- 1. Начальнику хора.
На Шошанниме.
Псалом Давида. - 2. Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей].
- 3. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать;
вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. - 4. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя,
истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]. - 5. Ненавидящих меня без вины больше,
нежели волос на голове моей;
враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились;
чего я не отнимал, то должен отдать. - 6. Боже! Ты знаешь безумие мое,
и грехи мои не сокрыты от Тебя. - 7. Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя,
Господи, Боже сил.
Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев, - 8. ибо ради Тебя несу я поношение,
и бесчестием покрывают лице мое. - 9. Чужим стал я для братьев моих
и посторонним для сынов матери моей, - 10. ибо ревность по доме Твоем снедает меня,
и злословия злословящих Тебя падают на меня; - 11. и плачу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне;
- 12. и возлагаю на себя вместо одежды вретище, —
и делаюсь для них притчею; - 13. о мне толкуют сидящие у ворот,
и поют в песнях пьющие вино. - 14. А я с молитвою моею к Тебе, Господи;
во время благоугодное, Боже,
по великой благости Твоей услышь меня
в истине спасения Твоего; - 15. извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне;
да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; - 16. да не увлечет меня стремление вод,
да не поглотит меня пучина,
да не затворит надо мною пропасть зева своего. - 17. Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя;
по множеству щедрот Твоих призри на меня; - 18. не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю;
скоро услышь меня; - 19. приблизься к душе моей, избавь ее;
ради врагов моих спаси меня. - 20. Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое:
враги мои все пред Тобою. - 21. Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог,
ждал сострадания, но нет его, —
утешителей, но не нахожу. - 22. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
- 23. Да будет трапеза их сетью им,
и мирное пиршество их — западнею; - 24. да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть,
и чресла их расслабь навсегда; - 25. излей на них ярость Твою,
и пламень гнева Твоего да обымет их; - 26. жилище их да будет пусто,
и в шатрах их да не будет живущих, - 27. ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют,
и страдания уязвленных Тобою умножают. - 28. Приложи беззаконие к беззаконию их,
и да не войдут они в правду Твою; - 29. да изгладятся они из книги живых
и с праведниками да не напишутся. - 30. А я беден и страдаю;
помощь Твоя, Боже, да восставит меня. - 31. Я буду славить имя Бога [моего] в песни,
буду превозносить Его в славословии, - 32. и будет это благоугоднее Господу,
нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами. - 33. Увидят это страждущие и возрадуются.
И оживет сердце ваше, ищущие Бога, - 34. ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.
- 35. Да восхвалят Его небеса и земля,
моря и все движущееся в них; - 36. ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины,
и поселятся там и наследуют его, - 37. и потомство рабов Его утвердится в нем,
и любящие имя Его будут поселяться на нем.
2-4.- "Воды дошли до души". Воды - означают обилие бедствий, "до души" - жизни. Бедствия Давида так многочисленны, что угрожают его жизни. Эта действительно было во времена Саула, очень неразборчивого в средствах и весьма изобретательного в способах преследования Давида, почему последний никогда не мог быть спокоен и уверен даже в одном дне. - "Я погряз в глубоком болоте и не на чем стать" - Давид погружен в бедствия, как в тинистую почву и под ногами нет твердой опоры; все время преследований от Саула Давид не имел спокойствия и уверенности в своей безопасности. "Глубина вод и быстрое течение" - образы силы бедствия, способных уничтожить того, кого они постигают, как буря на море бесследно поглощает свои жертвы. При таких многочисленных и грозных бедствиях Давид немолчно взывает к Богу о помощи, так что он изнемог от этой молитвы, он утомился от высматривания, не приближается ли к нему Божественная помощь. Последние выражения указывают высокую степень напряженности молитвы к Богу, какая подсказывалась опасностью положения Давида.5.Давид после предшествующего образного и общего описания своего положения переходит теперь к более частному его изображению. Он указывает на обилие своих врагов, которых больше, чем волос на его голове, они его ненавидят, но незаслуженно, безвинно ("без вины и несправедливо"); Давиду приходится отвечать за то, чего он не делал ("чего я не отнимал, то должен отдать"). Известно, что Саул приписывал ему честолюбивые замыслы, видел в нем опасного соперника, домогающегося престола, каким Давид не был, так как его возвышение в народе, а отсюда и приближение к престолу, было не результатом его честолюбивых происков, а осуществлением на нем Божественного предопределения. Подобному же преследованию подвергался и Иисус Христос, Которого фарисеи представили на суд пред Каиафой и Пилатом, как виновника в том, что Он самозванно приписывает Себе сыновство от Бога и стремится сделаться царем над Иудеей (Мф 26:63-65); (Мф 27:11), тогда как то и другое принадлежало Ему по самой Его природе, так что данное место псалма имеет и преобразовательный смысл.6-8.- Настоятельность и неусыпность своей молитвы к Богу Давид оправдывает горячим исповеданием пред Ним своей невинности и тяжести бедствий. Ведь Ты, Господи, знаешь все мое поведение и мои грехи, знаешь, поэтому, как незаслуженно то, что я терплю. Помоги мне, чтобы моя гибель не смутила тех, кто близок ко мне и кто не сомневается, что Ты можешь спасти праведника. - "Ради Тебя несу я поношения" - Давид страдает из-за Господа. Господь помазал его в цари над евреями. Саул же преследовал его, как искателя престола, поэтому помощь Давид и может и должен искать только у Бога.9-10.- "Чужим стал я для братьев моих" - от Давида сторонилась и его родная семья. Саул подозрительно относился ко всем, входившим в сношения с Давидом и ставил этому препятствия, чтобы лишить его всякой поддержки со стороны. А такую поддержку естественнее всего могла оказать Давиду его семья, которая, из боязни навлечь на себя и на Давида большие бедствия, очевидно, избегала вступать с ним в сношений. Другой причиной бедствий Давида и гонений на него от Саула было благочестие первого и нечестие второго. Давид всегда пользовался благосклонностью еврейских священников, так как они видели, как Давида "снедает ревность по доме" Божием, видели в нем горячее и искреннее благочестие, о проявлениях этого благочестия в данное время не говорит ни этот псалом, ни исторические книги. Вероятно, они выражались в почтении к священническому классу, любви к богослужению при скинии и в возможной при его положении заботливости о благолепии последней. Этим же благочестием не обладал Саул и его приближенные. Они полагались на свою силу и были поборниками грубого ее применения; над благочестием Давида смеялись, а тем смеялись над Богом. Чем в них было меньше веры, тем сильнее они преследовали и ненавидели Давида.
Это необыкновенное благочестие Давида, его "ревность к дому Божию" - скинии - с особенной силой проявилась и в его потомке - Христе, ревновавшем о восстановлении святости Иерусалимского храма изгнанием из него торжников (Ин 2:3-17) ст.).11-13.- Сила и обилие бедствий, перенесенных Давидом, не встречала естественного, даже чисто животного сострадания и активного проявления сочувствия среди народа, а вызывала глумление над ним. Когда он налагал на себя особенный пост или одевался во вретище, обычные знаки выражения у евреев переживаемых горестей, над Давидом смеялись. Над ним глумились знатные, судьи ("сидящие у ворот") и праздные ("пьющие вино"). Неприязненное отношение к Давиду широко распространялось.
Все последующее содержание псалма (14-35 ст.) представляет молитву Давида о своем спасении.14."В истине спасения" - действительное спасение, т. е. не только облегчи меня в настоящем положении, но дай мне прочное, истинное и несокрушимое от внешних врагов спасение.16."Да не затворит надо мною пропасть зева своего", не дай погибнуть мне в глубине бедствий вод, не допусти поверхности воды сделаться надо мною ровной. Предмет, брошенный в воду, рассекает ее, образуя воронку. По мере погружения предмета и удаления воздуха из этой воронки, последняя суживается и, наконец, поверхность воды принимает прежний, ровный вид ("затворяет зев свой"). Смысл - не дай бесследно и безвыходно погибнуть мне.18.Давид называет себя "рабом" или в том смысле, что он молод, неопытен и нуждается в поддержке со стороны, или в том, что он - Его слуга, преданный только Ему, а потому и ждущий защиты только от Него, как своего господина.19."Ради врагов моих спаси меня" - не дай торжествовать надо мною врагам, так как это торжество содействовало бы в них развитию к Тебе еще большего неверия, утверждая мысль о Твоем бессилии защитить своих чтителей.21-22.- "Поношение сокрушило сердце мое" - меня окружают враги со всех сторон и я, не находя нигде сочувствия, мог ожидать только издевательства (поношение) и страдания, от чего потерял мужество.
Отношение врагов к Давиду полно зложелательства. Как измученный преследованиями, он нуждается в сочувствии, ободрении и деятельной помощи, ему же вместо того дают при жажде "уксус", а при голоде - "желчь". Желчь - растение горького вкуса, похоже на полынь, "уксус" - одуряющий напиток кисловатый, уксусный, обладающий свойством притуплять на некоторое время сознание: Давиду дают то, что ослабляет его силы и делает его еще более беспомощным. Этот образ для характеристики отношений врагов Давида к последнему, нашел полное, фактическое осуществление на личности Христа, когда Ему на кресте поднесли и желчь и оцта (Мф 27:34,48).23-24.- "Да будет трапеза их сетью им". Под трапезой можно разуметь все внешнее довольство, богатство врагов Давида. Пусть их счастье обратится в несчастие, т. е. накажи их отнятием внешних благ; так как в этих внешних благах они видят ценность жизни и не стесняются в средствах приобретения их, то пусть будет за это воздано им и пусть довольство их навлечет на них кару.
"Очи помрачи", "чресла расслабь" - лиши их радостного, счастливого вида и согни их спину под тяжестью бедствий.26."Жилище их да будет пусто" - лиши внешнего богатства, "в шатрах их да не будет живущих" - лиши и детей.27.Все это за то, что они и так тяжелое положение, ниспосланное Давиду Богом, еще более увеличивают своим к нему зложелательным отношением, как бы тем поправляя Бога в Его отношении к Давиду и как бы осуждая Его за пристрастие к своему избраннику.28.Приложить "беззаконие к беззаконию" - наложить на них наказание соответственно всей сумме их грехов. - "Да не войдут они в правду Твою" - пусть не получат оправдания от Тебя. Молитва Давида о таком наказании врагов есть молитва к Богу о правосудии, о возмездии врагам соответственно совершенным ими поступкам.32.Кара и гибель врагов и спасение Давида наполняет последнего благодарным чувством, которое он проявит в составлении песен. Такой, полный искреннего благоговения вид восхваления Бога будет приятнее Ему внешней жертвы из тельца, сжигаемого и рогами с копытами.33-35.- стихи написаны Давидом, а отсюда и весь псалом, уже по окончании гонений, так как здесь писатель приглашает весь мир хвалить Бога за Его милости к праведникам, оказанные ниспосланием помощи и спасением от бедствий.36-37.- стихи, изображающие Сион и иудейские города разрушенными, а евреев обитающими вне Палестины, чего не было во время Давида, присоединены к псалму, очевидно, во время плена, когда евреи словами этого псалма молились Богу.
По 5, 10 и 22 ст. псалом называется мессиански-прообразовательным.



