< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Глава 25

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Если будет тяжба между людьми,
    то пусть приведут их в суд и рассудят их,
    правого пусть оправдают, а виновного осудят;
  • 2. и если виновный достоин будет побоев,
    то судья пусть прикажет положить его и бить при себе,
    смотря по вине его, по счету;
  • 3. сорок ударов можно дать ему, а не более,
    чтобы от многих ударов
    брат твой не был обезображен пред глазами твоими.
  • 4. Не заграждай рта волу, когда он молотит.
  • 5. Если братья живут вместе
    и один из них умрет, не имея у себя сына,
    то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого,
    но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену,
    и жить с нею, —
  • 6. и первенец, которого она родит,
    останется с именем брата его умершего,
    чтоб имя его не изгладилось в Израиле.
  • 7. Если же он не захочет взять невестку свою,
    то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет:
    «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле,
    не хочет жениться на мне»;
  • 8. тогда старейшины города его
    должны призвать его и уговаривать его,
    и если он станет и скажет: «не хочу взять ее»,
  • 9. тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин,
    и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его,
    и скажет: «так поступают с человеком,
    который не созидает дома брату своему [у Израиля]»;
  • 10. и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого.
  • 11. Когда дерутся между собою мужчины,
    и жена одного [из них] подойдет,
    чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его,
    и протянув руку свою, схватит его за срамный уд,
  • 12. то отсеки руку ее: да не пощадит [ее] глаз твой.
  • 13. В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие;
  • 14. в доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая;
  • 15. гиря у тебя должна быть точная и правильная,
    и ефа у тебя должна быть точная и правильная,
    чтобы продлились дни твои на земле,
    которую Господь Бог твой дает тебе [в удел];
  • 16. ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду.
  • 17. Помни, как поступил с тобою Амалик
    на пути, когда вы шли из Египта:
  • 18. как он встретил тебя на пути,
    и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился,
    и не побоялся он Бога;
  • 19. итак, когда Господь Бог твой
    успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле,
    которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею,
    изгладь память Амалика из поднебесной;
    не забудь.

1.Об организации суда см. Втор 16.18–20; Втор 17.8–13.

3.В предупреждение увлечения со стороны палача раввины позднейшего времени постановили, что высшей мерой телесного наказания должны быть 39 ударов. На этом основании и Ап. Павел, будучи неоднократно присуждаем еврейским судом к телесному наказанию, подвергался «сорока ударам без одного» (2Кор 11:24).

4.«Высший смысл этого ясно показал нам божественный апостол (1Кор 9.9–11). Но благочестен и тот смысл, который представляется с первого взгляда. Ибо несправедливо не вкусить плода тому, кто возделал землю, и с трудом обмолачивает снопы» (блаж. Феодор., Толк. на кн. Втор., вопр. 31). См. пр. к (Втор 14:21)

5-10.- Исключением из запрещенных браков в близких степенях родства является брак с женою умершего бездетным брата, так называемый левиратный (levif — деверь) брак, имевший своей целью поддержание «имени почившего в израиле». За неимением брата, бездетную вдову должен был взять ближайший родственник. Делая левиратное постановление, Моисей вводил не новый закон, а только сообщал юридическую силу древнему обычаю, существовавшему у евреев и некоторых других народов. Первый библейский пример левиратного брака встречаем в семействе сына патриарха Иакова — Иуды (Быт 38:1). Правда, Моисей несколько ослабляет обязательность исполнения древнего обычая, но обставляет это отступление такими формальностями, которые имеют характер косвенного побуждения к тому, чтобы эти отступления не были слишком частыми (ср. блаж. Феодорита вопр. 32 на кн. Втор.).

11-12.- Помимо своей безнравственности, запрещаемый прием борьбы опасен для здоровья и может оказаться вредным для потомства потерпевшего.

13-16.- Номинальный вес гири и номинальный объем ефы должны соответствовать их фактической величине.

17-19.- См. Исх 17.8–16. Позднее, амаликитяне были разбиты Саулом (1Цар 15.1–8) и окончательно уничтожены при Езекии (1Пар 4.41–43).