- 1. Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
- 2. Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
- 3. Доколе, Господи, нечестивые,
доколе нечестивые торжествовать будут? - 4. Они изрыгают дерзкие речи;
величаются все делающие беззаконие; - 5. попирают народ Твой, Господи,
угнетают наследие Твое; - 6. вдову и пришельца убивают,
и сирот умерщвляют - 7. и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».
- 8. Образумьтесь, бессмысленные люди!
когда вы будете умны, невежды? - 9. Насадивший ухо не услышит ли?
и образовавший глаз не увидит ли? - 10. Вразумляющий народы неужели не обличит, —
Тот, Кто учит человека разумению? - 11. Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
- 12. Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи,
и наставляешь законом Твоим, - 13. чтобы дать ему покой в бедственные дни,
доколе нечестивому выроется яма! - 14. Ибо не отринет Господь народа Своего
и не оставит наследия Своего. - 15. Ибо суд возвратится к правде,
и за ним последуют все правые сердцем. - 16. Кто восстанет за меня против злодеев?
кто станет за меня против делающих беззаконие? - 17. Если бы не Господь был мне помощником,
вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. - 18. Когда я говорил: «колеблется нога моя», —
милость Твоя, Господи, поддерживала меня. - 19. При умножении скорбей моих в сердце моем,
утешения Твои услаждают душу мою. - 20. Станет ли близ Тебя седалище губителей,
умышляющих насилие вопреки закону? - 21. Толпою устремляются они на душу праведника
и осуждают кровь неповинную. - 22. Но Господь — защита моя,
и Бог мой — твердыня убежища моего, - 23. и обратит на них беззаконие их,
и злодейством их истребит их,
истребит их Господь Бог наш.
1.Писатель молит Господа явить себя пред нечестивыми "Богом отмщения", т. е. не попускать более их делам, не снисходить к нечестивцам, но явиться пред ними мстителем за постоянно попираемую ими правду.3-5.- Нечестивые главенствуют на земле, они не знают препятствий для выражений и проявления своих хищных и греховных наклонностей, так что все наследие Божие, т. е. праведники, страждет от них.6-7.- Над бедными и беззащитными ("вдову и пришельца") они чинят насилия, причем верят в свою безнаказанность, отрицая Божественное всеведение и действие Его суда на земле. Они говорят "не увидит и не узнает Господь".
Нечестивые здесь представляются знающими закон о вдовах и пришельцах, данный через Моисея, поэтому под ними нужно разуметь не языческие народы, угнетавшие евреев, как иногда толкуется это место и на основании такого понимания псалом относят ко временам наступления плена вавилонского, но развращенных евреев, которые сознательно попирали закон Божий. Это нечестие было сильно распространено и являлось главным злом, подрывавшим спокойствие внутренней жизни еврейского народа.8-11.- Писатель обращается со строгим словом вразумления к таким нечестивцам. Они рассчитывают на безнаказанность в своих действиях потому, что думают, будто Господь не увидит их поступков. Такое рассуждение показывает только их крайнее невежество. Человек обладает зрением, слухом и разумом, которыми он пользуется как средствами и орудиями познания мира и соответственно с добытым знанием располагает свою жизнь и поступки. Если же человек знает, видит и понимает все, его окружающее, то разве можно думать, что Господь, давший ему эти средства познания, не видит и не знает, что делает его творение?12-13.- Вера в то, что Господь все видит и знает, вселяет в писателя уверенность, что преобладание на земле нечестивых - временно, как временно и страдание праведников, что настанут на земле бедствия, как выражение гнева и суда Божия, и тогда нечестивый погибнет, а праведник будет в покое, т. е. награжден Богом.15."Суд возвратится к правде". Значение суда на земле в том, чтобы проповедовать правду в своих решениях и защищать невинных. При главенстве на земле нечестивых это значение суда исказилось: в нем нет правды. Когда же придет Господь, то Он возвратит суду попранную правду наказанием нечестивых и установлением на земле господства благочестивых, которые тогда и сделаются достойными судиями и проводниками ее.17.На своем примере писатель доказывает проявление Божественного действия в мире: если бы Господь не помогал ему, то он давно бы погиб, ("вселиться в страну молчания" - снизойти в шеол, т. е. умереть). Очевидно, писатель был ревностным обличителем нечестивых, за что с их стороны вызывал постоянные преследования и покушения на его жизнь. Свое спасение от них он приписывает непосредственной защите Господа, которая является для него фактическим доказательством, что Господь управляет жизнью и следит за ее ходом. Если же это действительно так, то и возможно и непременно будет восстановлена на земле правда и истинный суд, о котором он говорил ранее (см. 15 ст.).19."Утешения Твои услаждают душу мою" - обетования, данные Богом в законе о том, что нечестивый непременно будет наказан, а праведник награжден, служили писателю подкреплением и ободрением во время усилившихся его бедствий.
Эту веру свою в восстановление на земле правды и суда он старается вселить и в других, когда в последующих стихах говорит, что Господь истребит всех, живущих злодейством.



