< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88

Глава 63

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, псалом Давиду.

    Содержание. Давид воспевает этот псалом от лица святых Апостолов, которые молятся об избавлении от врагов евангельской проповеди, и ясно изображает, что Апостолам уготовано было начальниками народа иудейского, и что сами они, т.е. упомянутые выше начальники, потерпели за нечестие против Христа.

  • 2.

    Услыши Боже глас мой, внегда молитимися к Тебе. Приими моление мое, Владыко, и укрепи ум мой, чтобы не устрашали меня вражеские нападения. От страха вражия изми душу мою. Это подобно сказанному: и ныне Господи, призри на прещения их, и даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое ((Деян 4:29)).

  • 4.

    Иже изостриша яко меч языки своя. Говорит это, потому что иудеи, хуля Иисуса, сказали Апостолам с угрозами: запретили мы вам никому не говорит о Имени сем ((Деян 4:17)). Напрягоша лук свой, вещь горьку. Смертоносные слова языка их уподобляет стрелянию из лука. Ибо не смертоносны ли их убеждения, не веровать, что Иисус есть Бог? Внезапу состреляют его, и не убоятся. Из скрытной засады нападают внезапно, не страшась назирающего Бога.

  • 6.

    Утвердиша себе слово лукавое, — утверждают, что Господь не воскрес из мертвых. Поведаша скрыти сеть. Придумывали, говорит, всяческие меры, как проповедников евангельских догматов умертвить тайно. Реша: кто узрит их? Все это делали, думая, что Бог не накажет их за такое нечестие.

  • 7.

    Приступит человек, и сердце глубоко. Беззаконные, говорит, не перестали умышлять лукавое против Господа. Ибо это означают слова: испыташа беззаконие. Но человек Божий, coвещaвaющий разумное (а это и значит сердце глубоко), как в точности познавший таинство, в приличных песнопениях вознесет Бога, по сказанному в другом месте: вознесу Тя, Господи Боже мой, Царю мой (Пс 144:1).

  • 8.

    Стрелы младенец быша язвы их. Сказав о превозношении их пред святыми проповедниками, описывает и падение их.

  • 10.

    И убояся всякий человек. Кто же не убоится, видя, что Бог призрел на нечестивых?

  • 11.

    Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него. Рачительные исполнители Божественных законов, по преимуществу исполнившись радости, утвердятся в уповании на Бога. И похвалятся вcu npaвии сердцем. И приобретут себе добрую славу у людей стремящиеся к Богу и не соглашающиеся ходить вне пути правого.

2."Сохрани жизнь мою от страха врага" - гебраизм - от страшного врага, каким и был Авессалом, готовый лишить Давида жизни в целях завладения престолом.

4."Изострили язык свой, как меч". Враги Давида говорили и входили в сношения с народом не для расследования правды, а для причинения зла царю той неправдой, которую они прививали народу о Давиде. Язык их был "мечом".

5."Втайне стрелять в непорочного". Действия врагов Давида сначала были скрытыми, так как прямое и открытое восстание на него легко могло вооружить народ не против царя, которого он еще любил и в которого верил, а против врагов его. "Непорочным" Давид называет себя, совершенно "неопороченного", не виновного в том, в чем обвиняли его.

6."Говорили: (враги Давида) кто их увидит?" В скрытости своих действий они находили силу к распространению на царя лжи. Враги рассчитывали, что никто из близких к царю не видит их козней, а потому не может обличить их. Они боялись только людей, а о Боге забыли.

7.Вся деятельность и жизнь Давида подвергалась врагами строгому расследованию не для оценки ее, а для розыска фактов, которыми можно было бы воспользоваться в целях обвинения царя. Так как подобных фактов не находилось, то враги Давида старались проникнуть в его душевный мир, в его настроение, т. е. за неимением фактического внешнего материала к его осуждению, прибегали к опорочению его внутренних стремлений, его душевного склада, напр., говорили про царя, что он "не любит" народа.

8-11.- В своем расчете, что "их никто не увидит", враги забыли Господа. Он же знает и видит действия человека, и злые поступки врагов послужат только к их наказанию и гибели, тогда-то все увидят проявление грозного суда, "дело Божие", а праведник Давид - возвеселится (11).