мой от враг Моих гневливых, то есть, от народа неверного. Враги гневливые — народ иудейский, с ругательством называвший Его самарянином. А муж неправеден — Иуда и Пилат, безвинно осудивший на смерть.

  • 50.

    Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи. Поелику соделал Ты и то и другое; то, говорит пророк, когда сам Ты, Господи, призовешь язычников, чрез них исповемся Тебе, потому что будут они воспевать сложенные мною песнопения. И не только исповемся, но и возвеличу спасение царя их, т. е. царя язычников. Возвеличу, то есть громко возвещу всем спасение, которое соделал еси посреде земли ((Пс 73:12)). И это соделал Ты, творя милость помазанному народу Своему; потому что мы помазаны в царское священие ((1 Пет 2:9)). Творя же милость народу и мне Давиду, уготовляешь оную и Ему и семени моему. Ибо и народ из язычников есть Давидово же семя; потому что и они соделались чадами Того, Кто от семени Давидова по плоти.

1.Начальнику хора.
Раба Господня Давида,
который произнес слова песни сей к Господу,
когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула.
И он сказал:

2.Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!

3.Господь — твердыня моя и прибежище мое,
Избавитель мой, Бог мой, — скала моя;
на Него я уповаю;
щит мой, рог спасения моего и убежище мое.

4.Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.

5.Объяли меня муки смертные,
и потоки беззакония устрашили меня;

6.цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.

7.В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал.
И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой,
и вопль мой дошел до слуха Его.

8.Потряслась и всколебалась земля,
дрогнули и подвиглись основания гор,
ибо разгневался [Бог];

9.поднялся дым от гнева Его
и из уст Его огонь поядающий;
горячие угли сыпались от Него.

10.Наклонил Он небеса и сошел, —
и мрак под ногами Его.

11.И воссел на Херувимов и полетел,
и понесся на крыльях ветра.

12.И мрак сделал покровом Своим,
сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.

13.От блистания пред Ним бежали облака Его,
град и угли огненные.

14.Возгремел на небесах Господь,
и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.

15.Пустил стрелы Свои и рассеял их,
множество молний, и рассыпал их.

16.И явились источники вод,
и открылись основания вселенной
от грозного гласа Твоего, Господи,
от дуновения духа гнева Твоего.

17.Он простер руку с высоты и взял меня,
и извлек меня из вод многих;

18.избавил меня от врага моего сильного
и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.

19.Они восстали на меня в день бедствия моего,
но Господь был мне опорою.

20.Он вывел меня на пространное место и избавил меня,
ибо Он благоволит ко мне.

21.Воздал мне Господь по правде моей,
по чистоте рук моих вознаградил меня,

22.ибо я хранил пути Господни
и не был нечестивым пред Богом моим;

23.ибо все заповеди Его предо мною,
и от уставов Его я не отступал.

24.Я был непорочен пред Ним
и остерегался, чтобы не согрешить мне;

25.и воздал мне Господь по правде моей,
по чистоте рук моих пред очами Его.

26.С милостивым Ты поступаешь милостиво,
с мужем искренним — искренно,

27.с чистымчисто,
а с лукавым — по лукавству его,

28.ибо Ты людей угнетенных спасаешь,
а очи надменные унижаешь.

29.Ты возжигаешь светильник мой, Господи;
Бог мой просвещает тьму мою.

30.С Тобою я поражаю войско,
с Богом моим восхожу на стену.

31.Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа;
щит Он для всех, уповающих на Него.

32.Ибо кто Бог, кроме Господа,
и кто защита, кроме Бога нашего?

33.Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;

34.делает ноги мои, как оленьи,
и на высотах моих поставляет меня;

35.научает руки мои брани,
и мышцы мои сокрушают медный лук.

36.Ты дал мне щит спасения Твоего,
и десница Твоя поддерживает меня,
и милость Твоя возвеличивает меня.

37.Ты расширяешь шаг мой подо мною,
и не колеблются ноги мои.

38.Я преследую врагов моих и настигаю их,
и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;

39.поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,

40.ибо Ты препоясал меня силою для войны
и низложил под ноги мои восставших на меня;

41.Ты обратил ко мне тыл врагов моих,
и я истребляю ненавидящих меня:

42.они вопиют, но нет спасающего;
ко Господу, — но Он не внемлет им;

43.я рассеваю их, как прах пред лицем ветра,
как уличную грязь попираю их.

44.Ты избавил меня от мятежа народа,
поставил меня главою иноплеменников;
народ, которого я не знал, служит мне;

45.по одному слуху о мне повинуются мне;
иноплеменники ласкательствуют предо мною;

46.иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.

47.Жив Господь и благословен защитник мой!
Да будет превознесен Бог спасения моего,

48.Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,

49.и избавляющий меня от врагов моих!
Ты вознес меня над восстающими против меня
и от человека жестокого избавил меня.

50.За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками
и буду петь имени Твоему,

51.величественно спасающий царя
и творящий милость помазаннику Твоему Давиду
и потомству его во веки.