- 1.
В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду.
Содержание: Предлагаемый псалом поется о заступлении утреннем, то есть, о том, что единородное Божие Слово, по-написанному, Восток свыше ((Лк 1:78)), воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской. Или, заступлением утренним именует и время воскресения Спасителева; ибо Христос восстал зело рано ((Лк 24:1)), естеству человеческому проложив путь к нетлению. Псалом же этот воспевает сам Христос от лица человечества, и ясно изображает нам, что пострадал Он от иудеев во время распятия.
- 2.
Боже Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси? Это говорит Спаситель от лица человечества, и, чтобы положить конец клятве и обратить Отчее лице к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду; потому что мы были отвержены и оставлены за преступление Адама, ныне же восприяты и спасены. Далече от спасения словеса грехопадений моих. Примечай опять, что во Христе лице человечества умоляет об освобождении его от падений, или от проступков, и от словес о них. Явно же, что просит подобающей каждому правды
- 3.
Боже мой, воззову во дни, и не услышиши: и в нощи, и не в безумие мне. Читать должно с знаком препинания. Показывает же нам, что плод молитвы не бесполезен; ибо сказано: не в безумие мне, т. е. ясно знаю, что как скоро воззову, Он услышит. Ибо обитая во святых, которых ум к Тебе устремлен, соделываешься их похвалою и славою.
- 4.
Ты же во святем живеши, хвало израилева, то есть Ты — или Тот, Кого восхваляет Израиль, или Тот, Кто сам в Себе — хвала.
- 5.
На Тя уповаша отцы наша: уповаша, и избавил еси я. Отцами своими по плоти называет патриархов и пророков. Показывает же и пользу упования, говоря: и те, которые прежде Меня по плоти, то есть пророки, а также и патриархи, в Тебе полагали надежду, ожидая Моего воссияния, и не обманулись в надежде.
- 7.
Аз же есмь червь, а не человек. Учит быть смиренномудрыми, а наипаче приходящих к Богу. Поношение человеков и уничижение людей. Евангелист ясно говорит, что это исполнилось на Нем во время распятия, когда мимоходящие кивали на Него главами и хулили Его, говоря: аще Сын еси Божий, спасися Сам ((Мф 27:40); (Мк 15:30)).
- 10.
Яко Ты еси исторгий Мя из чрева. Говорит это, потому что вочеловечился по благоволению Отца. Ибо сказано: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемаго от жены ((Гал 4:4)). Называет же Отца Своего упованием, и это говоря как человек. Ибо единого Христа исторг Бог из Марии, прочие же люди не исторгаются, а исходят, как сказано: изыде Исав, яко кожа космат ((Быт 25:25)).
- 11.
К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева… Опять молится как бы от лица человечества; потому что оставлен Он и сонмом учеников. Потом предсказывает виды скорби.
- 13.
Обыдоша мя тельцы мнози, разумеет правителей народа иудейского.
- 15.
Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости Моя. Костями Своими называет святых строителей тайн. Ибо, если Церковь есть тело Его, то связующих ее справедливо можем представлять себе костями. Слышим же, у Евангелиста сказано, что, по взятии Его спирою воинов, ученики рассеялись и бежали от Него, подобно воде разлитой по равнине. И иначе: святые догматы Церкви суть кости премудрости, и их-то закон запрещал иудеям сокрушать во время Пасхи. Ибо сказано: и кости не сокрушите от него ((Исх 12:46)). Бысть сердце Мое яко воск таяй, — выражение, свойственное печали, так как написано: начат скорбети и тужити ((Мф 26:37)). Скорбел же о народе иудейском и о предателе, потому что нечестием своим пред Ним ввергли себя в погибель.
- 16.
Изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прилпе гортани Моему. Этим изображает Свою жажду на честном кресте, когда просил Он пить, и поднесли Ему оцет с желчию. Почему и говорит: и язык Мой прилпе гортани Моему. И в персть смерти свел Мя еси. Ибо, по благодати Божией, за целый мир вкусил смерть; но не в смерть, а в персть смерти низведен Христос, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления ((Деян 2:31)).
- 17.
Яко обыдоша Мя пси мнози. Опять означает народных правителей. Ископаша руце Мои и нозе Мои. Говорит о гвоздях, которыми пригвожден ко кресту.
- 18.
Исчетоша вся кости Моя, осязая (что и естественно было) все тело Его, и вымеривая каждую кость, чтобы знать, где вонзить гвозди. Tии же смотриша и презреша Мя, то есть, смеялись надо Мною. Говорит же это о червленой хламиде, о терновом венце, о трости вместо скиптра.
- 19.
Разделиша ризы Моя себе. Об этом ясно написано в Евангелиях.
- 20.
Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене. Пременяет речь Свою в молитву. При Твоей, говорит, помощи и при Твоем заступлении, восстав по трех днях, покажу суетность их злоумышления. И в этом служит для нас образцом, как должно призывать Бога в искушениях, и не впадать в уныние, не ослабевать от скорбей.
- 21.
Избави от оружия душу Мою. Этим, т. е. оружием, рукою песиею, устами львовыми и рогами единорожими изображает злобу и безумие иудеев. Оружием можно назвать и диавола, который всегда старается уязвить. Душу же Свою называет единородною, потому что она отделена и отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотию всегда имеет упостасное единение с Богом Словом. Ибо един есть Христос из двух противоположных, совершенный Бог и совершенный человек. Но будучи далек от тех (грешных) душ, Он приходит к ним.
Но может быть, что единородною называет и предстоящую Ему Церковь, потому что она не имеет скверны, или порока (Еф 5:27), восполняется из неукоризненных по преспеянию, из шестидесяти цариц и семидесяти наложниц (Песн 6:7). И из руки neсии единородную Мою. Рукою песиею называет и что сделано этим псом, и самого пса. Ибо сказано: несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом (Мф 15:26).
- 22.
Ст. 22-23 Спаси Мя от уст львовых, и от рог единорож смирение Мое. Повем имя Твое братии Моей, посреде Церкве воспою Тя. Ибо научил нас ведению Того, Кто по естеству и по самой истине есть Бог, и единосущного Ему Отца. И опять, как человек, вступает в единение посредством Церкви.
- 23.
Повем имя твое братии моей, посреде Церкве воспою тя.
См. Толкование на (Пс 21:22)
- 24.
Боящиися Господа, восхвалите Его; все семя Иаковле, прославите Его. Поелику Церковь состоит из язычников и иудеев, то тех и других возбуждает к песнословию, называя Иаковом и Израилем одних по прародителю, а других по добродетели, которая достаточна, чтобы также украсить, как и род. Так, в обычай было именовать иудеями и приступавших к Закону из язычников. Этому учит нас история Деяний. Ибо божественный Павел в речи своей к народу говорил так: мужие израильтяне и боящиися в вас Господа ((Деян 13:16)).
- 25.
Яко не уничижи. Единородный ясно показывает Свои ради нас заслуги.
- 26.
От Тебе похвала Моя. Похвалою называет славословия. Можно в этом видеть и то прославление Отцем, когда nриидe свыше глас: и прославих, и паки прославлю ((Ин 12:28)). Или, как Я соделал Тебя ведомым для человеков, так, без сомнения, и Ты соделаешь, чтобы воздавалась Мне та же честь, то глаголя: Сей есть Сын Мой ((Мф 3:17)), то являя о Мне Петру ((Мф 16:17)) и прочим. Молитвы Моя воздам. В божественном Писании молитвою называется обетование. Посему, исполнение послушания Отцу, в каком пребыл Сын даже до смерти по плоти, можно также принять за исполнение возданной Им Отцу молитвы.
- 27.
Ядят убозии и насытятся. Этим выражается провозглашение призвания язычников.
- 28.
И поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Хотя Он, как Бог, есть Царь всех, но говорится, что будет царствовать над теми, которые на земле, потому что их обратит от демонской прелести к вере в Него, к благодарности и правде.
- 29.
Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки. Бог не иудеев только Бог, как они думают, но Творец всего человеческого естества. Это говорит и Апостол: или иудеев Бог токмо, а не и языков? ей и языков. Понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою ((Рим 3:29)).
- 30.
Ст. 30-31 Ядоша и поклонишася вси тучнии земли, то есть, вкусили духовной пищи. Тучными же называет их по питательности божественных словес. Пред Ним припадут вси низходящии в землю. Это говорит, потому что верующие преклоняют пред Ним колена. Но это были уверовавшие древле. Низходящии в землю, т. е. впадшие в гибель и тление, потому что не видели Господа.
И душа Моя Тому живет. И семя Мое поработает Ему. Ибо свята и непорочна была жизнь, которую Христос совершил на земле с плотию. Ибо Он один не сотворил греха, хотя соделался подобен нам, и принял на Себя грехолюбивую плоть. Под семенем же Божиим можно разуметь тех, кого призвал Он чрез веру. Возвестит Господеви род грядущий. И это возвещает о язычниках.
- 31.
И семя мое поработает ему: возвестит Господеви род грядущий:
См. Толкование на (Пс 21:30)
- 32.
Людем родитися имущим, яже сотвори Господь. Это подобно сказанному: не от крове, ни от похоти плотския, но от Бога родишася ((Ин 1:13)).
При появлении зари.
Псалом Давида.2.Боже мой!
Боже мой! [внемли мне]
для чего Ты оставил меня?
Далеки от спасения моего слова вопля моего.3.Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне,
ночью, — и нет мне успокоения.4.Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.5.На Тебя уповали отцы наши;
уповали, и Ты избавлял их;6.к Тебе взывали они, и были спасаемы;
на Тебя уповали, и не оставались в стыде.7.Я же червь, а не человек,
поношение у людей и презрение в народе.8.Все, видящие меня, ругаются надо мною,
говорят устами, кивая головою:9.«он уповал на Господа;
пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».10.Но Ты извел меня из чрева,
вложил в меня упование у грудей матери моей.11.На Тебя оставлен я от утробы;
от чрева матери моей Ты — Бог мой.12.Не удаляйся от меня,
ибо скорбь близка, а помощника нет.13.Множество тельцов обступили меня;
тучные Васанские окружили меня,14.раскрыли на меня пасть свою,
как лев, алчущий добычи и рыкающий.15.Я пролился, как вода;
все кости мои рассыпались;
сердце мое сделалось, как воск,
растаяло посреди внутренности моей.16.Сила моя иссохла, как черепок;
язык мой прильпнул к гортани моей,
и Ты свел меня к персти смертной.17.Ибо псы окружили меня,
скопище злых обступило меня,
пронзили руки мои и ноги мои.18.Можно было бы перечесть все кости мои;
а они смотрят и делают из меня зрелище;19.делят ризы мои между собою
и об одежде моей бросают жребий.20.Но Ты, Господи, не удаляйся от меня;
сила моя! поспеши на помощь мне;21.избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;22.спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов,
услышав, избавь меня.23.Буду возвещать имя Твое братьям моим,
посреди собрания восхвалять Тебя.24.Боящиеся Господа! восхвалите Его.
Все семя Иакова! прославь Его.
Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,25.ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего,
не скрыл от него лица Своего,
но услышал его, когда сей воззвал к Нему.26.О Тебе хвала моя в собрании великом;
воздам обеты мои пред боящимися Его.27.Да едят бедные и насыщаются;
да восхвалят Господа ищущие Его;
да живут сердца ваши во веки!28.Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли,
и поклонятся пред Тобою все племена язычников,29.ибо Господне есть царство,
и Он — Владыка над народами.30.Будут есть и поклоняться все тучные земли;
преклонятся пред Ним все нисходящие в персть
и не могущие сохранить жизни своей.31.Потомство [мое] будет служить Ему,
и будет называться Господним вовек:32.придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся,
что сотворил Господь.



