< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 10

  • Закрыть сопоставления
  • 1. В Кесарии – см. (Деян 8:40), прим. Из полка, называемом Италийским..., т. е. полка из пригородных италийцев, в отличие от воинов, набиравшихся на службу из туземцев. Кесария была резиденцией римских прокураторов Палестины, почему при них и состоял особый полк из природных римлян или италийцев, как людей более надежных и искусных. Вероятно, и Корнилий, сотник этого полка, был тоже природный римлянин или италиец. И во всяком случае, он не был даже иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй души и природно–благочестивой настроенности (ср. ст. (Деян 10:28,34) и до (Деян 11:1,18); (Деян 15:7). Приобщение такого человека к Церкви Христовой, притом непосредственно, без всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, было событием великой важности, эпохою в истории апостольской Церкви. На эту особую важность события первого обращения ко Христу язычника указывает и то, что оно совершается при посредстве первого Апостола Христова – Петра, нарочито призываемого Богом из другого города, хотя в Кесарии находился в это время известный благовестник и креститель эфиопского вельможи – Филипп.
  • 2. «Боящийся Бога... молившийся Богу...» Эти выражения показывают, что Корнилий был почитателем Единого истинного Бога, о Котором, вероятно, узнал из соприкосновения с иудеями и их Богопочтением, но чтил по–своему, как подсказывало ему набожное сердце, самостоятельно и независимо от форм еврейского Богопочитания.
  • 3. «В видении ясно видел...»ειδεν εν οραματι φανερως... – «виде в видении яве...» – очевидно, в бодрственном состоянии, а не во сне (Злат.). Эта было около девятого часа дня (= 3 час. пополудни), обычного у евреев часа молитвы, когда и Корнилий молился, постившись до сего часа (ст. 30).
  • 4. «Испугавшись...» Св. Златоуст хорошо объясняет этот испуг Корнилия: "видение произвело в нем страх, но страх умеренный, чтобы только сделать его внимательным; потом слова Ангела рассеяли этот страх, или лучше – заключающаяся в них похвала смягчила неприятное чувство страха..." «Пришли на память пред Богом...» – человекообразное выражение благоволения Божия к Корнилию за его молитвы и благотворения.
  • 6. «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой...» – слав. : «той речет тебе глаголы, в них же спасешься ты и весь дом твой...», греч. текст совершенно иначе: ουτος λαλησει σοι τι σε δει ποιειν, т. е. он скажет тебе, что тебе нужно делать. Этим указывается недостаточность добрых дел и благочестия – самих по себе: нужно еще освящение их верою во Христа–Спасителя, которая сообщает и цену, и основательность доброму настроению человека.
  • 7. «Двоих из своих слуг...»δυο των οικετων αυτου..., собственно – домочадцев, вероятно – более близких к господину дома, нежели простые рабы, и отличавшихся тою же богобоязненностью, как и сам Корнилий (ст. 2).
  • 8. «Рассказав им все...» – для того, конечно, чтобы они рассказали Петру и убедили отравиться вместе с ними к их господину (22 ст.). "Все рассказал, чтобы тем побудить его (Петра) прийти к нему, потому что он считал делом неприличным звать его в силу своего авторитета, потому–то и рассказал..." (Феофил.).
  • 9-10. - «На другой день... около шестого часа...» – от Кесарии до Иоппии около 40–45 верст. Посланные Корнилием после 9 часа (после 3 час. вечера, ст. 3) и, вероятно, отправившиеся в тот же день вечером – могли прибыть в Иоппию на другой день к полудню (около шестого часа). «Взошел на верх дома помолиться...» Плоские крыши домов на Востоке являются весьма удобным местом для молитвы. Сюда взошел и Петр для молитвы в урочный час. «Пришел в исступление»επεπεσεν επ αυτον εκστασις... – точнее слав. : «нападе нан ужас...» – напал на него экстаз – такое состояние, когда "человек не владеет своими чувствами, будучи восхищен в мир духовный" (Феофил., ср. Злат.).
  • 12. «В нем находились всякие четвероногие земные...»παντα τα τετραποδα της γης... – точнее слав. : «вся четвероногая земли...», все четвероногие, и т. д. По справедливому замечанию одного из толкователей: "Созерцание сие нельзя измерять человеческим способом, ибо экстаз даровал Петру иные очи..."
  • 13. «Встань, Петр, заколи и ешь...»αναστας Πετρε, θυσον και φαγε... – точнее слав. : «восстав Петре, заколи и яждь!» "Встав, Петр, заколи и ешь!..." Деепричастие здесь означает возбуждение к повелеваемому действию (как выше, (Деян 9:11,39) и др.), не имея самостоятельного смысла наравне с двумя дальнейшими глаголами. «Заколи и ешь!.. » Видение приспособляется к ощущаемому Петром голоду и предлагает самое обычное приготовление пищи, лишь при необычности предмета потребления. Хотя в спустившемся полотне Петр мог найти и животных чистых, употребляемых в пищу, однако он отвечает на приглашение сильным огульным отрицанием – μησαμως Κυριεникакоже, Господи! – ни за что, ни в каком случае! Он отвечает так ввиду того необычайного для него безразличия, с каким голос относится к запрещенным для употребления по закону нечистым животным, а имеет в виду именно этих последних.
  • 14. Так как голос шел из отверстого неба, то Петр отвечает ему привычным обращением «Господи!», ощущая сердцем, что видение исходило именно от Господа Иисуса Христа. Смысл и цель всего этого видения были таковы: все животные, бывшие в полотне, символически представляли все человечество: чистые животные означали народ еврейский, нечистые – язычников. Крестною смертью Христа Спасителя, как жертвою Богу, принесенною за весь мир, исходатайствовано очищение равно всем, не только иудеям, но и язычникам, которые вместе и должны войти в Церковь Христову, Царство Мессии, идеально чуждое всякой скверны или порока, как омытое и омываемое непрерывно кровью Агнца Божия. При этом дается понять и то, что для очищения язычников и вступления их в Церковь Христову не требуется никакого посредства иудейских внешних обрядов и установлений, имевших и для самого иудейства временный преходящий характер. Право на означенное вступление дается исключительно всеобъемлющим значением Крестной Жертвы Сына Божия.
  • 16. «Си», – т. е. видение с беседою к Петру, – было трижды..." – в знак несомненной истинности виденного и слышанного к для уверения Петра в непреложности Божественного определения о сем. «И сосуд опять поднялся на небо...» – в чистую и святую область, где и нечистое стало чистым и соблюдается таковым у Бога, вместе с тем, что всегда было чистым.
  • 17. «Петр недоумевал в себе...» Петр не сразу понял смысл видения, но таковое тотчас же начало выясняться дальнейшими событиями.
  • 18. «Крикнув спросили...» – из повествования не видно, чтобы Петр слышал этот возглас. Далее говорится, что о посланных Корнилия ему возвестил Дух, т. е. Святый, новым внутренним непосредственным творением.
  • 20. «Встань, сойди и иди...» Αναστας καταβηθι και πορευου...", «восстав сниди, иди...» см. выше, к 13 ст. «Нимало не сомневаясь...»μηδεν διακρι νομενος... – «ничтоже рассуждая...» – нисколько не задумываясь... Это предусмотрительное предупреждение делается ввиду известных строгих взглядов апостола, которые должны были поставить его в затруднение, последовать ли приглашению его к язычникам, общение с коими возбранялось иудейским Законом (ст. 28)?
  • 21. «За каким делом вы пришли?.. » Опять неточность русского перевода и предпочтительная верность подлиннику текста славянского – «кая есть вина, ее же ради приидосте?»τις η αιτια, δι ην παρεστε... – какая причина, или какое дело, по которому вы прибыли?
  • 22. «Одобряемый всем народом иудейским...», на который, очевидно, падала значительная доля милостей доброго Корнилия, подобного в этом отношении другому известному евангельскому Капернаумскому сотнику. «Послушать речей твоих...»ακουσαι ρηματα παρα σου..." – «слышати глаголы от тебе...» – выслушать от тебя речи, т. е. твою проповедь, которая должна научить меня, что надлежит мне сделать для спасения.
  • 23-24. - «Некоторые из братий Иоппийских...» – т. е. из верующих г. Иоппии числом шесть, как видно из дальнейшего (Деян 11:12). Петр угощает посланных Корнилия, как нуждавшихся в отдыхе, и отправляется с ними лишь на другой день, вероятно, не рано, ибо в Кесарию они приходят лишь на следующий день, четвертый со дня видения, бывшего Корнилию (ст. 30). «Созвав родственников своих и близких друзей», составивших целое довольно значительное общество (27 ст.) людей, единомышленных с Корнилием, и вполне готовых вместе с этим уверовать во Христа по слову Петра. Это было первое общество чистых язычников, присоединившихся к христианству без всякого посредства иудейских культовых учреждений.
  • 26. Петр отстраняет преклонение пред ним Корнилия не только по смирению, но и уловив в этом преклонении почесть, воздаваемую Корнилием Петру, как какому–то воплощению высшей силы, что было так свойственно языческим представлениям о богах в образе человеческом (Деян 14:11).
  • 28. О возбранении еврею сообщаться с иноплеменником (= язычником) в законе Моисеевом, собственно, не говорится; это – мелочная строгость позднейшего раввинства, под влиянием фарисейства, развившего до такой щепетильности идею святости избранного народа. Благодаря известному влиянию фарисейских воззрений на народ, означенный взгляд на отношения к язычникам немедленно получил значение общего обычая и твердо установившегося правила – закона, что отражается и в образе действий первоверховного из апостолов. «Чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым...» – в смысле вышеуказанных фарисейских воззрений и в смысле неспособности верою во Христа очищаться и освящаться, самостоятельно от иудейства и в одинаковой степени с ним.
  • 29. «Итак спрашиваю, для какого дела вы призвали меня?» Петр отчасти уже слышал о цели его призвания. Теперь еще раз он хочет слышать из собственных уст Корнилия и предстоявших, "чтобы они сами исповедались и сделались правыми в вере". (Феофил., ср. Злат.). Апостол обращается при этом не к одному Корнилию, но и к прочим собравшимся, предполагая в них единомысленные намерения с Корнилием и понимая свое приглашение Корнилием как последовавшее от имени всех их.
  • 33. «Все мы предстоим пред Богом...» – благоговейное выражение веры в Бога вездесущего и всеведущего и готовности исполнить всю Его волю, ожидаемую из уст Петра.
  • 34. «Петр отверз уста и сказал...»ανοιζας δε Πετρος το στομα, ειπεν... – «отверз же Петр уста рече...» – открыв же Петр уста, сказал... – см. к (Деян 8:35). «Истинно познаю...»επ αληθειας καταλαμβανομαι... – «по истине разумеваю...» – выражение высшей степени уверенности и несомненности.
  • 35. «Приятен Ему...»δεκτος αυτ εστι... – приятен, т. е. принимается Им (от прийти), не отталкивается, не лишается права на участие в благодатном Царстве Христовом. Таким образом, здесь вовсе не та мысль, что можно веровать как угодно и быть угодным Богу, достаточно лишь поступать по правде естественной. Это означало бы не необходимость и веры христианской для спасения и Богоугождения, допускало бы полное религиозное безразличие, что невозможно, как невозможно – быть блаженным без Христа, вне Церкви Христовой. Мысль Петра – не о безразличии религиозном, а о безразличии национальном в деле приведения ко Христу: угодный Богу во всяком народе так или иначе приводится ко Христу, как достаточно подготовленный получает средства ко спасению в христианстве и делается праведным пред Богом. В таком духе толкует данное место и св. Златоуст: "Как? Неужели приятен Ему и принадлежащий к персам? Если он достоин, то будет приятен так, что сподобится веры. Потому он не презрел и евнуха из Ефиопии. Но что, скажут, думать о людях Богобоязненных и между тем оставленных в презрении? Нет, ни один Богобоязненный не оставляется в презрении, ибо не может, никогда не может быть презрен кто–либо из таких людей..."
  • 36. «Он послал Слово...», т. е. Господа Иисуса Христа, Сына Своего, Сына Божия, проповедавшего Царство Божие, царство всеобщего мира и спасения на земли. «Сей есть Господь всех...» Великие слова и для иудеев, и для язычников, – великие и потому, что здесь ясно и определенно Иисус Христос именуется Господом во услышание язычников, – и потому, что Он именуется Господом всех, т. е. как иудеев, так и язычников – в том смысле, что Он всех призывает в Свое Царство, и все имеют одинаковые права на вступление в это Царство Христово.
  • 37. «Вы знаете происходившее...» Это знание происходившего в Иудее, т. е. хотя бы важнейших событий из жизни Иисуса Христа, предполагается апостолом и потому, что слушатели жили недалеко от главных мест совершения событий, и потому, что они, как расположенные к иудейской вере, не могли не интересоваться и не ознакомиться с событиями, молва о которых в то время охватила окрестные страны Палестины на далекое расстояние. «Происходившее... начиная от Галилеи...»το γενομενον ρημα... αρζαμενον απο της Γαλιλαιας... – точнее слав. : «вы весте глагол, бывши по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи...»ρημα, глагол – слово, молва, а затем и то, чем они вызываются. «Начиная от Галилеи», где Господь начал открытое служение Свое после крещения (Иоан 2:1) и дал.).
  • 38. «Помазал Иисуса...» – разумеется по человечеству, как толкует Феофилакт: "так как Он уничижил Себя и приискренне приобщился нашей плоти и крови (Евр 2:14), то о Нем и говорится, что Он как человек принимает то, что имеет по естеству как Бог..." Это помазание совершилось при крещении Иисуса. «Бог был с Ним...» – прикровенное и осторожное выражение мысли о Божестве Христовом. Апостол выражается так, чтобы не подать повода к языческому представлению Божественности Иисуса, Которого язычники легко могли принять за воплощение того или другого языческого божества. Ради немощи слушателей менее говорится о Лице Христа, чем должно (ср. Злат.).
  • 39-40. - Ср. (Деян 1:8); (Деян 3:15); (Деян 5:30); (Деян 2:32); – примечания.
  • 41. Ср. (Иоан 17:6,9,11); (Иоан 6:37); (Рим 1:1); (1-е Кор 1:1); (Гал 1:1,15); (Луки 24:41-43); (Иоан 21:12).
  • 43. Ср. (Деян 3:24); (Деян 2:38); (Иоан 3:15); (Рим 3:25); (Рим 10:10).
  • 44. «Когда Петр еще продолжал...»(Деян 11:15)«когда начал говорить...» «Дух Святый сошел на всех слушавших слово...» Это единственный пример во всей апостольской истории, что Дух Св. сошел на присоединяющихся к христианскому обществу еще до крещения их. Без сомнения, это требовалось необычайною важностью событий – первого присоединения язычников к Церкви Христовой без посредства иудейства, после чего такой способ присоединения должен был получить авторитет непререкаемости. "Посмотри на домостроительство Божие, – говорит Златоуст по сему поводу, – Петр еще не успел окончить речи, и крещение еще не совершилось, ... но так как они... приняли начало учения и уверовали... то и сошел Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками... Зачем же так устраивается это дело? Для иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это..."
  • 46. «Верующие из обрезанных... изумились...» – Это изумление объясняется господствовавшим тогда убеждением, что язычники должны были быть принимаемы в Церковь Христову после того лишь, как станут прозелитами иудейства – не иначе: мнение, с которым и после этого события приходилось немало считаться (Деян 11:1) и дал.; XV гл.).
  • 47. Петр делает совершенно естественное заключение из события сошествия Св. Духа на язычников, именно – что этим сошествием устранены всякие препятствия к присоединению их с одной стороны, и всякая надобность для сего иудейских культовых посредств и постановлений – с другой. Но он считает необходимым совершить крещение принявших Св. Духа, ввиду непреложной заповеди Господа (Матф 28:18).
  • 48. «Повелел им креститься...» – по–видимому, не сам крестил их, а кто–либо из пришедших с ним (1-е Кор 1:17). «Во имя Иисуса Христа...» – см. (Деян 2:36), прим. «Просили его...», и он, конечно, удовлетворил их просьбе, утвердив их достаточно в вере христианской. О Корнилии более Дееписатель ничего не сообщает. По церковному же преданию он был впоследствии епископом Кесарии, проповедовал Христа в разных странах и скончался мученическою смертью (Чет. –Мин. Янв. 4 и сент. 13).
Ничего нет для сопоставления.