- 1.
Ст. 1-2 В конец, в песнех, разума Давиду, внегда npиumu Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас?
Содержание: Давид, спасаясь бегством от Саула, укрылся в пустыне Зиф. После сего зифеи, пришедши к Саулу, объявили, в какое место убежал он, и просили прийти и захватить Давида ((1 Цар 23:19) и далее; 26,1 и далее). А он, взяв в руки лиру, как предузнавший пророческим духом, что не потерпит никакого зла от Саула, воспевает предлагаемый псалом. Саул действительно, пришедши захватить его, получил весть о нашествии иноплеменников и поспешил возвратиться назад с своими людьми. Но сказанное в псалме можно относить и к лику апостольскому. Псалмопевец, описывая восстания народа иудейского и раздражение царей языческих, молит Бога спасти от всех именем Своим. Пророчески изрекает, что Бог эти бедствия обратит на главу врагам, а сам он совершит победные жертвы. И как псалом возводит нас к изъясненной теперь мысли, то в надписании сказано: разума.
- 2.
внегда приити зифеем и рещи Саулови: не се ли, Давид скрыся в нас?
См. Толкование на (Пс 53:1)
- 3.
Боже, во имя Твое спаси мя. Просит, чтобы спас не иным чем, но именем Своим. Поелику призываю имя Твое, то этим самым именем даруй мне спасение. И в силе Твоей, то есть, в Сыне Твоем, суди мя. Не другим судиям, но Силе Твоей предай на исследование. И рассудив суд их, одних Он отдал на погибель, а других спас от врагов.
- 4.
Боже, услыши молитву мою. С благоволением приими прошения мои. Внуши глаголы уст моих. Это подобно сказанному: и ныне, Господи, призри на прещения их ((Деян 4:29)).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Афанасий Великий > Псалтирь > Глава 53
Глава 53
3."Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди". Преследования Давида Саулом, как известно, были незаслуженны: Саул преследовал Давида за то, что видел в нем честолюбивого и счастливого соперника в искании престола, тогда как Давид таких замыслов не питал, а назначение на престол Еврейского царства получил от Бога. В силу последнего Давид и не предпринимает никаких средств борьбы с Саулом, но предоставляет свою жизнь воле Бога. Молитва Давида к Богу в данном случае имеет следующий смысл: спаси меня, Господи, так как моя гибель, как Твоего избранника, будет унижением Твоего имени, которое велико в глазах людей. "Суди Твоею силою" - прояви Твою силу сейчас, когда опасность велика и положение Твоего избранника кажется безвыходным.5."Чужие восстали... и сильные ищут души моей". - Поступок зифеев по отношению к Давиду отличался такой ненавистью, которая равняла их с чужими; т. е. с язычниками, врагами евреев; "сильные" - это воины Саула, с которыми он стоял недалеко от Давида. "Душу мою" - мою жизнь; враги стремились погубить Давида. - "Не имеют Бога пред собою". Враги Давида не думали о том, согласно ли с волей Бога такое преследование, право ли оно и заслуженно ли Давидом, а руководились посторонними и корыстными расчетами - желанием выслужиться пред Саулом.7."Он воздаст за зло врагам". Давид верит, что Господь то зло, которое готовят ему враги, отвратит от него и пошлет его на врагов. - "Истиною Твоею истреби их" - так как Ты, Господи, любишь истину, а пред Тобою я прав, то, как покровитель истины, истреби врагов.8-9.- "Прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо" - буду восхвалять Тебя, конечно, в молитвах и псалмах за ниспосланное мне добро. - "На врагов моих смотрело око мое". Простая помощь была оказана Давиду, так как Саул узнал о нападении на южные пределы своего государства филистимлян, вышел навстречу им и Давид мог не бежать от врагов, а смотреть, как они от него удаляются.



