< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Глава 30

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, псалом Давиду, изступления.

    Содержание: Давид воспевает предложенный псалом, как бы находясь еще в покаянии за грех и желая освободиться от него; верочем, и как бы уже услышанный, воссылает благодарение и описывает, что было с ним во время покаяния. Слово же «изступления» означает не иное что, но самый грех, от которого душа как бы исступила от здравомыслия; почему и не надеялась уже, что будет снова принята, но ясно говорила: аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею.

  • 2.

    Ст. 2-3 На Тя Господи уповах… Приклони ко мне ухо Твое. Поелику вопль наш не достигает в высоту, то, по снисхождению ко мне, приклони ухо Твое.

  • 3.

    Приклони ко мне ухо твое, ускори изяти мя: буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя.

    См. Толкование на (Пс 30:3)

  • 5.

    Изведении мя от сети сея, юже скрыша ми. Ибо злоумышлявшие против души его уловили его. Чем же? Грехом.

  • 6.

    Избавил мя ecи, Господи Боже истины. Как услышанный уже, говорит это.

  • 7.

    Возненавидел ecu хранящия суеты вотще. Суетами называет развлечения настоящей жизни, занимаясь которыми трудимся над суетою. За хранящим суеты идет во след тщета.

  • 8.

    Возрадуюся и возвеселюся, поправ печаль и прочие страсти.

  • 9.

    И неси мене затворил в руках вражиих, т. е. не предал врагам. Поставил ecu на пространне нозе мои. Освободил Ты меня от скорби, даль мне покой и простор.

  • 10.

    Смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. Как оком называет ум в душе, так утробою память в душе, в которую как в утробу влагаем разумную пищу. Душа моя и утроба моя. С раздражением и великим гневом отвратил я око свое от народа иудейского.

  • 11.

    Яко исчезе в болезни живот мой. Выражает озабоченность сердца. Скудость в самом необходимом истощила тело мое, потому что Сива и Верзеллий принесли Давиду пшеницу, и ячмень, и муку, и боб, и чечевицу, и мед, и многое иное, также ковры и постели, принесли же это и снеди для народа, говоря, что народ страждет голодом и изнемог от жажды в пустыне. И лета моя в воздыхании, то есть, проводил я годы свои, воздыхая по причине бедствий. Изнеможе нищетою крепость моя. Обнищав, лишаемый помощи Твоей за грех, изнемог я. И кости моя смятошася. Костями называет душевные силы.

  • 12.

    От всех враг моих бых поношение. Враги мои, говорит, поносили меня; знаемые мои боялись меня, и видящие бежали от меня; потому что великое показал я покаяние, изнуряя себя во вретище и пепле, день и ночь проливая слезы, а потому, когда бежали они, был я в забвении, как действительно мертвый, казался подобным сосуду погубленному. Выражение же: от всех — не имеет значения паче всех, но значит: поносим был всеми, т. е. врагами. Так говорит и Акила: для всех врагов моих сделался поношением.

  • 13.

    Мертв же от сердца, кто лишен добродетелей.

  • 14.

    Ст. 14-15 Яко слышах гаждение многих живущих окрест. Гаждением называет злоумышление, и говорит, что враги окружали его, злоумышляя против него. Прияти душу мою совещаша. Аз же на Тя Господи уповах. Пленяя душу, пленяют сердце; потому что раздражительностью и похотением умерщвляют ум.

  • 15.

    Аз же на тя, Господи, уповах, рех: ты еси Бог мой.

    См. Толкование на (Пс 30:14)

  • 16.

    В руку Твоею жребии мои. Хотя враги злоумышляют, совещаваясь уловить душу мою, но жребии мои сохранены в руках Твоих, и Ты воздашь мне их во время свое, потому что на Тебя уповаю. Посему и прошу избавить меня от врагов в настоящее время. Хотя враги, собравшись, замышляют мне смерть, но я знаю, что Ты Бог и охранитель мой. Избави мя из руки враг моих, и от гонящих мя. Бегай лукавства, говорит Апостол ((Деян 3:26)). Хотя преследует тебя лукавство, и именно — преследуют и прелюбодеяние, и любостяжательность, и раздражительность, и гнев, однако же прочее пусть остается назади.

  • 17.

    Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею. С Твоим пришествием тотчас прекратится все скорбное. Это единственный способ моего спасения, если просветишь лице Твое.

  • 18.

    Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя. Из этого познаем, как велика разность между грехом и нечестием. Посему, великий Давид умоляет, как его самого освободить от стыда причиненного грехом, так со стыдом предать смерти живущих в злочестии.

  • 19.

    Немы да будут устны льстивыя. Умоляю о том, чтобы онемели враги. А это будет, если просветишь лице Твое.

  • 20.

    Коль многое множество благости Твоея, Господи! Как просвещенный уже Духом приносит благодарение за будущее. Давиду же обычно для выражения изумления речение «коль» употреблять нередко в значении весьма. Великая благость Твоя, какую сберегаешь и хранишь для нас. Ибо речение «скрыл ecu» употреблено вместо «сохранил», как и в сказанном: скры мя в селении Своем ((Пс 26:5)). Вместо же «сохранил», сказано: скрыл ecu, потому что сокрытое хранится. Соделал ecu уповающим на Тя, т. е. сделал в надлежащее время.

  • 21.

    Скрыении их в тайне лица Твоего. Лице Твое бывает покровом уповающим на Тебя. От мятежа человеческа, покрыении их в крове от пререкания язык. Как бы покровом покроешь их, так что не повредят им вооружающиеся на них словом, и не уловят их нападающие самым делом.

  • 22.

    Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения. Чрез меня, говорит, прославился Бог; потому что, когда вокруг меня стояли тысячи врагов, и покушались, наподобие великого града, осаждать мою душу, Страж мой, оградив меня оплотом, явил чудную милость Свою.

  • 23.

    Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь. Когда я уничижал себя в бывшем со мною исступлении, когда смятеся яростию око мое, тогда сокрушался я, как отверженный за грех мой. Но хотя и сказал я это, однако же Ты, Человеколюбец, не отринул служителя Твоего.

  • 24.

    Возлюбите Господа вcu преподобнии Его. Обращает речь к другим, оказанными ему благодеяниями призывая и убеждая и иных к исповеданию. И воздает излише творящим гордыню. Хотя и долготерпит гордым Господь, но и воздает излише творящим гордыню.

1.Начальнику хора.
Псалом Давида.
[Во время смятения].

2.На Тебя, Господи, уповаю,
да не постыжусь вовек;
по правде Твоей избавь меня;

3.приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня.
Будь мне каменною твердынею, домом прибежища,
чтобы спасти меня,

4.ибо Ты каменная гора моя и ограда моя;
ради имени Твоего води меня и управляй мною.

5.Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне,
ибо Ты крепость моя.

6.В Твою руку предаю дух мой;
Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.

7.Ненавижу почитателей суетных идолов,
но на Господа уповаю.

8.Буду радоваться и веселиться о милости Твоей,
потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей

9.и не предал меня в руки врага;
поставил ноги мои на пространном месте.

10.Помилуй меня, Господи,
ибо тесно мне;
иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя.

11.Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях;
изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.

12.От всех врагов моих
я сделался поношением даже у соседей моих
и страшилищем для знакомых моих;
видящие меня на улице бегут от меня.

13.Я забыт в сердцах, как мертвый;
я — как сосуд разбитый,

14.ибо слышу злоречие многих;
отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня,
умышляют исторгнуть душу мою.

15.А я на Тебя, Господи, уповаю;
я говорю: Ты — мой Бог.

16.В Твоей руке дни мои;
избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.

17.Яви светлое лице Твое рабу Твоему;
спаси меня милостью Твоею.

18.Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю;
нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.

19.Да онемеют уста лживые,
которые против праведника говорят злое
с гордостью и презреньем.

20.Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя
и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!

21.Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских,
скрываешь их под сенью от пререкания языков.

22.Благословен Господь,
что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!

23.В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»;
но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

24.Любите Господа, все праведные Его;
Господь хранит верных
и поступающим надменно воздает с избытком.

25.Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше,
все надеющиеся на Господа!