- 1. Начальнику хора.
Сынов Кореевых.
Псалом. - 2. Слушайте сие, все народы;
внимайте сему, все живущие во вселенной, — - 3. и простые и знатные, богатый, равно как бедный.
- 4. Уста мои изрекут премудрость,
и размышления сердца моего — знание. - 5. Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:
- 6. «для чего бояться мне во дни бедствия,
когда беззаконие путей моих окружит меня?» - 7. Надеющиеся на силы свои
и хвалящиеся множеством богатства своего! - 8. человек никак не искупит брата своего
и не даст Богу выкупа за него: - 9. дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,
- 10. чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
- 11. Каждый видит, что и мудрые умирают,
равно как и невежды и бессмысленные погибают
и оставляют имущество свое другим. - 12. В мыслях у них, что домы их вечны,
и что жилища их в род и род,
и земли свои они называют своими именами. - 13. Но человек в чести не пребудет;
он уподобится животным, которые погибают. - 14. Этот путь их есть безумие их,
хотя последующие за ними одобряют мнение их. - 15. Как овец, заключат их в преисподнюю;
смерть будет пасти их,
и наутро праведники будут владычествовать над ними;
сила их истощится;
могила — жилище их. - 16. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней,
когда примет меня. - 17. Не бойся, когда богатеет человек,
когда слава дома его умножается: - 18. ибо умирая не возьмет ничего;
не пойдет за ним слава его; - 19. хотя при жизни он ублажает душу свою,
и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе, - 20. но он пойдет к роду отцов своих,
которые никогда не увидят света. - 21. Человек, который в чести и неразумен,
подобен животным, которые погибают.
2-3.- Писатель приглашает всех живущих на земле выслушать изречение, которое он намерен сообщить. Обращение ко всему живущему указывает на важность этого сообщения. Такой прием воззваний довольно обычен в Библии (см. (Втор 31:1); (Ис 1:2) ст. и др.).5.Писатель внимательно прислушивается к голосу, говорящему внутри его. Это указывает как на то, что сообщаемое им не есть плод человеческого измышления, но Божественное откровение, так и на то, что к этой "Загадке", непонятной на первых порах речи, требуется особенное внимание.6.Самая загадка приводится в означенном стихе, а остальное содержание псалма представляет раскрытие и подтверждение ее истинности. Перевод с евр. не особенно понятен. Выражение "путей", по-еврейски "hageb" значит собственно "пята", а отсюда "Запинатель, гонитель". Тогда все выражение получает такой вид: "для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие моих запинателей окружит меня?" Нет смысла, не должно бояться, хотя бы враги окружили меня со всех сторон, и я должен буду погибнуть от них.7-10.- Смерть, которая постигает меня, неизбежно постигнет и нечестивых и сильных моих преследователей. Эта смерть постигнет вас, самоуверенные богачи! От этой смерти никому невозможно откупиться, так как "дорога цена искупления души их" - так как слишком дорога, непосильна для человека цена, которою бы можно было освободить ("искупление") жизнь ("души") от смерти. Этого не в силах сделать человек. Из людей все должны умереть.11-12.- Если же смерть - неизбежный удел всего живущего, то жалка привязанность человека к земному, жалка его вера в несокрушимость своих материальных приобретений, жалко его стремление увековечить себя, назвав свои земли своими именами.
Такая забота о бессмертии в потомстве есть болезненное самообольщение и вредное.13-14.- Нечестивый человек до смерти не получает известности, о которой он так заботился при жизни. По смерти он уподобляется животным, безвестно погибающим, хотя бы другие и следовали, подражали этим нечестивцам в приемах их действий.15-16.- Когда нечестивые умрут, то Бог заключит их в преисподнюю, там стережет их, как овец, смерть. Они навсегда остаются в могиле. Праведник же "наутро", т. е. тотчас после смерти будет "владычествовать", будет награжден, так как Бог избавит душу его от преисподней, примет его к Себе. В этих стихах выражается учение о загробном существовании людей по смерти. Нечестивые всегда остаются в месте мрачном, а праведники находятся пред Богом и освобождаются от этого тяжелого мрака. Ясного представления о жизни за гробом нет, но есть противоположение существованию в шеоле жизни пред Богом: первое - могила, власть смерти, а второе - жизнь, близость к Богу.17-18.- Понятно, что если по смерти производится справедливая оценка земной жизни, то не должно на земле бояться расширения власти нечестивого, потому что великое на земле оказывается ничтожным по смерти.19.Этот стих, по заключающейся в нем мысли, можно бы представить в таком распределении выражений: "хотя при жизни он ублажает душу свою" (разумеется речами, которые слышит о себе): "прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе", т. е. нечестивому при жизни многие льстят, что он хорошо делает, когда живет удовлетворением своих потребностей.20.От этих отзывов для него нет никакой пользы: по смерти он идет за своими предками, которые никогда не увидят света, а будут находиться во мраке шеола. Здесь в учении о загробном существовании вносится новая черта: жизнь в шеоле есть жизнь мрака, противоположная тому свету, каким пользовался человек на земле. На земле же жизнь его была полна благополучия, славы и почета, а потому в шеоле наступят дни горестей, забвения и унижения, дни страданий, чего лишены (по 16 ст.) праведники, живущие вблизи Бога. В шеоле нет воздействия и помощи Бога находящемуся там.



