< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Глава 35

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, отроку Господню Давиду.

    Содержание: Настоящий псалом содержит в себе обвинение в гордости и обличение в злобе народа иудейского, а также песнопение во славу праведных судов Божиих, какими создал Бог поднебесную, и еще благодарение Отцу за благодеяния, явленные в Иисусе, сверх же всего этого молитву, предохраняющую от падения в гордыню.

  • 2.

    Глаголет пребеззаконный согрешати в себе. Воспитанный в злобе думает, что никто не видит сокровенных замыслов души его. Сказано: глаголет, вместо «думает» или «предполагает». Причина же такой бесчувственности в нем — неимение страха пред всевидящим Владыкою. Несть страха Божия пред очима его. Решившись однажды преступить закон, удаляет он от очей своих страх Божий, потому что страхом Господним всякий удерживает себя от худого.

  • 3.

    Яко ульсти пред ним. Добровольно остается он в сем неведении, не имея охоты поверить дела свои и возненавидеть сделанное худо. Обрести беззаконие свое и возненавидети. Не помышляет и о том, что Бог обретает грех его и, обретши оный, ненавидит и грех, и согрешающего.

  • 4.

    Глаголы уст его беззаконие и лесть. Беззаконие в тех поруганиях, какие делали Христу; и лесть в том, что, намереваясь поставить Ему сети, приступали к Нему с льстивыми словами. Не восхоте разумети, еже ублажити, добровольно устранив себя от того, чтобы делать добро.

  • 5.

    Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу. Изображает неусыпность иудеев в злоумышлении на Христа. О злобе же не негодова, то есть, не возненавидел злобы.

  • 6.

    Ст. 6-7 Господи, на небеси милость Твоя. Показывает, что милостью Господней созданы и существа небесные, т. е. разумные силы.

    И истина Твоя до облак. Правда Твоя яко горы Божия. Ты показал, что истинны и непреложны обетования, изреченные пророками. Ибо небеса означают пророков; а Ты показал, что они истинны, явив такое множество правды, что уподобляется она горам Божиим. Судьбы Твоя бездна многа. Поелику же столько у Тебя истины и правды, то не знаю, для чего долготерпишь? Судьбы Твои так же недоступны зрению, как и бездна. Как ее глубина неудобозрима людям, так недостижимо уразумение судеб Твоих. Человеки и скоты спасении Господи. Апостол, сказав о двух народах: затвори Бог всех в противление, да всех помилует, присовокупил: яко неиспытани судове Его ((Рим 11:32)). Подобное этому сказано и здесь. Поелику псалмопевец намеревался поведать о спасении двух народов, которых означают человеки и скоты, и человеки означают израильтян, как наученных Законом и разумеющих лучшая ((Рим 2:18)), а скоты, как неразумные, — язычников, иудеи, наученные тайне Законом и пророками, отпали, а язычники, никогда о ней не слышавшие, приняты: то по сему самому сказал он предварительно: судьбы Твоя бездна многа. И еще: человеками называет сохранивших разумное достоинство, а скотами — преклонившихся долу к земле и питающихся земными мудрованиями. А посему призвал ко спасению не только праведных, но и грешных.

  • 7.

    правда твоя яко горы Божия, судбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи.

    См. Толкование на (Пс 35:6)

  • 8.

    Сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут, т. е. Тебя будут иметь покровителем и помощником евангельского слова.

  • 9.

    Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Поток сладости есть Христос, по сказанному: уклоняю на ня, яко поток наводняемый, славу языков ((Ис 66:12)). Но Он же есть и источник жизни, и свет от света.

  • 12.

    Да не приидет мне нога гордыни. Просит быть свободным от страсти. И рука грешнича да не подвижит мене. Да не подвигнет меня, говорит, от предстояния Тебе какое-либо постыдное дело.

1.Начальнику хора.
Раба Господня Давида.

2.Нечестие беззаконного говорит в сердце моем:
нет страха Божия пред глазами его,

3.ибо он льстит себе в глазах своих,
будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его;

4.слова уст его — неправда и лукавство;
не хочет он вразумиться, чтобы делать добро;

5.на ложе своем замышляет беззаконие,
становится на путь недобрый, не гнушается злом.

6.Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!

7.Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая!
Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!

8.Как драгоценна милость Твоя, Боже!
Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:

9.насыщаются от тука дома Твоего,
и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,

10.ибо у Тебя источник жизни;
во свете Твоем мы видим свет.

11.Продли милость Твою к знающим Тебя
и правду Твою к правым сердцем,

12.да не наступит на меня нога гордыни,
и рука грешника да не изгонит меня:

13.там пали делающие беззаконие,
низринуты и не могут встать.