- 1.
Ст. 1-10 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим. Сотник сей есть один и тот же с упоминаемым у евангелиста Матфея (гл. 8). Хотя Матфей и не говорит, что сотник посылал иудеев просить и молить Иисуса, но что из того? Ибо очень вероятно, что он сначала послал иудеев, а потом и сам пошел. Итак, что опустил Матфей, то говорит Лука. Может быть и то, что иудеи, снедаемые завистью, не допустили бы сотника прийти к ногам Иисусовым, ибо это доставило бы славу Иисусу, если б он, вынуждаемый крайностью, и сам пришел к Иисусу, Но, может быть, опять кто-нибудь спросит: как же Матфей говорит, что сотник через посланных просил Иисуса не приходить? На сие можно сказать, что нет ничего особенного в том, других ли послать, или самому прийти сказать это, то есть попросить не приходить. Но вера мужа, назвавшего себя недостойным посещения Иисусова, достойна удивления. Поэтому и Господь говорит: Я и в израильском народе не нашел такой веры. Ибо сотник был язычник, быть может, из римских отрядов. - Сотник же есть и всякий ум, который, имея много дел в жизни, берет верх над многим злом, но имеет больного раба - неразумную часть души, разумею гнев и похотение; ибо сии поставлены быть рабами. Он призывает Иисуса, послав к Нему посредниками иудеев, то есть помыслы и слова исповедания; ибо Иуда - значит исповедание. Ибо не исповедание ли и смирение выражают слова: я недостоин того, чтоб Ты шел под кров мой и прочее? Итак, когда он уверует в Иисуса, то скоро он уврачует раба своего, то есть гнев и похотение.
- 2.
У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти
См. Толкование на (Лк 7:1)
- 3.
Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его
См. Толкование на (Лк 7:1)
- 4.
И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это
См. Толкование на (Лк 7:1)
- 5.
ибо он любит народ наш и построил нам синагогу
См. Толкование на (Лк 7:1)
- 6.
Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой
См. Толкование на (Лк 7:1)
- 7.
потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой
См. Толкование на (Лк 7:1)
- 8.
Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает
См. Толкование на (Лк 7:1)
- 9.
Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры
См. Толкование на (Лк 7:1)
- 10.
Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим
См. Толкование на (Лк 7:1)
- 11.
Ст. 11-16 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Возвратив здоровье сотникову рабу даже заочно, Господь совершает еще новое чудо. Чтобы кто-нибудь не сказал: что же Он сделал нового над рабом; быть может, раб и не умер бы? - для этого Господь воскрешает мертвого, которого уже выносили. Не словом только Господь совершает чудо, но и одра касается, - чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни. Поскольку Плоть Его была собственной Плотью Слова, животворящего все, поэтому и сама животворит и разрушает смерть и тление. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить», чтобы кто-нибудь не подумал, что он воскрешен призрачно. А то, что он сел и начал говорить, было признаком истинного воскресения. Ибо тело без души не может ни сидеть, ни говорить. - Под вдовой можешь разуметь и душу, лишившуюся своего мужа, то есть Слова Божия, всеявшего добрые семена. Сын ее - ум, умерший и выносимый вне города, вышнего Иерусалима, который есть страна живых. Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума - тело. Ибо тело есть поистине одр, гроб. Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным. Юноша, то есть ум этот, садится и, воскрешенный из гроба греха, начинает говорить, то есть учить других, потому что, доколе он одержим бывает грехом, он не может учить и говорить. Ибо кто ему поверит?
- 12.
Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города
См. Толкование на (Лк 7:11)
- 13.
Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь
См. Толкование на (Лк 7:11)
- 14.
И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань
См. Толкование на (Лк 7:11)
- 15.
Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его
См. Толкование на (Лк 7:11)
- 16.
И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой
См. Толкование на (Лк 7:11)
- 17.
Ст. 17-30 Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. И возвестили Иоанну ученики его о всём том. Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне! По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него. Слух о чуде, совершенном в Наине, разнесся по всей Иудее и окрестной стране. Дошел он и до учеников Иоанновых. При похвалах Господу они, как еще несовершенные, досадовали, Поэтому Иоанн, желая показать им величие Христа и то, насколько он (Иоанн) отстоит от Него (Христа), устрояет следующее: не делает ученикам никакого отзыва об Иисусе, а, представляясь незнающим, посылает их, чтобы они, увидев чудеса, из самых дел уверовали, что весьма велико расстояние между Господом - Иисусом и рабом - Иоанном. Ибо не думай, будто Иоанн действительно не знал о Христе и потому послал учеников своих с вопросом. Он еще прежде рождения, в утробе матери, взыграл, как познавший Его и на Иордане свидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием, - Итак, он посылает учеников, повелевая им спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Которому должно придти?» Видишь ли, как глубоко Иоанн ведет учеников к вере, что Иисус есть Бог? Ибо пророки называются »посланными», и сам Иоанн, как говорит евангелист, был человек »посланный» от Бога (Ин. 1, 6). А Господь - Грядущий, ибо Он пришел с властью, а не против воли. И так говорит: Ты ли Тот, Чьего пришествия в мир ожидают? - Иные под словами: «Которому должно придти» разумеют сошествие в ад, как бы так было сказано: Ты ли имеешь придти и в ад? Что же Господь? Зная, с каким намерением Иоанн послал учеников, именно: чтоб они увидели дела Его и от них пришли к вере, Он говорит посланным: возвестите, что видите. Потом перечисляет чудесные действия, о которых и пророками предвозвещено. Ибо слова: »Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» есть и у Исаии (35, 5-6). Потом говорит: «и блажен, кто не соблазнится о Мне», как бы так говоря им: и вы блаженны, если не соблазнитесь о Мне. Поскольку многие легко могли соблазниться об Иоанне, как он прежде столь много свидетельствовал о Христе, а теперь послал с вопросом: «Ты ли Тот, Которому должно придти?» - поэтому Христос говорит народу: ничего подобного не подозревайте об Иоанне. Он - не трость, чтобы склоняться то на ту сторону, то на другую, и чтобы в одно время свидетельствовать обо Мне, а в другое - не знать Меня. Ибо если б он был таков, тогда для чего бы вышли вы в пустыню смотреть его? Он отнюдь не растлил ума своего чувственными наслаждениями, ибо одежда его показывает, что он выше всякого наслаждения; притом он жил бы в палатах, если бы любил удовольствия. Но вы сами почитаете его за пророка? Истинно говорю вам, что он и больше пророка. Ибо другие пророки только предсказывали о Христе, а он видел Его и указал, говоря: «вот Агнец Божий»; притом другие пророки пророчествовали после того, как уже вышли из утробы своих матерей, а он узнал Господа и взыграл еще прежде, чем вышел из утробы. Потом приводит свидетельство: «вот, Я посылаю Ангела Моего» (Мал 3:1). Иоанн назван »Ангелом», быть может и потому, что жизнь его почти бесплотная и ангельская, а быть может и потому, что он возвестил пришествие Спасителя. «Говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна». Предтечу поставляет выше всех других. Потом как бы кто сказал: «И Тебя Самого, Христос, Иоанн больше»? прибавляет: а Я, меньший его, больше в Царстве Небесном; ибо хотя Меня считают меньшим его и по благородству, и по возрасту, и по славе, однако ж, в Царстве Небесном, то есть во всем Божественном и духовном, Я больше его. Итак, все люди, которые послушали Иоанна, оправдали Бога, то есть почтили Бога тем, что приняли Его пророка. А фарисеи не почтили Бога, поскольку не приняли Иоанна. - Некоторые иначе понимали слова: «из рожденных женами»; именно: хорошо сказал Господь: «из рожденных женами», исключая таким образом Себя. Ибо Он родился от Девы, а не от жены, то есть не от замужней женщины. - Иначе понимали и выражение «меньший в Царствии Божием»; именно: меньший в жизни христианской есть больше праведного по Закону. Например, Иоанн непорочен по праведности законной. Но если кто крещен и не сделал еще ничего ни доброго, ни злого, то он хотя весьма мал в Царстве Небесном, то есть в проповеди христианской, больше, однако ж, некрещеного, хотя бы праведного по Закону. И иначе: поскольку Иоанн, хотя почти бесплотен и невеществен, однако ж, находится еще во плоти, то самый малый в воскресении, которое называет Царством Небесным, больше его. Ибо тогда, получив совершенное нетление, мы не будем уже поступать по-плотскому, и малый тогда - больше праведного теперь, но еще носящего плоть.
- 18.
И возвестили Иоанну ученики его о всем том
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 19.
Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 20.
Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 21.
А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 22.
И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 23.
и блажен, кто не соблазнится о Мне
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 24.
По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 25.
Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 26.
Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 27.
Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 28.
Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 29.
И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 30.
а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него
См. Толкование на (Лк 7:17)
- 31.
Ст. 31-35 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее. У иудеев был род некоторой игры такой: большое число детей разделялось на две части, и, как бы в насмешку над жизнью, одни на одной стороне плакали, а другие на другой играли на свирели, и ни играющие не соглашались с плачущими, ни плачущие - с играющими. Господь и фарисеев представляет делающими нечто подобное. Ибо ни с Иоанном, ведущим плачевную жизнь и вводящим покаяние, не скорбели и не подражали ему, ни Иисусу, показывающему приятную жизнь, не повиновались и не соглашались с Ним, но от обоих отстранили себя, не оказав сочувствия ни Иоанну плачущему, ни Иисусу играющему и отпускающему. И наконец мудрость Божия оправдалась, то есть почтена не фарисеями, но ее чадами, то есть принявшими учение Иоанново и Иисусово.
- 32.
Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали
См. Толкование на (Лк 7:31)
- 33.
Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес
См. Толкование на (Лк 7:31)
- 34.
Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам
См. Толкование на (Лк 7:31)
- 35.
И оправдана премудрость всеми чадами ее
См. Толкование на (Лк 7:31)
- 36.
Ст. 36-43 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. Этот фарисей, позвавший Господа, кажется, был неправых мыслей, но хитрый и полный лицемерия. Говорит: «если бы Он был пророк»; очевидно, он не веровал, когда так говорил. Господь хотя и знает его непрямоту, однако ж, идет к нему и обедает с ним, конечно, нас через это научая вести себя просто и прямо даже с теми, кои по отношению к нам коварны. - Многих занимает вопрос: сколько было жен, помазавших Господа миром? Одни говорят, что их было две: одна - упоминаемая в Евангелии от Иоанна, сестра Лазаря (Ин 12:3), и другая - та, о которой упоминают евангелисты Матфей (26, 2. 6-7) и Марк (14, 1. 3), и в настоящем месте Лука. Но я верю тем, кои говорят, что их (жен, помазавших Господа миром) было три: одна - сестра Лазаря, упоминаемая у Иоанна, помазавшая Господа за шесть дней до Пасхи, другая, - упоминаемая у Матфея и Марка, помазавшая за два дня до Пасхи, и третья - сия, упоминаемая теперь Лукой, помазавшая Господа в средине евангельской проповеди. И ничего нет странного, что она сделала это еще прежде, чем настало время страдания, а те сделали то же самое близ времени страдания, из подражания ей или по другому побуждению. - Если упоминаемый у Матфея фарисей, позвавший Господа, назван Симоном, как и у Луки, то что удивительного в совпадении имен? Поскольку тот, о котором говорит Матфей, был прокаженный, а сей (у Луки) - нет; тот по исцелении от проказы пригласил Господа в знак благодарности, а сей не был прокаженным и не высказывал благодарности; тот ничего не говорит, а сей ропщет и осуждает в одно время Иисуса и жену сию как грешницу, а Того как человеколюбца. О, безумие! Человек поистине фарисей. Но Господь, спрашивая его притчами и выводя на средину двоих должников, незаметным образом высказывает, что и он есть должник, хотя и считающий себя меньше должным, но все-таки должник. Итак, ни ты, должный меньшим, не можешь отдать долг (ибо, одержимый гордостью, ты не имеешь исповедания), ни жена не может. Поэтому обоим будет отпущено. И кто возлюбит более? Без сомнения, тот, кому много отпущено. Сказав это, Он заграждает уста гордеца.
- 37.
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
См. Толкование на (Лк 7:36)
- 38.
и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром
См. Толкование на (Лк 7:36)
- 39.
Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница
См. Толкование на (Лк 7:36)
- 40.
Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель
См. Толкование на (Лк 7:36)
- 41.
Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят
См. Толкование на (Лк 7:36)
- 42.
но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его
См. Толкование на (Лк 7:36)
- 43.
Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил
См. Толкование на (Лк 7:36)
- 44.
Ст. 44-50 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром. Господь обнаруживает в Симоне гордеца и безумца: гордеца, потому что он, сам будучи человеком, осудил человека за грехи; - безумца, поскольку не уразумел, что жену, которая явила такие знаки веры и любви, нужно было принять, а не отвергнуть. Поэтому Господь и обличает его в том, что он напрасно осудил жену, которая сделала столько, сколько сам он не сделал, не сделал даже гораздо низшего в сравнении с ней. Ты, например, не дал и воды на ноги, что самое обыкновенное дело, а она слезами омыла их; ты не облобызал Меня и в лицо, а она облобызала Мои ноги; ты не вылил и елея, а она возлила миро. Поскольку ты сказал, что Я - не пророк, так как Я не различил, что она - грешница, то вот Я обличаю помышления твоего сердца, чтобы ты знал, что Я знаю как сокрытое в тебе, так еще более знаю относящееся до нее, что знают и многие другие. Итак, отпущаются грехи ее, потому что она много возлюбила, то есть обнаружила великую веру. - Возлежащие вместе с Ним, и притом ропотники, не сообразили, что сказанное Им к Симону очень прилично идет и к ним. Господь, усмиряя ропот их и желая показать им, что всякого спасает вера его, не сказал: жена, Я тебя спасаю, - чтобы они не воскипели большей завистью, но: «вера твоя». Это сказал Он, как я уже заметил, частью для того, чтобы успокоить зависть их, а частью для того, чтобы ввести их в веру, дав им знать, что вера, именно она, спасает. «Иди с миром», то есть в праведности. Ибо праведность есть мир с Богом, подобно как грех - вражда на Бога. Смотри: отпустив ей грехи, Господь не оставил ее только с отпущением грехов, но придал и производительную силу добра. Ибо слова: «иди с миром» ты должен разуметь так: ступай, делай то, что возвратит тебе мир с Богом.
- 45.
ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги
См. Толкование на (Лк 7:44)
- 46.
ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги
См. Толкование на (Лк 7:44)
- 47.
А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит
См. Толкование на (Лк 7:44)
- 48.
Ей же сказал: прощаются тебе грехи
См. Толкование на (Лк 7:44)
- 49.
И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает
См. Толкование на (Лк 7:44)
- 50.
Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром
См. Толкование на (Лк 7:44)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феофилакт Болгарский > От Луки святое благовествование > Глава 7
Глава 7
1-10.Об исцелении раба сотника в Капернауме ев. Лука повествует довольно отлично от повествования об этом Матфея (Мф. 8:5-13), так что «некоторые полагают, что это суть разные лица в повествованиях Матфея и Луки… Но я думаю, что это одно и то же лицо» (Златоуст 1, 537-538). И в самом деле, невероятно, чтобы это были два разные события, до такой степени похожие по разговорам сотника и Господа. Нет, это одно событие, только повествования евангелистов о них несколько различны. Различие же происходит от того, что ев. Лука рассказывает об этом подробнее, тогда как ев. Матфей – в более общих чертах, и Лука обращает внимание на частности, тогда как Матфей имеет ввиду общее – чудо исцеления. Из сопоставления их рассказов дело представляется в таком виде: Капернаумский сотник прислал к Господу иудейских старейшин просить Его, чтобы Он исцелил больного слугу этого сотника. Господь пришел к нему. Но на пути встретил еще посланных сотником с выражением его глубокого смирения и с просьбой – не входить в его дом, а только издали сказать слово, могущее исцелить слугу. Господь удивился вере сотника и исцелил издали слугу его, так что посланные, возвратившись, нашли слугу выздоровевшим. Ев. Матфей употребляет в этом случае оборот речи довольно обыкновенный и свойственный многим писателям, по которому сказанное кем-либо через других или при посредстве других представляется сказанным непосредственно от него самого, и ответ, полученный через других, представляется ответом данным ему самому; ев. же Лука повествует точнее, как было дело. Потому у ев. Матфея представляется разговор Иисуса Христа как бы с самим сотником, тогда как разговор этот происходил через посредство других, сначала иудейских старейшин, потом – друзей. Может быть впрочем, что и сам сотник после друзей вышел из дома ко Господу (Феофилакт), который был недалеко, и, повторив то же, что говорил через друзей, из уст самого Господа услышал слово исцелившее слугу его (Мф. 9:13). «Но отчего же, скажет кто-либо, по свидетельству Матфея, он сказал: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; по свидетельству же Луки, послал за Ним, чтобы Он пришел? Мне кажется, что Лука указывает нам на ласкательство иудеев, и на то, что люди в несчастье, будучи непостоянны, часто изменяют намерения. Ибо вероятно, что когда сотник хотел идти, иудеи воспрепятствовали, ласкательствуя ему и говоря: мы сходим и приведем Его… Как же скоро освободился от докучливости иудеев, то посылает сказать: не подумай, что я не пришел по лености, но потому, что почел себя недостойным принять Тебя в дом свой» (Златоуст 1, 538-539), а потому и сам пошел (Феофилакт). «Которым он дорожил»: который был особенно верен ему, которого за то он преимущественно любил и дорожил им. «Боле при смерти»: у ев. Матфея – «в расслаблении и жестоко страдает», один рассказ дополняется другим, не входя с ним в противоречие. «Иудейских старейшин»: которые может быть сами вызвались и которых слова скорее, надеялись они, убедят Иисуса и преклонят Его на милость. «Любит народ наш»: есть мнение, что этот сотник был прозелит, т.е. принявший иудейскую веру язычник, – мнение вероятное, хотя прямых данных для этого нет. «Построил синагогу»: см. прим. к Мф. 4:23. «Не трудись, Господи», и пр.: см. прим. к Мф. 9:8 и дал. 11-17.О воскрешении Господом сына вдовы Наинской из всех евангелистов повествует один только ев. Лука, и это событие поставляет ближайшим поводом к тому, что Креститель из темницы послал своих учеников к Господу (ст. 18). «Наин»: это небольшой городок в Галилее, по древнему разделению в колене Иссахаровом, не очень далеко от Капернаума к юго-западу, ныне небольшая деревенька. Имя свое («Наин» – приятный) он получил вероятно от красивого местоположения в долине так называемой Есдрелонской, великолепной и богатой пастбищами. Городок прославился этим чудом Спасителя, а вообще из книг библейских он неизвестен. Евсевий и Иероним знали деревню с таким названием в двух римских милях южнее горы Фавора. «К городским воротам»: у древних многие города окружались сплошными стенами для защиты от врагов и в них входили и выходили через ворота, сделанные на известном расстоянии одни от других, особенно напротив больших улиц (что можно видеть и доселе в некоторых старинных городах). Таков же, как видно, был и небольшой городок Наин. «Выносили умершего»: в редких случаях у евреев позволялось хоронить умерших в стенах города (1Цар. 28:3. 4Цар. 21:18), и то только важных лиц; обычно же погребали умерших за городом в гробницах, высеченных в каменных скалах и утесах (см. прим. к Мф. 8:28). «Она была вдова»: сын у женщины был единственный, сама она была вдова, следовательно сын для нее вдвойне был дорог и утрата его незаменима, ибо с ним угасла последняя надежда ее на спокойствие в старости. «Прикоснулся к одру», дав тем знак остановиться. Гробов у древних не было; умерших обвивали в чистое полотно, увивали свивальниками и клали на одр или носилки, на которых и несли его до пещеры или гроба, так что он был открыт. Потому, когда Господь воззвал к умершему, чтобы он встал, он поднялся и сел. «Объял страх»: от необычайного величия чуда, от такого торжественного явления всемогущей силы Господа. «Великий пророк»: жители Наина еще не видели в Иисусе своего Мессию, а считали Его только великим пророком. Пророки не только предсказывали будущее, но и творили некоторые чудеса; видя чудо, наинцы и сочли Господа за пророка, чрезвычайного посланника Божия. «Бог посетил»: см. прим. к Лк. 1:68. «Такое мнение»: т.е. что Христос – великий Пророк-Чудотворец. 18-35.Сказании о послании Иоанном Крестителем из темницы двух учеников к Господу с вопросом. Он ли Мессия, об ответе Господа и о речи Его к народу об Иоанне, совершенно сходно со сказанием об этом у ев. Матфея (см. Мф. 11:2-19 и прим.); лишь немногими частными чертами взаимно восполняются их рассказы. «И возвестили Иоанну» и пр.: у ев. Матфея говорится обще, что Иоанн в темнице «услышал о делах Христовых»; у ев. Луки частнее, что Иоанн от учеников своих услышал о всем том, т.е. о тех чудесах Господа, между прочим и о воскрешении Наинского юноши, о которых непосредственно перед этим рассказывал ев. Лука. «Ты ли Тот, Который должен придти» и пр.: см. прим. к Мф. 11:3 и дал. «А в это время Он многих исцелил» и пр.: обстоятельство замеченное только у ев. Луки и объясняющее дальнейшие слова Господа ученикам Иоанна: «скажите Иоанну, что вы видели и слышали» (ст. 22; у Мф. 11:4: что видите и слышите). Далее см. прим. к Мф. 11:4-11. «И весь народ» и пр.: эти изречения (ст. 29-30) составляют особенность рассказа ев. Луки об этой речи Спасителя и не находятся в речи, изложенной у ев. Матфея. «Народ, слушавший его», т.е. Крестителя, «и мытари», считавшиеся во мнении народа великими грешниками наряду с язычниками (см. прим. к Мф. 18:17). «Воздали славу Богу»: прославляли Бога за то, что он воздвиг народу великого пророка, предвозвещавшего пришествие Мессии, что они и засвидетельствовали крещением своим от Иоанна, так как крещение это свидетельствовало об их вере в проповедь Иоанна о пришествии Мессии. «А фарисеи и законники» и пр.: простой народ и грешники верили в проповедь Иоанна, а мнимые духовные руководители их – фарисеи и законники – «отвергли волю Божию», выражавшуюся в проповеди Иоанна, волю, состоящую в том, чтобы все покаялись и крещением приготовили себя к принятию грядущего Мессии (Лк. 3:2 и дал.). «Не крестившись от него»: по сказанию ев. Матфея, некоторые из фарисеев приходили к Иоанну креститься (Мф. 3:7), но вероятно не крестились, а если и крестились, то должно быть немногие; большинство же не уверовало в Иоанна, как предтечу Мессии, и не крестилось, отвергая тем волю Божию, возвещаемую им в проповеди предтечи Господня. «Тогда Господь сказал» и пр.: см. прим. к Мф. 11:16-19. 36.«Некто из фарисеев»: по имени Симон (ст. 40); больше о нем ничего не известно, равно как неизвестно и то, по каким побуждениям и по какому поводу пригласил он Господа разделить с ним и его единомышленниками (ст. 49) трапезу. Он, как видно (ст. 39), довольно сильно заражен был фарисейскими предрассудками, но может быть не в той степени, как другие, старался сблизиться с великим учителем, и Господь, может быть в надежде на его еще большее обращение к здравому учению от фарисейских предрассудков, не отверг его приглашения, но принял его. Не оказал ли ему Господь какое-либо благодеяние, как можно заключить отчасти из дальнейшего (41-42, 47), и не в благодарность ли за это он и вознамерился предложить Господу трапезу? Господь потом, перед своими страданиями, возлежал также на вечери в доме Симона прокаженного в Вифании (Мф. 26:6 и дал.). Не одно ли и то же это лицо, ставшее из-за оказываемых ему Господом благодеяний мало-помалу из фарисея одним из близких к Спасителю? Правда, та вечеря была в Вифании, а эта в каком-то городе Галилейском, как нужно предполагать; но этот Симон мог переселиться в Вифанию со временем, особенно когда разорвал связь с фарисеями отечественного города, сделавшись последователем Спасителя. 37-38.«Женщина»: та же, по преданию, которая потом еще помазала Господа миром в Вифании (Мф. 26:6 и дал. и парал.). «Того города»: какого – неизвестно. Не Магдалы ли, если принять мнение, что то была Мария Магдалина, что она была грешница, потом обуреваемая злыми духами, которых изгнал из нее Господь (Лк. 8:2. Ср. Мк. 16:9), и она благодарность Господу теперь свидетельствовала таким трогательным образом, за что и получила отпущение грехов. «Грешница»: в особенном частном смысле (ср. Ин. 8:7). «Алавастровый сосуд»: см. прим. к Мф. 26:6-7. «Став позади у ног Его»: см. прим. к Мф. 26:6-7. «Начала обливать ноги Его слезами» и пр.: при входе в дом, сандалии с ног снимали и омывали ноги, какое омовение считалось выражением гостеприимства и приязни. «Целовала»: выражение любви и преданности. В совокупности все эти действия жены в отношении к Спасителю были выражением любви (ст. 47) и благодарности, соединенных с сознанием своей греховности и прошением прощения грехов (слезы, ср. ст. 48), при глубоком сердечном сокрушении. 39.«Сказал сам в себе»: подумал. Может быть мысли его выражались в лице его какими-либо минами, во взгляде и т.п., так впрочем, что Христос не замечал этого («обратившись» – ст. 40). «Если бы Он был пророк» и пр.: пророк в общем смысле чрезвычайного посланника Божия, которому Бог сообщает Свои откровения. Если бы Он был таким чрезвычайным посланником Божиим (не говоря уже о Мессии), то Он, как ведающий по откровению сердца людей, узнал бы тотчас же, что прикасается к Нему грешница, и не позволил бы такого прикосновения. Фарисеи не позволяли себе никакого внешнего отношения к явным грешникам, и Симон фарисей полагал, что и Господь должен бы так же поступить, если Он притом же еще святой человек, пророк.
40-42.«Обратившись»: возлежали на вечерях обычно так, что не каждый может видеть всех, а только впереди лежащих (ср. прим. к Мф. 23:6). Симон возлежал вероятно не впереди Спасителя, а потому Господь и оборачивается к нему, узнав духом Своим, что подумал фарисей при виде действия жены-грешницы. «Сказал»: Господь отвечал на помысл Симона притчею, которою доводит фарисея до того, что он невольно обвиняет сам себя, поняв это уже тогда, когда Господь объяснил Свою притчу. Для объяснения внешнего буквального смысла притчи ср. прим. к Мф. 18:23 и дал. «Пятьсот динариев» равняются почти 100 руб. серебром нашим, 50 динариев – 10 руб. серебром. «Простил обоим» долг: дал слово не взыскивать с них долг. «Возлюбит его»: под общим выражением «любит» здесь понимаются чувства благодарности, признательности, уважения и любви в узком смысле слова. 43-48.«Правильно ты рассудил»: будет благодарен заимодавцу, будет почитать и любить его тот из немогущих заплатить долг, кто больше должен и в пользу кого значит заимодавец пожертвовал больше, кому более затруднительно было бы расплатиться с долгом и тем приятнее получить прощение долга. «Обратившись к женщине», которая подошла сзади – ст. 37. «Видишь ли ты эту женщину?» Может быть гордый фарисей отворачивал свой взгляд от этой грешницы, чтобы даже не смотреть на нее и на ее действие, какого, по его мнению, позволять не следовало; и Господь, иначе смотрящий на это действие женщины, обращает внимание и Симона. После этого, Он объясняет смысл сказанной притчи и смысл действия женщины, из какого объяснения фарисей должен был ясно понять, что под заимодавцем Христос имеет ввиду здесь Себя Самого, под должником задолжавшим много – женщину, под должником же задолжавшим меньше – его, Симона, и что Господь ставит эту женщину в нравственном отношении, несмотря на то, что ее считали грешницей, выше его, Симона-фарисея, мнимого праведника. Она потому выше его, что ее действие показало в ней больше любви к Спасителю, больше благодарности к Нему, больше сознания собственной греховности, а потому больше раскаяния в грехах и решимости вести чистую нравственную жизнь, – а Симон не показал этого, не показал такой любви к Господу, благоволившему разделить с Ним трапезу. «Ты воды Мне на ноги не дал»: не оказал мне знаков особенного гостеприимства, приязни и любви, какие в употреблении у нас, а женщина эта оказала такие и еще больше значения и нравственного достоинства имеющие знаки. Так, ты не дал Мне воды умыть ноги. Это был первый знак гостеприимства и любви – омывать ноги после путешествия, особенно для вечери; омывал гостям ноги иногда сам хозяин дома, или вода подавалась и гость сам омывал свои ноги (ср. Быт. 18:4. Суд. 19:21). «А она слезами» и пр.: так поступил ты, праведник мнимый, а она, грешница, вместо воды слезами омыла ноги Мои: сколько же поступок ее в нравственном отношении выше твоего, если бы ты и оказал Мне обычный знак гостеприимства, дал воды омыть ноги? А ты и этого не сделал. «Ты целования Мне не дал» и пр.: целование в уста – другой знак взаимной приязни и любви (ср. Быт. 33:4. Исх. 18:7. Мф. 26:49). Симон не оказал и такого знака, а женщина долго и много целует Его ноги. Симон в уста не хотел облобызать один или три раза, как было в обычае, а женщина ноги целует многократно. Насколько же поступок ее в нравственном отношении выше твоего, если бы ты даже и дал Мне целование? А ты и этого не сделал. «Ты головы Мне маслом не помазал» и пр.: также знак приязни и любви – помазать голову маслом (ср. Руфь 3:3. 2Цар. 12:20. 2Цар. 14:11. Пс. 22:5). Симон и этого не сделал, женщина же не маслом простым, а миром, более дорогим чем масло, помазала Ему не главу притом, а ноги, не жалея благовонного и дорогого вещества. Насколько же поступок ее в нравственном отношении выше твоего, если бы ты даже помазал Мне голову маслом? А ты и этого не сделал. «А потому», что она оказала более любви, благодарности, преданности, раскаяния в грехах, «прощаются грехи ее многие»: она освобождается от ответственности за свои грехи, как бы много их ни было, так как она явила великое раскаяние, веру и любовь и тем самым обнаружила решимость вести жизнь чистую. «А кому мало прощается, тот мало любит»: указание на самого Симона, прикровенное, из которого однако он мог понять, что так как он не оказал обычных знаков приязни и любви ко Христу, хотя и принял Его к себе в дом, то ему меньше прощается, хотя все же прощается за некоторое расположение его к Нему. Теперь смысл притчи для Симона должен был быть ясен, равно как и для возлежащих с ним. Христос есть заимодавец, которому должны все люди, между ними – и Симон с женщиною. Все и они перед Ним грешники, и не могут сами освободиться от своих грехов. Женщина более грешна, Симон – менее, но женщина более явила раскаяния во грехах, веры и любви к Спасителю, Симон менее. Потому женщине больше прощается, Симону меньше; женщина – грешница – стала выше его, фарисея, пред очами правды Божией. Вот почему Господь, видящий тайны сердца человеческого и намерения и побуждения действий человека, позволил этой женщине-грешнице прикасаться к Нему, что так смутило Симона и возбудило в нем ложное мнение, что Христос не пророк (ст. 39); из этого он должен понять, что Христос не только пророк, но и больше пророка. «Поскольку ты сказал, что Я не пророк, так как Я не распознал, что она грешница: то вот Я обличаю помышления твоего сердца, чтобы ты знал, что Я знаю как сокрытое в тебе, так еще более знаю относящееся к ней, что знают и многие другие» (Феофилакт). «Прощаются тебе грехи»: см. прим. к Мф. 9:2 и дал. и парал. 49-50.«Возлежащие с Ним»: вероятно фарисеи же, которых пригласил к себе Симон по случаю пришествию к нему Христа. «Кто это» и пр.: см. прим. к Лк. 5:25 и парал. Это очевидно упрек Христу в мнимом богохульстве, какой они нередко делали Ему, когда Он изрекал прощение грехов; только здесь они не высказывают его открыто, а про себя, глухим ропотом между собой. Может быть, предупреждая более открытое выражение этого ропота, который мог обрушиться на эту же женщину и смутить сладостный мир ее души от милосредных слов Господа, простившего ее грехи, Господь кротко дает ей намек уйти от этих холодных и жестоких мнимо добродетельных и строгих судей: «вера твоя спасла тебя, иди с миром» (ср. Мф. 9:22. Мк. 5:34 и прим. и парал.).



