- 1.
Ст. 1-11 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ; Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. Господь убегает от славы, а она тем более преследует Его. Когда народ теснился около Него, Он всходит на корабль, чтобы с корабля учить стоящих на берегу моря, так что все находились пред лицом Его, и никто не ушел за спину. А за то, что Он учил с корабля, Он не оставил владетеля его без награды. Он даже вдвойне его облагодетельствовал: одарил его множеством рыб и сделал Своим учеником. Подивись смотрению Господа, как Он каждого привлекает через свойственное и сродное ему средство, например: волхвов - посредством звезды, а рыбарей - посредством рыб. Заметь и кротость Христа, как Он умоляет Петра отплыть от земли, ибо »просил», разумей, вместо »умолял», и то, как благопокорен был Петр: Человека, Которого не видал, он принял на свой корабль и во всем ему повинуется. Когда Сей сказал ему, чтобы он отплыл на глубину, тот не отяготился, не сказал: всю ночь я трудился и ничего не приобрел, и Тебя ли теперь послушаю, и вдамся в новые труды? Ничего такого он не сказал, но напротив: «по слову Твоему закину сеть». Так Петр был тепл в вере и прежде веры! За то и поймал он столько рыб, что не мог один вытащить их, а знаками пригласил и соучастников, то есть общников, бывших на другом корабле. Знаками пригласил их потому, что пораженный необычайной ловлей не мог говорить. Далее, Петр в глубоком благоговении просит Иисуса сойти с корабля, говоря о себе, что он грешник и недостоин быть вместе с Ним. Если хочешь, понимай это и в переносном смысле. Корабль есть синагога иудейская. Петр представляет образ учителей Закона. Учители, бывшие до Христа, всю ночь трудились (ибо время до пришествия Христова - ночь) и ничего не достигли. А когда пришел Христос и настал день (Рим 13:12), то апостолы, поставленные на место законоучителей, по слову, то есть по заповеди Его, закидывают сеть Евангелия и уловляют множество людей. Но апостолы одни не могут вытащить сеть с рыбами, а приглашают и соучастников своих, и сообщников, и влекут вместе с ними. Это суть пастыри и учители церквей всех времен; они, преподавая и объясняя учение апостольское, помогают апостолам ловить человеков. Обрати внимание и на выражение: «закинули сеть». Ибо Евангелие есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей; поэтому и говорится, что оно закинуто. Если же кто скажет, что через закидывание сети означается глубина мыслей, то и с этим можно согласиться. Итак, исполнилось слово пророка, сказавшего: «Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал» (Иер 16:16). Рыбарями назвал он святых апостолов, а ловцами правителей и учителей церкви последующих времен.
- 2.
увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети
См. Толкование на (Лк 5:1)
- 3.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки
См. Толкование на (Лк 5:1)
- 4.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова
См. Толкование на (Лк 5:1)
- 5.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть
См. Толкование на (Лк 5:1)
- 6.
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась
См. Толкование на (Лк 5:1)
- 7.
И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть
См. Толкование на (Лк 5:1)
- 8.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный
См. Толкование на (Лк 5:1)
- 9.
Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных
См. Толкование на (Лк 5:1)
- 10.
также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков
См. Толкование на (Лк 5:1)
- 11.
И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним
См. Толкование на (Лк 5:1)
- 12.
Ст. 12-16 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им. Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился. Прокаженный сей достоин удивления, потому что имеет о Господе мысль, достойную Бога, и говорит: «если хочешь, можешь меня очистить». Это показывает, что он помышляет о Христе как о Боге. Ибо он пришел не как ко врачу (так как проказа неизлечима руками врачей), но как к Богу; ибо Ему Одному возможно исцелять от такого рода болезней. Господь »прикасается» к нему не без причины. Но поскольку, по Закону, прикасающийся к прокаженному считался нечистым, то, желая показать, что Он не имеет нужды соблюдать подобные мелкие предписания Закона, но Сам есть Господь Закона, и что чистый нисколько не оскверняется от кажущегося нечистым, но что проказа душевная, именно она, оскверняет, - для сей цели прикасается, а вместе и для того, чтобы показать, что святая Плоть Его имеет Божественную силу - очищать и животворить, как истинная Плоть Бога Слова. Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим; но говорит: пойди, покажись священнику и принеси дар во свидетельство им. Ибо Закон был такой, чтобы священник осматривал прокаженных и определял, очистились ли они, и если прокаженный очистился в семь дней, он оставался внутри города, если же нет, был изгоняем (Лев, 13). Поэтому-то Господь сказал: ступай, покажись священнику и принеси дар. Какой же был дар? Две птицы (Лев. 14). Что значит: «во свидетельство им»? Значит - в обличение их и осуждение; чтобы, если будут обвинять Меня, как преступника Закона, убедились, что Я не преступаю его, убедились из повеления тебе принести дар, заповеданный Моисеем. Кстати, можно сказать и о том, как эти две птицы приносились Богу. Одну птицу закалали, и кровь ее брали в новый глиняный сосуд; потом оба крыла другой птицы обмакивали в крови и таким образом отпускали птицу живой. Сим изображалось то, что имело сбыться на Христе. Два крыла суть две природы Христа, Божеская и человеческая, из коих одна была заклана, то есть человеческая, а другая осталась живой. Ибо природа Божественная пребыла бесстрастной, помазавшись кровью природы пострадавшей и страдание восприняв на себя. Кровь Господа принял новый глиняный сосуд, то есть новый народ из язычников, способный к принятию Нового Завета. Смотри: когда кто уже очистится от проказы, тогда достоин приносить этот дар, то есть закалать Христа и священнодействовать. Ибо прокаженный и нечистый по душе не может быть удостоен приносить такие дары, то есть приносить Тело и Кровь Господа, соединенные с Божеской природой. Внимай и тому, какое несказанное преимущество имеет Господь над Моисеем. Моисей, когда сестра его поражена была проказой, не мог уврачевать ее, хотя много молился (Чис. 12, 10-15), а Господь очистил прокаженного одним словом. Заметь и смирение Господа, как Он, когда народ желал прикасаться Ему, с особенной охотой проводил время в пустынях и молился. Так Он во всем подавал нам образец - молиться наедине и уклоняться от славы.
- 13.
Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него
См. Толкование на (Лк 5:12)
- 14.
И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им
См. Толкование на (Лк 5:12)
- 15.
Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих
См. Толкование на (Лк 5:12)
- 16.
Но Он уходил в пустынные места и молился
См. Толкование на (Лк 5:12)
- 17.
Ст. 17-26 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, - вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне. Перед собранием врагов Господу нужно было совершить какое-нибудь новейшее знамение. Поэтому Он исцеляет человека, болящего неизлечимой болезнью, чтобы через уврачевание такой болезни уврачевать и неисцельное безумие фарисеев. Сначала Он врачует болезни души, сказав: оставляются тебе грехи твои, - чтобы мы знали, что многие болезни рождаются от грехов; потом исцеляет и немощь тела, видя веру принесших. Ибо Он часто по вере одних спасает других. А фарисеи говорят: что Он произносит хулы? Кто может отпускать грехи, кроме одного Бога? Говорят они это, осуждая Его на смерть. Ибо Закон повелевал наказывать смертью того, кто скажет хулу на Бога (Лев 24:16). Господь, чтобы показать им, что Он есть истинный Бог и не выдает себя за Бога по тщеславию, убеждает их другим знамением. Он сам узнает, о чем они помышляли в себе. Отсюда совершенно явно, что Он Бог, ибо знать сердца свойственно Богу (1 Пар 28:9); (2 Пар 6:30). Итак, Он говорит: что вам кажется удобнее - грехи отпустить или телу дать здоровье? Конечно, по вашему мнению, отпущение грехов кажется удобнее, как дело невидимое и необличимое, хотя оно труднее, - а выздоровление тела кажется труднее, как дело видимое, хотя в сущности оно удобнее. Однако ж Я сделаю и то, и другое, и через исцеление тела, что для вас кажется труднейшим, удостоверю и в уврачевании души, которое хотя и трудно, но, как невидимое, вам кажется удобным. Смотри: грехи оставляются на земле. Ибо пока мы находимся на земле, мы можем загладить наши грехи, а после того, как переселимся с земли, мы уже не можем сами загладить наших грехов исповедью: ибо дверь заперта. Но об этом предмете мы сказали обширнее в объяснении других евангелистов (см. Мф. 9; Мк. 2).
- 18.
вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом
См. Толкование на (Лк 5:17)
- 19.
и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса
См. Толкование на (Лк 5:17)
- 20.
И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои
См. Толкование на (Лк 5:17)
- 21.
Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога
См. Толкование на (Лк 5:17)
- 22.
Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших
См. Толкование на (Лк 5:17)
- 23.
Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи
См. Толкование на (Лк 5:17)
- 24.
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой
См. Толкование на (Лк 5:17)
- 25.
И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога
См. Толкование на (Лк 5:17)
- 26.
И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне
См. Толкование на (Лк 5:17)
- 27.
Ст. 27-32 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Матфей не прикрывает, но прямо объявляет свое имя, говоря: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей» (Мф 9:9). Но Лука и Марк, из уважения к евангелисту, выставляют другое имя его, именно Левий. Подивись человеколюбию Божию, как Он похищает сосуды лукавого. Ибо мытарь - сосуд лукавого и зверь лукавый. Испытавшие жестокости сборщиков знают это. Ибо мытари суть те, кои откупают народные подати, чтобы через то приобрести выгоду и уплатить повинности за собственные души. Господь не только Матфея приобрел, но старался приобрести и других мытарей, с которыми Он обедал. Ибо Он затем и благоволил есть с ними, чтобы привлечь и их. Смотри же, что слышат фарисеи, обвинявшие Его. Я, - говорит, - не пришел призвать праведников, то есть вас, которые сами себя делаете праведниками, а пришел призвать грешников, не для того, впрочем, чтоб они оставались во грехе, но чтобы покаялись. И иначе: Я не пришел праведных призвать, потому что не нахожу их, так как все согрешили (Пс 13:1); если бы можно найти было праведных, Я не пришел бы. Мытарь же есть и всякий, кто работает миродержителю и взносит подать плоти. Чревоугодник платит подать плоти яствами, блудник - нечистыми связями, иной - иным. Когда же Господь, то есть Евангельское Слово, увидит его «сидящего» у сбора пошлин, то есть не преуспевающим, не идущим вперед и не подвизающимся на большее зло, но как бы бездеятельным, то восставит его от зла, и он последует за Иисусом и примет Господа в дом души своей. А фарисеи, надменные и отсеченные бесы (ибо фарисей означает отсеченный от других), ропщут на то, что Он ест с грешниками.
- 28.
И он, оставив все, встал и последовал за Ним
См. Толкование на (Лк 5:27)
- 29.
И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними
См. Толкование на (Лк 5:27)
- 30.
Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками
См. Толкование на (Лк 5:27)
- 31.
Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные
См. Толкование на (Лк 5:27)
- 32.
Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию
См. Толкование на (Лк 5:27)
- 33.
Ст. 33-39 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то, и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше. Об этом мы сказали в объяснении на Евангелие от Матфея (см. гл. 9 и Мк. 2) и теперь скажем кратко, что сынами брака называет апостолов. Пришествие Господа уподобляется браку, потому что Он принял Церковь в Невесту Себе. Поэтому апостолам теперь не нужно поститься. Ученики Иоанновы должны поститься, так как учитель их совершал добродетель с трудом и болезнью. Ибо сказано: «пришел Иоанн, ни ест, ни пьет» (Мф 11:18). А Мои ученики, как пребывающие со Мною - Богом Словом, теперь не нуждаются в пользе поста, потому что они от сего самого (пребывания со Мною) облагодетельствованы и Мною сохраняются. Когда же Я буду взят, а они будут посланы на проповедь, тогда они будут и поститься, и молиться, как приготовившиеся к великим подвигам. И иначе: теперь, будучи слабы и еще не обновлены Духом, они подобны старым мехам и старой одежде. Поэтому их не должно обременять каким-нибудь очень трудным образом жизни, подобно как и к обветшалой одежде не пришивают новой заплаты. Итак, можешь принять, что старым мехам уподоблены апостолы как еще слабые, а можешь разуметь, что им уподоблены и фарисеи.
- 34.
Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених
См. Толкование на (Лк 5:33)
- 35.
Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни
См. Толкование на (Лк 5:33)
- 36.
При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой
См. Толкование на (Лк 5:33)
- 37.
И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут
См. Толкование на (Лк 5:33)
- 38.
но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое
См. Толкование на (Лк 5:33)
- 39.
И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше
См. Толкование на (Лк 5:33)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феофилакт Болгарский > От Луки святое благовествование > Глава 5
Глава 5
1-11.Рассказываемое здесь событие призвания четырех Апостолов – то же, о котором повествуют евангелисты Матфей (Мф. 4:18-22) и Марк (Мк. 1:16-20), несмотря на все кажущееся различие рассказа об этом ев. Луки от них. При чтении и сравнении всех их, нельзя не заметить сходства в таких существенных частных чертах, что считать их рассказы рассказами о разных событиях призвания четырех Апостолов оказывается решительно неудобным; да и невероятно, чтобы Христос два раза призывал их при столь сходных обстоятельствах. Два совершенно сходные повествования евв. Матфея и Марка восполняются несколько отличным от них рассказом евангелиста Луки, и событие это, после сравнения их рассказов, представляется в следующем виде: окруженный народом, жаждавшим слышать Его учение, Господь однажды пришел к Генисаретскому озеру. Увидев две рыболовных лодки, неподалеку одну от другой, Он сел в одну из них, Симонову, и, произнеся беседу к народу, велел отплыть несколько и закинуть сеть. По слову Господа, улов был обилен, так что и другая лодка должна была прийти на помощь. Ужаснулись все бывшие свидетелями чуда, так как рыболовы всю ночь трудились понапрасну, а особенно ужаснулся Петр. Господь, ободряя их, призывает первого из них Петра следовать за Ним, т.е. быть Его учеником, а потом Иакова с Иоанном, которые, беспрекословно повинуясь Его слову, после чудесного улова, следуют за Ним, оставив все. 1.«Народ теснился»: когда молва о Господе, как великом учителе и чудотворце, распространилась повсюду в Галилее и ее окрестностях, народ постоянно следовал за Ним во множестве. «У озера Генисаретского»: см. прим. к Мф. 4:18. 2.«Выйдя из них, вымывали сети»: по рассказу евв. Матфея и Марка, Петр и Андрей закидывали сети, а Иоанн и Иаков починяли сети; из сказания Марка видно также, что в последней лодке были еще отец упомянутых лиц и работники (Мк. 1:20). Видно, что рыболовов было довольно много; упоминаются же главным образом четыре из них, потому что речь идет собственно о призвании их в апостольство. Из сопоставления рассказов всех евангелистов видно, что из бывших тут рыболовов одни делали то, другие другое: одни закидывали сети, другие починяли, третьи вымывали, как то бывает после многолюдной ловли, и нельзя упрекать евангелистов в разногласиях или противоречиях, если один из них упоминает о таком действии, другой о другом, третий об ином; важна суть дела, а в рассказе о ней все они согласны. Речь идет о призвании четырех учеников при Генисаретском море после чудесной ловли рыбы, и из обстоятельств, среди которых призваны эти ученики, евангелисты по своей воле выбирают одни те, а другой – другие, и рассказывают о подробностях, одни о таких, а другой – о других.
3.«Войдя в одну лодку» и пр.: эту и дальнейшие до ст. 10 подробности сообщает один только евангелист Лука. Петр уже известен был Господу, равно как и брат его (Ин. 1:37-42), и Господь входит в лодку их, которая вероятно была ближе к берегу, и просит отплыть несколько, чтобы удобнее было учить, так как народ теснился около Господа и не давал Ему простора и удобства (ср. Феофил.).
4-7.«Отплыви на глубину» и пр.: обычные рыболовные сети устраивались обыкновенно так, что на глубоких местах было неудобно ловить ими (там употреблялся другой способ ловли), а ловили ими лишь невдалеке от берегов, где было не глубоко. Поэтому для Петра не могло не показаться удивительным такое повеление Господа; и это обстоятельство делало еще более поразительным чудо. Петр, бывший уже и сам свидетелем нескольких необычайных действий Господа прежде, и без сомнения еще слышавший о многих таких, не противоречит Ему, а только указав, что они целую ночь протрудились напрасно (что также делало еще более поразительным последовавшее за тем чудо), повинуется слову Господа с верою в Него, и – совершилось чудо – поймали рыбы «великое множество». «Товарищам» и пр.: как видно из дальнейшего (ст. 10), Иакову и Иоанну, находившимся неподалеку в другой лодке с отцом своим Зеведеем и работниками (Мк. 1:20). «Начинали тонуть»: оттого, что было много в них рыбы, – так обилен был улов.
8-9.«Припал к коленям Иисуса»: внешнее действие, выражающее усиленную мольбу, соединенную с сильным душевным волнением (ужас – ст. 9). «Выйди» и пр.: сознание и выражение собственного недостоинства перед величием и могуществом Чудотворца, глубокое сознание своей греховности перед святостью Господа, творящего такие необычайные дела. Это чудо особенно поразило Петра, видевшего и другие чудеса, совершенные Господом, потому что оно именно его близко касалось и он его мог, так сказать, больше оценить: это совершилось в сфере его скромного ремесла, на его собственной лодке, при его личном участии, после им самим испытанной неудачи в продолжение целой ночи. Страх напал на него от этого обнаружения на нем самом и не деле его всемогущей силы Господа; страх напал и на всех бывших с ним свидетелями этого чуда, и в частности на сынов Зеведеевых, бывших тут же и также уже знавших прежде Господа и видевших некоторые из Его чудес.
10-11.«Не бойся»: Господь словом кротости и снисхождения успокаивает взволнованного ужасом Петра и потом предрекает его будущее высокое предназначение. Так как евангелист говорит здесь преимущественно о Симоне Петре, то к нему одному и представляются обращенными слова Господа, обращенные вероятно ко всем четверым, т.е. кроме Петра, к Андрею (ср. Мф. 4:18) и Иакову с Иоанном, которых также объял ужас при виде этой чудной ловли рыбы. «Вытащив лодки на берег»: эти рыбачьи лодки были очень легки и, по прекращении ловли, их иногда вытаскивали на берег, чтобы они не бились волнами о прибрежные камни и не повреждались. Выражение у евангелиста – вытащив лодки – обще, т.е. обобщает факт; евангелист Марк, замечая и частности, упоминает, что Иаков и Иоанн оставили отца своего с работниками в лодке, которая, как из этого видно, не была вытащена. «Последовали за Ним»: последовать за кем значит сделаться учеником того (ср. прим. к Мф. 4:20). Впрочем, окончательно поставил их Апостолами Господь несколько позже (см. Лк. 6:13 и дал. и парал.). 12-14.Исцеление прокаженного описывается ев. Лукою совершенно согласно с рассказами об этом евв. Матфея и Марка. См. Мф. 8:2-4. Мк. 1:40 и дал. и прим. «В одном городе»: ни один из евангелистов точно не указывает, где именно это было; несомненно одно, что это было в Галилее, где Господь пребывал около этого времени. 15-16.«Распространялась молва о Нем»: общее замечание евангелиста о деятельности Господа и положении Его среди народа в это время. Ближайшей причиной распространения в это время молвы о Нем, кроме конечно других Его чудес, было, по замечанию евангелиста Марка, и только что описанное чудо исцеления прокаженного, который – вопреки Господню повелению – не мог из чувства признательности к Чудотворцу и чувства радости о выздоровлении удержаться, чтобы не разглашать об этом (Мк. 1:45). «И молился»: замечание только у ев. Луки, который вообще чаще делает замечания о том, что Господь молился.
17-26.Об исцелении расслабленного ев. Лука повествует пространнее обоих предшествующих евангелистов, но совершенно согласно с ними (ср. Мф. 9:2-8. Мк. 2:3-12 и прим.). «В один день»: некогда, – обыкновенная, переходная от одного повествования к другому, форма речи. Это было в Капернауме, в доме (Мк. 2:1-2). «Законоучители»: чаще называемые в евангелиях книжниками. «Из всех мест» и пр.: слава Иисуса привлекала их к Нему отовсюду; но это, как видно из всего хода евангельских рассказов, не было у них чистосердечным желанием учиться у Господа, по крайней мере в большинстве случаев и лиц, а нечистое желание следить за Ним, спорить с Ним, искушать Его и, где представится случай, обвинять Его, парализовав Его благотворное и сильное влияние на народ, отвращать от Него народные массы. Так поступали они частично по зависти, частично по неразумной ревности, частично как шпионы неблагоприятно отнесшегося к Господу иерусалимского синедриона, вообще по побуждениям нечистым, а впоследствии по чистой злобе, которой и не скрывали уже. «Сила Господня»: чудодейственная без сомнения. «Не найдя, где пронести его»: потому что и у дверей уже не было места; все было занято народом, и входы и выходы (Мк. 2:2). «Влезли на верх дома» и пр.: см. прим. к Мк. 2:4 и дал. «Ужас объял всех»: сильнее, чем у евв. Матфея и Марка. «Чудные дела» и пр.: у ев. Марка несколько иначе, но евангелисты в общих чертах передают впечатление этого чуда на народ, и в изображении этого впечатления они согласны. Что же касается того, что собственно говорил народ, то говор этот, без сомнения, был различен: одни выражались так, другие иначе, третьи еще иначе, выражая, впрочем, одно общее чувство, и – один евангелист передает одни выражения из этого говора, другой другие. 27-39.Призвание Левия или Матфея и беседа в доме его после этого с фарисеями у ев. Луки описывается одинаково и с Матфеем и с Марком; только в немногих частных чертах их рассказы дополняют друг друга (см. прим. к Мф. 9:9-17. Мк. 2:14-22). «Вышел»: к морю (Мк. 2:13), где вероятно и была мытница или жилище сборщика податей с проходивших по приморской дороге караванов и по морю – лодок с товаром. «Большое угощение»: черта, замечаемая только ев. Лукою, хотя подразумеваемая и в рассказах самого Матфея и Марка. Обрадованный милостью к нему Господа, о великих деяниях и учении Которого он, вероятно, уже много слышал, богатый (как обыкновенно откупщики) мытарь сделал для Господа великое угощение, от которого Он, пришедший призвать грешников, не отказался. «Зачем вы едите» и пр.: у евв. Матфея и Марка книжники и фарисеи говорили – зачем Он, учитель ваш, ест и пьет и пр. Отличие незначительное и удобопримиримое: то, в чем они обвиняли учеников, относилось еще больше и к Господу, и то, за что они роптали на Господа, относилось также и к ученикам, так как ученики следовали Его примеру. Может быть одни из соблазнявшихся говорили об учителе, другие – об учениках. «Они же сказали»: ев. Лука представляет здесь одну непрерывную беседу Господа с книжниками и фарисеями, между тем как евв. Марк и Матфей рассказывают об этом раздельнее, указывая, что в вопросе о пощении учеников Иоанна с фарисейскими и непощении учеников Господа участвовали сами ученики Иоанна Крестителя (Мф. 9:14. Мк. 2:18). Ученики Крестителя на этот раз были вместе с фарисеями и книжниками, и вместе предлагали вопрос, и вот почему у евангелистов в форме вопроса некоторое различие, хотя в сущности вопрос одинаков (у Мф.: «мы и фарисеи»; у Мк. и Лк.: «ученики Иоанновы и фарисейские»). Это действие учеников Иоанна вместе с книжниками и фарисеями в этот раз было, нужно полагать, совершенно случайное, потому что на самом деле не было и не могло быть между ними внутреннего единения. Вспомним, как строго Иоанн обличал фарисеев, и конечно ученики его относились к ним так же строго, как сам Иоанн. Случайное же единение их произошло оттого, что те и другие строго держались постов, хотя основание, характер и цель этого религиозного действия у тех и других были совершенно различны: у одних лицемерие, у других искренняя религиозная строгость жизни, на этот раз усиливаемая еще тем, что учитель их Иоанн был заключен в темницу. То же должно сказать и о сходстве в молитвах. «И молитвы творят»: черта, сообщаемая только ев. Лукою, который ею восполняет рассказ первых евангелистов. Пост в соединении с молитвой часто представляются как признаки строгой религиозной жизни (ср. Мф. 17:21). Что здесь действительно были и ученики Иоанна, хотя евангелист о них и не упоминает, это видно даже из ответа Господа. Ответ этот прямо и ясно напоминает слова из последнего свидетельства Крестителя о Христе, которые слышали ученики Иоанна, и которые теперь поэтому могли на них особенно подействовать, будучи обращены к ним (Ин. 3:29). «Никто не приставляет» и пр.: та же в сущности приточная речь, которая сообщена и у первых двух евангелистов, здесь имеет некий особенный оттенок: там говорится, что новая заплата, приставленная к ветхой одежде, испортит только эту последнюю; здесь – испорчены будут две одежды, и старая и новая (в полное соответствие дальнейшей приточной речи, что и вино прольется, и мехи испортятся). Общий смысл речи впрочем тот же (см. прим. к Мф. 9:16). «И никто, пив старое вино» и пр.: продолжение той же приточной речи, сообщаемое только евангелистом Лукою. Вино (виноградное) чем дольше стоит, чем больше стареет, тем больше приобретает аромата, тонкости, вкуса; вино же новое более острое и резкое, а потому только что испивший старого вина не с охотой и не с приятностью будет пить молодое вино. Смысл этого заключительного приточного изречения, применительно к предшествующим, таков: вы хотели бы наложить на моих учеников теперь же строгие и суровые обязанности ветхого закона, но они только что еще поставляются в новое положение, под новый закон благодати; они начали, и только еще начали, вкушать сладости Евангелия и не могут еще выносить строгости его. Придет время, что и они будут поститься и строго поститься, не по букве внешней, старой, но по духу внутреннему и новому. Но это – не теперь, теперь еще они для этого не приготовлены и время не то: теперь с ними жених, и они должны быть веселы, как на пире жениха. Требовать, чтобы они проводили теперь строгую аскетическую жизнь, как ученики строгого Иоанна, то же, что пришивать новую заплату к ветхой одежде, вливать вино новое в мехи старые, или пить худшее вино после лучшего; это и неприятно и неполезно.



