- 1.
Ст. 1-10 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Господь похищает самые крепкие сосуды у диавола и разрушает его города. Ибо смотри, как Он не только мытарей сделал Своими учениками, но и старшего между мытарями Закхея пленяет во спасение. А что мытарь существо низкое, а старший между мытарями, как начальствующий в злобе, еще более гнусен, в том никто не сомневается. Ибо средства к жизни мытари приобретают не иначе, как от слез бедных. Однако ж этот старший между мытарями не оставляется в презрении, но оказывает гостеприимство и в воздаяние получает спасение. Ибо когда он пожелал увидеть Иисуса и для сего взлез на смоковницу, Господь усматривает его прежде, чем он сам увидел Его. Так Бог везде предваряет нас, лишь только увидит нашу готовность. Иисус, увидев его, повелевает ему скорее слезть, так как Он имеет быть в дому его. Закхей не умедлил, ибо не должно уклоняться, когда повелевает что-нибудь Христос, но слез и принял с радостью, хотя многие роптали. Посмотрим же, какие он приносит плоды по случаю посещения Христова. «Половину имения моего, Господи, - говорит он, - отдам нищим». Видишь ли горячность? Он начал сеять без пощады и отдал не что-нибудь малое, но все жизненное. Ибо и то самое, что он удержал, удерживал для того, чтобы иметь возможность отдать обиженным. Сим научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания. Смотри, как он и в сем случае поступает. Если кого чем обидел, он возвращает вчетверо, сим самым вознаграждая убыток, причиненный обиженному. Ибо истинная милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с Законом. Ибо Закон заставлял укравшего уплатить вчетверо (Исх 22:1). Если даже до точности рассмотрим, то увидим, что у него решительно ничего не осталось из имения. Ибо половину имения он дает нищим, и у него осталась только половина. Из этой оставшейся половины он опять возвращает вчетверо тем, кого он обидел. Поэтому, если жизнь этого старейшины мытарей состояла из неправд, а он за все, что приобрел неправдой, возвращает вчетверо, то смотри, как он всего лишился. В сем отношении он оказывается мудрствующим выше Закона, учеником Евангелия, так как он возлюбил ближнего более чем себя, и это не в обещании только, но и на самом деле. Ибо не сказал: отдам половину, возвращу вчетверо, но: вот я »даю», »возвращаю». Он знает наставление Соломона: «Не говори: «пойди и приди опять, и завтра я дам» (Притч 3:28). - Христос благовествует ему спасение. Ныне, - говорит, - ты даешь, ныне тебе спасение. Ибо словами «дому сему», без сомнения, указывает на Закхея, получающего спасение. Под домом разумеется Закхей, потому что бездушное здание Господь не назвал бы сыном Авраамовым, а очевидно назвал так одушевленного хозяина дома. Назвал его «сыном Авраамовым», быть может, потому, что он уверовал и оправдался верой, а может быть, и потому, что великодушно презрел богатство и возлюбил бедных подобно сему патриарху. Примечай: Господь назвал Закхея сыном Авраамовым теперь, когда увидел в нем сходство в образе жизни. Не сказал Он: потому что и сей сын Авраамов »был», но ныне »есть». Ибо прежде, будучи старейшиной мытарей и сборщиком податей, а с праведником не имея никакого сходства, он не был сыном его. Поскольку же некоторые роптали на то, что Господь пошел в дом к грешному мужу, то, чтобы заградить им уста, Он говорит: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Таков буквальный смысл. - Но удобно можно изъяснять это и иначе, в пользу нравственности. Всяк, кто старше многих в злобе, мал духовным ростом, ибо плоть и дух противоположны между собой, и потому не может увидеть Иисуса за народом; то есть, смущаемый страстями и житейскими делами, не может видеть Иисуса действующего, движущегося и ходящего. Ибо таковой не ощущает никакого действия, приличного христианину. А хождение Иисуса то и означает, когда Христос нечто действует в нас. Такой человек, никогда не видавший Иисуса ходящего и не испытавший никакого действия, приличного Христу, часто от раскаяния приходит в сознание и взлезает на смоковницу, то есть презирает и попирает всякое удовольствие и приятность, которые означаются смоковницей, и таким образом, возвысившись над собой и полагая восхождение в сердце, усматривается Иисусом, и сам усматривает Его. Тогда Господь говорит ему: «сойди скорее», то есть чрез покаяние ты пришел на высшую жизнь, сойди же чрез смирение вниз, чтобы высокомерие не обмануло тебя. Смирись скорее, ибо если ты смиришься, то Мне надобно быть у тебя в доме. Мне, - говорит, - необходимо быть в дому смиренного. Ибо «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис 66:2). Такой человек половину имения отдает нищим, то есть бесам. Имение у нас двоякого рода, то есть телесное и душевное. Все телесное праведник уступает бесам, поистине нищим и лишенным всякого блага, но от душевного имения не отступается. Как известно, и Господь говорит об Иове: «только душу его сбереги» (Ин 8:44), и таким образом, став вне себя и отчуждившись, получает спасение.
- 2.
И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый
См. Толкование на (Лк 19:1)
- 3.
искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом
См. Толкование на (Лк 19:1)
- 4.
и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее
См. Толкование на (Лк 19:1)
- 5.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме
См. Толкование на (Лк 19:1)
- 6.
И он поспешно сошел и принял Его с радостью
См. Толкование на (Лк 19:1)
- 7.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку
См. Толкование на (Лк 19:1)
- 8.
Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо
См. Толкование на (Лк 19:1)
- 9.
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама
См. Толкование на (Лк 19:1)
- 10.
ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее
См. Толкование на (Лк 19:1)
- 11.
Ст. 11-14 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. Мне кажется, что люди сии, слыша о Царствии Божием, понимали оное чувство о благоволении будто бы Божием на освобождение народа еврейского, поэтому и предполагали, что Иисус, восходя в Иерусалим, примет это царство. Но Господь, чтобы показать им, что они рассуждают неразумно, ибо Царствие Его не чувственное, а вместе выразить и то, что Ему как Богу известны их помыслы, говорит настоящую притчу, выводя Себя в лице человека высокого рода. Ибо хотя Он соделался человеком, но не отступил и от высоты и благородства Божества. Совершив же Таинство Домостроительства во плоти, снова отправился в дальнюю страну, то есть, чтобы и по человечеству сесть с плотью «одесную престола величия на небесах» (Евр 8:1) Ибо как Бог - Он всегда восседал с Отцом, а как человек - Он тогда сел, когда вознесся, ожидая, доколе враги положены будут под ноги Его (Евр. 10, 12-13). А это будет в конце мира, когда все, и нежелающие, покорятся Ему, уверовав, что «Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2:11). »Граждане» его суть иудеи, ненавидящие Его. «И видели, - говорит Он, - и возненавидели и Меня, и Отца Моего» (Ин 15:24). Они не хотели, чтоб Он царствовал над ними. Поэтому, отрекаясь от Его царства, и говорили Пилату: «нет у нас царя», и опять «не пиши: Царь Иудейский» (Ин 19:15). Однако же Захария взывает: «Ликуй от радости, дщерь Сиона: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий» (Зах 9:9); и Исаия: «Вот, Царь будет царствовать по правде» (32, 1); и Давид: «Я помазал Царя Моего над Сионом» (Пс 2:6). Иудеи возненавидели Господа, а Он рабам Своим дал десять мин. »Рабы» Его суть те, коим вверены служения в Церкви. Говорится, что их »десять», по причине совершенства церковного предстоятельства. Ибо порядок в Церкви имеет совершенное устроение предстоятелей, и не было нужды их ни больше, ни меньше. Например, мы видим в Церкви три следующие действия: очищение, просвещение и совершение, три и степени, между которыми разделены эти действия. Диаконы очищают оглашением и учением, пресвитеры просвещают крещением, архиереи на священные степени поставляют и совершают, то есть рукополагают. Видишь ли, степени соразмерены с действиями, и степеней предстоятелей ни больше, ни меньше? Этим-то рабам Господь раздает десять »мин», то есть дарований, которые каждому даются на пользу (1 Кор 12:7). Ибо всяк, кому вверено предстоятельство, хотя бы недостоин был, имеет дарование от самого помазания, и это есть поистине великое Таинство человеколюбия и Домостроительства Божия.
- 12.
Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться
См. Толкование на (Лк 19:11)
- 13.
призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь
См. Толкование на (Лк 19:11)
- 14.
Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами
См. Толкование на (Лк 19:11)
- 15.
Ст. 15-28 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. «Когда возвратится» Христос, благородный и по человечеству (ибо Господь происходил из царского рода) и по Божеству, во второе Свое пришествие, когда Он явится с апостолами Царем, грядущим во славе Отца, и когда поклонится пред Ним всякое колено, тогда точно потребует отчета и от рабов, кои получили дарования. Открывается, что один принес пользу многим и умножил дарование в десять раз; другой также принес пользу, но меньшему числу; а третий решительно никому не был полезен, но время деятельности провел в праздности. Поэтому тот, кто принятое им умножил в десять раз, поставляется над десятью городами, то есть получает власть над десятью городами, следовательно, во много раз награждается. Сообразную награду получает и следующий за ним. А тот, который не принес никакой прибыли, осуждается. Посмотрим, что он говорит: «господин! вот твоя мина», возьми ее; «я хранил ее, завернув в платок». На главу Господа умершего положен был плат (Ин 20:7), и лицо Лазаря во гробе обвязано было платком (Ин 11:44). Поэтому нерадивец сей справедливо говорит, что он завернул дарование в платок. Ибо, сделав оное мертвым и бездейственным, он употребления из него не сделал и прибыли не принес. «Ибо я боялся тебя, - говорит, - поэтому, что ты берешь, чего не клал». Многие отзываются таким предлогом. Не желая быть кому-нибудь полезными, они говорят: где Бог не посеял даровитости и способности, там не ищи жатвы. Такого-то Он не создал даровитым и способным к научению: что же от меня требовать пользы ему? Поэтому и Господь говорит: ты учи и отдай серебро Мое труженикам, то есть всем людям, назначенным для получения пользы. Ибо каждый человек поставлен от Бога торжником, чтобы в великой рабочей мира сего делать обороты. И «чтобы я, придя, получил его с прибылью», то есть вытребовал бы обратно с прибылью. Нам должно делать свое дело, а о последующем Бог будет судить тех, кои не пожелают воспользоваться. Дарование отнимается и дается доброму делателю. Хотя он и имеет, но поэтому-то самому ему полезно получить больше. «Имеющему дано будет», то есть кто чрез хорошие обороты составил богатые средства, тому дано будет и больше. Ибо, если он малое увеличил в десять раз, то, очевидно, удесятерив большее, доставит господину еще больше прибыли. А от нерадивого и ленивого, и не постаравшегося принятое им умножить, и то самое, что он имеет, возьмется, чтобы не лежало без пользы имение господина, когда оно может быть отдано другому и во много раз увеличено. Мы понимаем это не о слове только и учении, но и о нравственных добродетелях. Ибо и в них Бог дал нам дарования, одному - поста, другому - милостыни, иному - кротости, иному - смирения. И если мы будем бодрствовать, то умножим сии дарования; если же будем небрежны и добровольно умрем, то впоследствии будем слагать вину на Бога, как обыкновенно мы говорим: что ж мне делать? если такой-то будет свят, то потому, что Бог благоволит ему, и он свят; а мне не благоволит, и я не свят; и тот был Петр, иной Павел. Безумный человек! Самая мина (данная тебе) делает тебя Петром и Павлом. Делай по силе и принеси что-нибудь Давшему, если не столько, сколько Петр и Павел: ибо они получили по мине, и ты - мину. И потом, нисколько не подвигнувшись на делание добра, ты обвиняешь Бога! Поэтому, оказываясь недостойными дарований, мы лишаемся оных. «Врагов же моих», - говорит, - тех, кои не хотели, чтоб я царствовал над ними, «приведите сюда и избейте предо мною», то есть иудеев, которых Он предаст погибели, послав их в огнь вечный. Да, несчастные и здесь, то есть в мире сем, они избиты были римскими войсками, и еще хранятся и будут храниться на избиение там.
- 16.
Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 17.
И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 18.
Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 19.
Сказал и этому: и ты будь над пятью городами
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 20.
Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 21.
ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 22.
Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 23.
для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 24.
И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 25.
И сказали ему: господин! у него есть десять мин
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 26.
Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 27.
врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 28.
Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим
См. Толкование на (Лк 19:15)
- 29.
Ст. 29-40 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. Господь садится на осленка для двух целей в одно и то же время: во-первых, чтоб исполнить пророчество, глаголющее: се Царь твой грядет, всед на подъяремника (Зах 9:9); а во-вторых, чтобы образно дать нам знать, что Он покорит Себе новый, неочищенный и необузданный народ язычников. Судя по расстоянию пути, Господь, без сомнения, не нуждался в подъяремнике. Ибо, обойдя пешком всю Галилею и Иудею, как Он возымел нужду в осленке при переходе из Вифании в Иерусалим, где расстояние, как всем известно, незначительное? Итак, Он делает это, как я сказал, с таинственным смыслом. Осленок был привязан и имел много хозяев, но посланными, то есть »апостолами», отвязывается. Это имеет такой смысл: Вифания, по толкованию, означает «дом послушания», а Виффагия - «дом челюстей», место приличное священникам. Ибо священникам давались челюсти, как предписано в Законе (Втор 18:3). Челюстями обозначается учительское слово, которое растирают и утончают душевные челюсти. Итак, где дом учительского слова и покорности сему слову, туда посылаются ученики Господа и разрешают людей, связанных греховными сетями и многими житейскими заботами, и из рабов многих господ и богов делают их почитателями одного Господа Иисуса и одного Бога Отца. А где нет ни дома послушания, ни слово учительское не принимается, там ничего подобного не бывает, и осленок не отвязывается. Посланных »двое». Сим означается, что приведению язычников ко Христу и покорности Ему служат два чина, пророки и апостолы. Приводят осленка из некоторого »селения» (деревни), чтобы мы знали, что народ языческий был в большой простоте и невежестве. Ибо он никогда не подчинялся ни Моисееву учению, ни пророческому, но он был необученный осленок. Если же, как сказал другой евангелист (Мф. 21, 15), и дети взывали: «осанна Сыну Давидову», то и они могут означать тот же самый новый народ, который, веруя в Иисуса, явившегося плотью от семени Давидова, воссылал славу Богу, по написанному: «поколение грядущее восхвалит Господа» (Пс 101:19) Постилание одежд, кажется, то означает, что достойные воспевать Иисуса, совлекаясь ветхого человека, подстилают и подчиняют его Иисусу, чтобы, наступив на него, освятил его и чтобы плоть не восставала против духа, так чтобы и сами они могли сказать: «Покорись Господу и надейся на Него» (Пс 36:7). - Говоря, что все множество учеников хвалило Бога, Лука называет »учениками» всех вообще последователей Иисуса, не двенадцать только и не семьдесят, но весь народ, который, или, нуждаясь в чудесах, или по временам увлекаясь учением, следовал за Иисусом. В том числе естественно замечались и дети, как передают прочие евангелисты (Мф 21:15). Движимые Богом, дети исповедуют Иисуса Царем, грядущим «во имя Господне», то есть Богом, и говорят: «мир на небесах». Иначе: прежняя вражда, которую мы имели с Богом, прекращена. Ибо не было на земле Царя-Бога. А теперь, когда Бог грядет по земле, поистине мир на небесах, и поэтому «слава в вышних», так как и Ангелы прославляют то единодушие и примирение, которое даровал нам едущий на осле Царь и Бог. Ибо то самое, что на земле является истинный Бог и ходит в нашей стране, стране врагов Своих, показывает, что между Им и нами заключено примирение. - Фарисеи роптали на то, что народ называл Иисуса Царем и восхвалял Его как Бога; ибо (по их мнению) торжественное усвоение Ему имени Царя было знаком возмущения и хулы на Господа. Но Иисус говорил: «если они умолкнут, камни возопиют». Или: люди говорят сие не из угождения Мне, но произносят это славословие потому, что их убеждают к этому и побуждают все те знамения и силы, какие они видели.
- 30.
сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите
См. Толкование на (Лк 19:29)
- 31.
и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу
См. Толкование на (Лк 19:29)
- 32.
Посланные пошли и нашли, как Он сказал им
См. Толкование на (Лк 19:29)
- 33.
Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка
См. Толкование на (Лк 19:29)
- 34.
Они отвечали: он надобен Господу
См. Толкование на (Лк 19:29)
- 35.
И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса
См. Толкование на (Лк 19:29)
- 36.
И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге
См. Толкование на (Лк 19:29)
- 37.
А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они
См. Толкование на (Лк 19:29)
- 38.
говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних
См. Толкование на (Лк 19:29)
- 39.
И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим
См. Толкование на (Лк 19:29)
- 40.
Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
См. Толкование на (Лк 19:29)
- 41.
Ст. 41-44 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего. Господь, как человеколюбивый, плачет о городе; ибо не желал погибели жителей оного за дерзкий против Него поступок. Итак, плачем Он обнаруживает сострадательное сердце. А что Он жалел их и не только прежде распятия, но и после распятия, жаждал их обращения, это видно из того, что Он предал их римлянам спустя столько лет, ибо протекло тридцать пять лет. Без сомнения, Он отлагал наказание не по другому чему, как по сильному желанию их обращения. Итак, Он плачет о бесчувственности Иерусалима и говорит: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему». То есть, о если бы ты хотя ныне узнал, что служит к твоей пользе и ведет к миру и спокойствию, именно: что нужно уверовать в Меня и удалиться от злого умысла против Меня! А теперь сокрыто от очей твоих то, что на тебя придут нестерпимые бедствия за твое отвержение Меня и что ты потерпишь вот то и то за то, что не уразумел времени »посещения» своего, то есть Моего явления, когда Я пришел посетить тебя и спасти. Итак, тебе должно было узнать, что служит к твоему благосостоянию, то есть уверовать в Меня, и ты был бы безопасен со стороны римлян и свободен от всякого повреждения. Ибо все уверовавшие во Христа остались свободными от плена, так что если бы все уверовали, то никто и не попался бы в плен.
- 42.
и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих
См. Толкование на (Лк 19:41)
- 43.
ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду
См. Толкование на (Лк 19:41)
- 44.
и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего
См. Толкование на (Лк 19:41)
- 45.
И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих
См. Толкование на (Лк 20:1)
- 46.
говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников
См. Толкование на (Лк 20:1)
- 47.
И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его
См. Толкование на (Лк 20:1)
- 48.
и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его
См. Толкование на (Лк 20:1)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феофилакт Болгарский > От Луки святое благовествование > Глава 19
Глава 19
1.«В Иерихон»: см. прим. к Мф. 20:29. – «Проходил через него»: по дороге от Иордана к Иерусалиму. 2-4.«Закхей»: имя чисто еврейское (1Езд. 2:9. Неем. 7:14) указывает на еврейское происхождение этого мытаря. – «Начальник мытарей»: заведовавший мытарями известного округа. Иерихон в то время славился производством и значительной торговлей бальзамом, а потому должность сборщика податей здесь была важна, и этому сборщику были подчинены другие сборщики в менее значительных местностях Иерихонского округа. Как слуги ненавистного евреям римского правительства и притеснявшие иногда народ откупщики, они ненавистны были иудеям и считались наравне с отъявленными грешниками (ср. прим. к Мф. 5:46); еще более таковым почитался вероятно начальник этих сборщиков (ср. ст. 7). – «Человек богатый»: так как эта должность доставляла удобные способы наживаться, особенно более крупным из этих откупщиков. Не без цели может быть евангелист указывает, что этот человек был богатый: так мало богатых следовало за бедным Учителем Галилейским! Вероятно богатство не удовлетворяло раскрывшихся духовных потребностей этого человека и он искал чего-то другого и – нашел Христа: богатство не поглотило вполне его душу и – он нашел сокровище высшее. – «Искал видеть Иисуса»: слухи о Чудотворце без сомнения доходили до Закхея, и он пожелал по крайней мере видеть Его. И Ирод Антипа царь прежде желал видеть Господа (Лк. 9:7-9), но Господь не удостоил его этого, к Закхею же пришел в дом, что указывает на различные нравственные расположения, с какими и тот и другой желали видеть Господа. Это желание Закхея было очень сильно и живо, потому что он не только оставил свой дом и пришел туда, где проходил Христос, но когда, по причине окружающей Его толпы народной и своего малого роста, не мог видеть Того, Кого желал видеть, он, богатый человек, влез на дерево, только чтобы достигнуть своей цели – видеть Иисуса. – «Не мог за народом»: Господь постоянно окружен был народом, особенно же теперь, когда к празднику Пасхи богомольцы толпами шли в Иерусалим. – «Влез на смоковницу»: собственно – сикомору, египетскую смоковницу (ficus aegiptia «arbor moro similis folio magnitudine, aspectu» Plin.), несколько отличную от обыкновенной палестинской смоковницы и по виду дерева, и по вкусу плодов. 5-6.«Увидел» его: необычное положение человека, влезшего на дерево, обратило на себя внимание Господа, и Сердцеведец тотчас приметил, что не простое любопытство было в сердце этого человека и руководило его поступком. – «Закхей, сойди скорее»: может быть в толпе, увидевшей богатого откупщика в таком необычном положении, из уст в уста переходило имя этого человека; может быть Сердцеведец и непосредственно узнал имя его; но нет никакого основания предполагать, что Закхей был уже прежде знаком Ему, ибо поступок Закхея в этом случае был бы необъясним. – «Сегодня»: так как Господь поспешил в Иерусалим совершить великое дело. – «Надобно Мне быть у тебя в доме»: такой великой чести Закхей без сомнения не ожидал; он желал только посмотреть на Иисуса, и вот Он сам желает посетить его в его собственном доме. – «Принял Его с радостью»: что такой великий Чудотворец так милостив был к нему, почитавшемуся великим грешником.
7.«Все, видя то, начали роптать» и пр.: «все» – усиленное выражение. Без сомнения, не роптали ученики Господа, не редко бывавшие свидетелями милостей Учителя своего к считавшимся явными грешниками; без сомнения и другие, более знавшие Господа, не роптали на Него, а радовались, как радовался Закхей. Но так силен был предрассудок против мытарей-грешников, что в толпе, окружившей Господа, слышался ропот на Него, что Он зашел к грешному человеку. Смысл ропота конечно тот же, что и Лк. 7:39 (ср. прим. к сему стиху). 8.«Половину имения моего я отдам нищим» и пр.: как велика была радость Закхея, что он удостоился посещения его Христом, видно из этого его восклицания; он обещается сделать такое доброе дело, какого конечно не ожидала ропщущая на Господа толпа. Он сознает, что совесть его не чиста в способах приобретения имения, но он хочет загладить этот грех добрым делом и притом весьма значительным, свидетельствующим об искреннем его раскаянии. Закон (Чис. 5:6-7) требовал от уличенного вора, чтобы он возвратил украденное с добавкой пятой части стоимости украденного. Закхей обещает сделать более чем обличенный вор, обещает половину имения раздать нищим, а если бы кто объявил на него претензию в обиде, в насильственном взятии чего либо, обещает заплатить вчетверо.
9-10.«Ныне пришло спасение» и пр.: это говорит Господь, обращаясь прямо к Закхею; если же говорит в форме третьего лица, то конечно потому, что хочет защитить перед глазами роптавшей толпы посещение свое этого дома. Теперь настало спасение сего дома не потому, что Господь сделал ему честь посещением своим, а потому, что хозяин оказался теперь другим человеком, не таким каким считала его толпа. Если толпа считала его человеком грешным (ст. 7), то он оказался теперь истинно сыном Авраама по духу и по вере в Того, чей «день рад был видеть Авраам» и «видел» (Ин. 8:5-6). Это величайшая похвала, какую мог сказать Господь Закхею, так как истинно (а не по имени только) быть сыном Авраама значит истинно принадлежать «к дому отца верующих (Рим. 4:11). – «Сын человеческий пришел» и пр.: см. прим. к Мф. 18:11. «Присовокупил притчу», находясь еще в доме Закхея. Евангелист указывает и причину, по которой Господь счел нужным предложить именно «теперь» слушателям своим такую притчу и тем указывает на самую цель и смысл ее. Господь был близ Иерусалима; за Ним следовало множество народа; ученики Его почитали Его Мессиею, но неправильно понимали дело Мессии; ожидали, что скоро должно открыться царство Мессии, но неправильно смотрели на это царство; ожидали в Мессии видеть царя земного, как другие цари, который освободит иудеев от ненавистного ига римского, возвратит им свободу и оснует могущественное царство, иудеев сделает господствующим народом в нем, а всех язычников – подданными их. Ожидали они сего с нетерпением, скоро, как только Господь вступит в Иерусалим с царственным величием (ср. Феофил). Чтобы рассеять это заблуждение, так глубоко укоренившееся в умах, «а вместе выразить и то, что Ему, как Богу, известны помыслы их» (Феофил.), Господь между прочим и произносит эту притчу. Внешний покров притчи заимствован отчасти из современных почти событий, которые еще живо могли храниться в памяти и усиливать впечатление притчи; основная же мысль ее сходна с основной мыслью притчи о талантах, изложенной в Мф. 25:14-28. 12.«Некоторый человек высокого рода»: или царского рода, который имел право на царство, но для утверждения в царском достоинстве должен был отправиться в дальнюю страну и там от высшей его власти принять утверждение в этом царском достоинстве. Образ взят может быть от положения царской власти в Иудее в первые времена жизни Спасителя. Иудея лет за 60 до Р.Х. Покорена была Римлянами, но первоначально была управляема царями иудейскими, которые для утверждения в царском достоинстве должны были отправляться в Рим и там от римского императора получать утверждение в этом достоинстве. Так делал Архелай, сын Ирода великого; так поступал и другой сын его Ирод Антипа, тетрарх Галилейский. Эти факты были еще в живой памяти у современников, – слушателей Господа, и помогали им понимать внешний смысл Его притчи. – Под образом человека высокого рода разумеется очевидно сам Господь И. Христос, который еще должен много пострадать, прежде чем восприемлет царскую власть и достоинство (впрочем, припомним, что частные черты в притчах не все подлежат объяснению). «Как людьми высокого рода называем происходящих от царской крови: так истинно высокого рода тот, кто имеет бытие из сущности Отчей» (Вас. В. 2, 375).
13.«Десять рабов – десять мин»: определенное вместо неопределенного. Рабы – это ученики и последователи Христовы; мины – это разнообразные дарования Божии последователям Христовым, а ровно и внешние блага, которые должно приумножать добрым их употреблением на пользу себе и другим, во славу Божию (ср. прим. к Мф. 25:14). Также – 1Кор. 12:7. Еф. 4:7). «Мина» еврейская равнялась 100 сиклям, сикль – около 1 р. 50 к. сер. наших. 14.«Граждане возненавидели его» и пр.: черта, опять напоминающая недавний случай с Архелаем, сыном Ирода. После того как Архелай ушел в Рим искать утверждения на царстве, иудеи, которые не любили его и боялись, послали посольство из 50 человек в Рим просить, чтобы он не был утвержден на царство, но напрасно. – В отношении к Христу сими чертами предсказывается отвержение Его народом иудейским как своего Мессии, но напрасно: Он остался их и всего мира Царем и Судьей, который потребует отчета от рабов своих и накажет не хотевших признать над собою царской власти Его. «Кто эти послы, как не виновники смерти Спасителя, думавшие, что крестом пресекут царствование Его над миром? Впрочем лукавство препятствующих хотя их осудило, однакоже не наложило преграды домостроительству» (Вас. В. 2, 376).
15.«Когда возвратился» и пр.: см. прим. к Мф. 25:19. 16-17.«Пришел первый» и пр.: см. прим. к Мф. 25:20-21. – «Возьми десять городов»: в соответствие преумноженным десяти минам. Это образ награды в царстве Христовом, соответствующей преумноженным и употребленным для пользы своей и ближнего, во славу Божию, дарованиям Божиим и внешним благам. 18-19.«Пришел второй» и пр.: см. прим. к Мф. 25:22-23. 20-26.«Пришел третий» и пр.: см. прим. к Мф. 25:24-29. 27.«Врагов же избейте передо мною»: указание на строгое осуждение тех, которые отвергли и отвергают Христа, каковое осуждение исполнилось отчасти в отвержении народа иудейского и разрушении Иерусалима, частью исполняется по смерти каждого на частном суде Христовом, окончательно же исполнится на страшном суде Христовом при втором Его пришествии.
28-38.Повествование о торжественном входе Господа в Иерусалим совершенно согласно со сказаниями о сем евв. Матфея и Марка, но восполняет сказание тех несколькими такими чертами, на какие указания у тех нет, опуская немногие черты, какие находятся только у тех. Ср. Мф. 21:1-16 и Мк. 11:1-10 и прим. – «Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской»: более точное указание места, с которого особенно усилился народный восторг, указание, сохраненное только у ев. Луки. С этой стороны особенно был прекрасен вид на Иерусалим, и при виде его и великого Чудотворца, торжественно вступающего в него, восторг народный выразился с особенной силой. Самое изображение народного восторга у ев. Луки живее. Народ в радости велегласно славословил Бога. Предметом славословия были в особенности чудеса, каких свидетелями были они; в особенности конечно разумеются великие чудеса, недавно сотворенные, каковы исцеление слепых иерихонских и воскрешение Лазаря (ср. Ин. 12:17-18). – «Мир на небесах» и пр.: параллелизм членов указывает, что слово «мир» здесь нужно понимать не в собственном смысле мира – тишины и спокойствия (каковой мир всегда царствует на небесах), но в смысле торжества, радости или веселья. 39-40.«Некоторые из книжников сказали» и пр.: эта черта событий сохранена только в Евангелии от Луки. – Злоба ко Христу, иногда под покровом участия к Нему, не умолкала в сердцах фарисеев, и это великое торжество народа при входе Господа в Иерусалим должно было острым ножом пройти в их злое и завистливое сердце. На Христа возлагают они всю ответственность за это ликование народа и обвиняют Его, как виновника этого ликования, который может тотчас прекратить его. Вероятно смысл этого требования фарисеев тот, что такой восторженный прием, оказанный Ему, опасен для народного благосостояния и спокойствия, что от него может произойти народное волнение, что он может быть подозрителен для римских властей, и пр. и пр. Вытекая по-видимому из участия ко Христу, за Его собственную безопасность, это требование содержало в себе вместе и упрек и угрозу; но на самом деле основывалось на зависти и злобе. – «Камни возопиют»: в ответ фарисеям Господь употребил сильное народное присловье, означающее, что бывают случаи в народной жизни, когда его нельзя заставить замолчать; что если бы он замолчал по насилию или принуждению, то предметы не одушевленные обличили бы его, когда при воззрении на них каждый вспоминал бы о величии события. Вероятно, Господь указывал при сем на камни храма, которые должны были напоминать всякому, что Мессия по пророчествам (Агг. 2:6-9) должен был явиться в этом храме как Господь и Сын Божий; как же, видя теперь его торжественных вход, люди-то не будут славословить Бога и Его, когда видят исполняющимся написанное у пророков? Камни при своем безмолвии прославили бы это событие, если бы люди не прославили (ср. Авв. 2:11). 41-44.«Заплакал о нем» и пр.: и эта трогательная черта события и слова плача о городе сохранены только в Евангелии от Луки. Со склона горы Елеонской Иерусалим со своим великолепным храмом представлялся во всей своей красоте. Вид этого святого города, воспоминание о его преступлениях и о Божием к нему благоволении, представление о его теперешнем ослеплении и упорстве, грозящих ему окончательною бедою, тогда как не поздно еще и теперь отклонить эту беду, если бы только он образумился и перестал восставать против Мессии своего, вид этой группы народа, теперь в простоте души торжествующей и восклицающей – «осанна», и представление, что этот радостный крик скоро заменится ужасным – «распни» Его; все это и подобное до такой степени тронуло сердце Господа, что Он – Царь Сиона – при виде города «заплакал». – О, если бы ты, город благословений Божиих и упорного ослепления представителей твоих – лживых руководителей народа, «хотя в сей день», день торжественного пришествия к тебе Мессии твоего, идущего умереть насильственно в тебе, «узнал, что служит к миру твоему», что нужно для того, чтобы умиротвориться тебе, взволнованному и возмутившемуся против Бога твоего и Мессии твоего (Пс. 2:2 и дал.), чтобы примириться и с Богом и со Христом и со всем миром земным и небесным! (Слово мир может быть употреблено здесь и в соответствии с самим именованием города: Иерусалим значит город мира.). – «Но, увы, сие сокрыто ныне от глаз твоих» ты ослеплен, ты не узнаешь Мессии своего, принятие которого сопровождалось бы миром твоим: вина твоя исполняется, мера долготерпения Божия переполняется и – вот вместо мира постигнут тебя беды великие. – «Придут на тебя дни»: настанет время. Это время настало при Тите, когда Иерусалим был взят Римлянами и разрушен, лет 26 спустя после произнесения этого пророчества (70 г. по Р.Х.). С изумительной точностью предсказывает Господь даже некоторые частности из обстоятельств осады и разрушения Иерусалима. – «Враги твои обложат тебя окопами»: по свидетельству Иосифа Флавия (Bell. Jud. V, 6, 2; V. 12, 2), чтобы принудить город к сдаче голодом, Тит окружил его со всех сторон валом, сооруженным из разных материалов, с тем, чтобы не допускать в город подвоз съестных припасов, но осажденными этот вал был сожжен и разрушен. – Тогда Тит обвел весь город, на протяжении нескольких верст, стеною с 30 башнями, которая сооружена была в непомерно короткое время, и таким образом совершенно стеснила осажденных, что Господь и предрек словами: «окружат и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя»: и это точно исполнилось при разрушении города (см. прим. к Мф. 21:22). – «Не останется камня на камне»: см. прим. к Мф. 24:2. – Все это постигнет Иерусалим за то, что он «не узнал времени посещения» своего, т.е. того времени, в которое особенно выразилось попечение Божие о народе иудейском с пришествием Мессии (ср. 1Пет. 2:12), не узнал Мессию, Спасителя своего, и отверг Его. 45-46.«Войдя в храм» и пр.: об очищении храма ев. Лука говорит короче, чем евв. Матфей и Марк, впрочем совершенно согласно с ними. С прим. к Мф. 21:12-13. Мк. 11:15-17 и прим. 47-48.«И учил каждый день в храме» и пр.: общее обозначение деятельности И. Христа в это время последнего пребывания Его в Иерусалиме. – «Каждый день», т.е. 4 или 5 дней от входа в Иерусалим до своих страданий (ср. Лк. 22:53 и парал.). – «Искали погубить Его»: ср. прим. к Мк. 11:18 и парал. – «Не находили»: как бы привести в исполнение свое намерение, «ибо народ неотступно слушал Его» и, в случае посягательства на безопасность Его, мог, как предполагали начальники его, произвести открытое возмущение. Таково было положение дел: Христос ежедневно непрестанно учил в храме народ; народ неотступно с любовью слушал Его учение; начальники же народа искали случая погубить Его, но пока не находили.



