< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 10

  • Закрыть сопоставления
  • 1. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий,
    сотник из полка, называемого Италийским,
  • 2. благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим,
    творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
  • 3. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия,
    который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
  • 4. Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи?
    Ангел отвечал ему:
    молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
  • 5. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
  • 6. Он гостит у некоего Симона кожевника,
    которого дом находится при море;
    он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
  • 7. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел,
    то он, призвав двоих из своих слуг
    и благочестивого воина из находившихся при нем
  • 8. и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
  • 9. На другой день, когда они шли и приближались к городу,
    Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
  • 10. И почувствовал он голод, и хотел есть.
    Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
  • 11. и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд,
    как бы большое полотно, привязанное за четыре угла
    и опускаемое на землю;
  • 12. в нем находились всякие четвероногие земные, звери,
    пресмыкающиеся и птицы небесные.
  • 13. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
  • 14. Но Петр сказал:
    нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
  • 15. Тогда в другой раз был глас к нему:
    что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
  • 16. Это было трижды;
    и сосуд опять поднялся на небо.
  • 17. Когда же Петр недоумевал в себе,
    что бы значило видение, которое он видел, —
    вот, мужи, посланные Корнилием,
    расспросив о доме Симона, остановились у ворот,
  • 18. и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?
  • 19. Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему:
    вот, три человека ищут тебя;
  • 20. встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь;
    ибо Я послал их.
  • 21. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал:
    я тот, которого вы ищете;
    за каким делом пришли вы?
  • 22. Они же сказали:
    Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога,
    одобряемый всем народом Иудейским,
    получил от святаго Ангела повеление
    призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
  • 23. Тогда Петр, пригласив их, угостил.
    А на другой день, встав, пошел с ними,
    и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
  • 24. В следующий день пришли они в Кесарию.
    Корнилий же ожидал их,
    созвав родственников своих и близких друзей.
  • 25. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился,
    пав к ногам его.
  • 26. Петр же поднял его, говоря: встань;
    я тоже человек.
  • 27. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
  • 28. И сказал им: вы знаете,
    что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником;
    но мне Бог открыл,
    чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
  • 29. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно.
    Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
  • 30. Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа,
    и в девятом часу молился в своем доме,
    и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
  • 31. и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя,
    и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
  • 32. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром;
    он гостит в доме кожевника Симона при море;
    он придет и скажет тебе.
  • 33. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел.
    Теперь все мы предстоим пред Богом,
    чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
  • 34. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
  • 35. но во всяком народе боящийся Его
    и поступающий по правде приятен Ему.
  • 36. Он послал сынам Израилевым слово,
    благовествуя мир чрез Иисуса Христа;
    Сей есть Господь всех.
  • 37. Вы знаете происходившее по всей Иудее,
    начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
  • 38. как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета,
    и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом,
    потому что Бог был с Ним.
  • 39. И мы свидетели всего,
    что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме,
    и что наконец Его убили, повесив на древе.
  • 40. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
  • 41. не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога,
    нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
  • 42. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать,
    что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
  • 43. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него
    получит прощение грехов именем Его.
  • 44. Когда Петр еще продолжал эту речь,
    Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
  • 45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились,
    что дар Святаго Духа излился и на язычников,
  • 46. ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога.
    Тогда Петр сказал:
  • 47. кто может запретить креститься водою тем,
    которые, как и мы, получили Святаго Духа?
  • 48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа.
    Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

1.В Кесарии – см. (Деян 8:40), прим. Из полка, называемом Италийским..., т. е. полка из пригородных италийцев, в отличие от воинов, набиравшихся на службу из туземцев. Кесария была резиденцией римских прокураторов Палестины, почему при них и состоял особый полк из природных римлян или италийцев, как людей более надежных и искусных. Вероятно, и Корнилий, сотник этого полка, был тоже природный римлянин или италиец. И во всяком случае, он не был даже иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй души и природно–благочестивой настроенности (ср. ст. (Деян 10:28,34) и до (Деян 11:1,18); (Деян 15:7). Приобщение такого человека к Церкви Христовой, притом непосредственно, без всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, было событием великой важности, эпохою в истории апостольской Церкви. На эту особую важность события первого обращения ко Христу язычника указывает и то, что оно совершается при посредстве первого Апостола Христова – Петра, нарочито призываемого Богом из другого города, хотя в Кесарии находился в это время известный благовестник и креститель эфиопского вельможи – Филипп.

2.«Боящийся Бога... молившийся Богу...» Эти выражения показывают, что Корнилий был почитателем Единого истинного Бога, о Котором, вероятно, узнал из соприкосновения с иудеями и их Богопочтением, но чтил по–своему, как подсказывало ему набожное сердце, самостоятельно и независимо от форм еврейского Богопочитания.

3.«В видении ясно видел...»ειδεν εν οραματι φανερως... – «виде в видении яве...» – очевидно, в бодрственном состоянии, а не во сне (Злат.). Эта было около девятого часа дня (= 3 час. пополудни), обычного у евреев часа молитвы, когда и Корнилий молился, постившись до сего часа (ст. 30).

4.«Испугавшись...» Св. Златоуст хорошо объясняет этот испуг Корнилия: "видение произвело в нем страх, но страх умеренный, чтобы только сделать его внимательным; потом слова Ангела рассеяли этот страх, или лучше – заключающаяся в них похвала смягчила неприятное чувство страха..." «Пришли на память пред Богом...» – человекообразное выражение благоволения Божия к Корнилию за его молитвы и благотворения.

6.«Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой...» – слав. : «той речет тебе глаголы, в них же спасешься ты и весь дом твой...», греч. текст совершенно иначе: ουτος λαλησει σοι τι σε δει ποιειν, т. е. он скажет тебе, что тебе нужно делать. Этим указывается недостаточность добрых дел и благочестия – самих по себе: нужно еще освящение их верою во Христа–Спасителя, которая сообщает и цену, и основательность доброму настроению человека.

7.«Двоих из своих слуг...»δυο των οικετων αυτου..., собственно – домочадцев, вероятно – более близких к господину дома, нежели простые рабы, и отличавшихся тою же богобоязненностью, как и сам Корнилий (ст. 2).

8.«Рассказав им все...» – для того, конечно, чтобы они рассказали Петру и убедили отравиться вместе с ними к их господину (22 ст.). "Все рассказал, чтобы тем побудить его (Петра) прийти к нему, потому что он считал делом неприличным звать его в силу своего авторитета, потому–то и рассказал..." (Феофил.).

9-10.- «На другой день... около шестого часа...» – от Кесарии до Иоппии около 40–45 верст. Посланные Корнилием после 9 часа (после 3 час. вечера, ст. 3) и, вероятно, отправившиеся в тот же день вечером – могли прибыть в Иоппию на другой день к полудню (около шестого часа). «Взошел на верх дома помолиться...» Плоские крыши домов на Востоке являются весьма удобным местом для молитвы. Сюда взошел и Петр для молитвы в урочный час. «Пришел в исступление»επεπεσεν επ αυτον εκστασις... – точнее слав. : «нападе нан ужас...» – напал на него экстаз – такое состояние, когда "человек не владеет своими чувствами, будучи восхищен в мир духовный" (Феофил., ср. Злат.).

12.«В нем находились всякие четвероногие земные...»παντα τα τετραποδα της γης... – точнее слав. : «вся четвероногая земли...», все четвероногие, и т. д. По справедливому замечанию одного из толкователей: "Созерцание сие нельзя измерять человеческим способом, ибо экстаз даровал Петру иные очи..."

13.«Встань, Петр, заколи и ешь...»αναστας Πετρε, θυσον και φαγε... – точнее слав. : «восстав Петре, заколи и яждь!» "Встав, Петр, заколи и ешь!..." Деепричастие здесь означает возбуждение к повелеваемому действию (как выше, (Деян 9:11,39) и др.), не имея самостоятельного смысла наравне с двумя дальнейшими глаголами. «Заколи и ешь!.. » Видение приспособляется к ощущаемому Петром голоду и предлагает самое обычное приготовление пищи, лишь при необычности предмета потребления. Хотя в спустившемся полотне Петр мог найти и животных чистых, употребляемых в пищу, однако он отвечает на приглашение сильным огульным отрицанием – μησαμως Κυριεникакоже, Господи! – ни за что, ни в каком случае! Он отвечает так ввиду того необычайного для него безразличия, с каким голос относится к запрещенным для употребления по закону нечистым животным, а имеет в виду именно этих последних.

14.Так как голос шел из отверстого неба, то Петр отвечает ему привычным обращением «Господи!», ощущая сердцем, что видение исходило именно от Господа Иисуса Христа. Смысл и цель всего этого видения были таковы: все животные, бывшие в полотне, символически представляли все человечество: чистые животные означали народ еврейский, нечистые – язычников. Крестною смертью Христа Спасителя, как жертвою Богу, принесенною за весь мир, исходатайствовано очищение равно всем, не только иудеям, но и язычникам, которые вместе и должны войти в Церковь Христову, Царство Мессии, идеально чуждое всякой скверны или порока, как омытое и омываемое непрерывно кровью Агнца Божия. При этом дается понять и то, что для очищения язычников и вступления их в Церковь Христову не требуется никакого посредства иудейских внешних обрядов и установлений, имевших и для самого иудейства временный преходящий характер. Право на означенное вступление дается исключительно всеобъемлющим значением Крестной Жертвы Сына Божия.

16.«Си», – т. е. видение с беседою к Петру, – было трижды..." – в знак несомненной истинности виденного и слышанного к для уверения Петра в непреложности Божественного определения о сем. «И сосуд опять поднялся на небо...» – в чистую и святую область, где и нечистое стало чистым и соблюдается таковым у Бога, вместе с тем, что всегда было чистым.

17.«Петр недоумевал в себе...» Петр не сразу понял смысл видения, но таковое тотчас же начало выясняться дальнейшими событиями.

18.«Крикнув спросили...» – из повествования не видно, чтобы Петр слышал этот возглас. Далее говорится, что о посланных Корнилия ему возвестил Дух, т. е. Святый, новым внутренним непосредственным творением.

20.«Встань, сойди и иди...» Αναστας καταβηθι και πορευου...", «восстав сниди, иди...» см. выше, к 13 ст. «Нимало не сомневаясь...»μηδεν διακρι νομενος... – «ничтоже рассуждая...» – нисколько не задумываясь... Это предусмотрительное предупреждение делается ввиду известных строгих взглядов апостола, которые должны были поставить его в затруднение, последовать ли приглашению его к язычникам, общение с коими возбранялось иудейским Законом (ст. 28)?

21.«За каким делом вы пришли?.. » Опять неточность русского перевода и предпочтительная верность подлиннику текста славянского – «кая есть вина, ее же ради приидосте?»τις η αιτια, δι ην παρεστε... – какая причина, или какое дело, по которому вы прибыли?

22.«Одобряемый всем народом иудейским...», на который, очевидно, падала значительная доля милостей доброго Корнилия, подобного в этом отношении другому известному евангельскому Капернаумскому сотнику. «Послушать речей твоих...»ακουσαι ρηματα παρα σου..." – «слышати глаголы от тебе...» – выслушать от тебя речи, т. е. твою проповедь, которая должна научить меня, что надлежит мне сделать для спасения.

23-24.- «Некоторые из братий Иоппийских...» – т. е. из верующих г. Иоппии числом шесть, как видно из дальнейшего (Деян 11:12). Петр угощает посланных Корнилия, как нуждавшихся в отдыхе, и отправляется с ними лишь на другой день, вероятно, не рано, ибо в Кесарию они приходят лишь на следующий день, четвертый со дня видения, бывшего Корнилию (ст. 30). «Созвав родственников своих и близких друзей», составивших целое довольно значительное общество (27 ст.) людей, единомышленных с Корнилием, и вполне готовых вместе с этим уверовать во Христа по слову Петра. Это было первое общество чистых язычников, присоединившихся к христианству без всякого посредства иудейских культовых учреждений.

26.Петр отстраняет преклонение пред ним Корнилия не только по смирению, но и уловив в этом преклонении почесть, воздаваемую Корнилием Петру, как какому–то воплощению высшей силы, что было так свойственно языческим представлениям о богах в образе человеческом (Деян 14:11).

28.О возбранении еврею сообщаться с иноплеменником (= язычником) в законе Моисеевом, собственно, не говорится; это – мелочная строгость позднейшего раввинства, под влиянием фарисейства, развившего до такой щепетильности идею святости избранного народа. Благодаря известному влиянию фарисейских воззрений на народ, означенный взгляд на отношения к язычникам немедленно получил значение общего обычая и твердо установившегося правила – закона, что отражается и в образе действий первоверховного из апостолов. «Чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым...» – в смысле вышеуказанных фарисейских воззрений и в смысле неспособности верою во Христа очищаться и освящаться, самостоятельно от иудейства и в одинаковой степени с ним.

29.«Итак спрашиваю, для какого дела вы призвали меня?» Петр отчасти уже слышал о цели его призвания. Теперь еще раз он хочет слышать из собственных уст Корнилия и предстоявших, "чтобы они сами исповедались и сделались правыми в вере". (Феофил., ср. Злат.). Апостол обращается при этом не к одному Корнилию, но и к прочим собравшимся, предполагая в них единомысленные намерения с Корнилием и понимая свое приглашение Корнилием как последовавшее от имени всех их.

33.«Все мы предстоим пред Богом...» – благоговейное выражение веры в Бога вездесущего и всеведущего и готовности исполнить всю Его волю, ожидаемую из уст Петра.

34.«Петр отверз уста и сказал...»ανοιζας δε Πετρος το στομα, ειπεν... – «отверз же Петр уста рече...» – открыв же Петр уста, сказал... – см. к (Деян 8:35). «Истинно познаю...»επ αληθειας καταλαμβανομαι... – «по истине разумеваю...» – выражение высшей степени уверенности и несомненности.

35.«Приятен Ему...»δεκτος αυτ εστι... – приятен, т. е. принимается Им (от прийти), не отталкивается, не лишается права на участие в благодатном Царстве Христовом. Таким образом, здесь вовсе не та мысль, что можно веровать как угодно и быть угодным Богу, достаточно лишь поступать по правде естественной. Это означало бы не необходимость и веры христианской для спасения и Богоугождения, допускало бы полное религиозное безразличие, что невозможно, как невозможно – быть блаженным без Христа, вне Церкви Христовой. Мысль Петра – не о безразличии религиозном, а о безразличии национальном в деле приведения ко Христу: угодный Богу во всяком народе так или иначе приводится ко Христу, как достаточно подготовленный получает средства ко спасению в христианстве и делается праведным пред Богом. В таком духе толкует данное место и св. Златоуст: "Как? Неужели приятен Ему и принадлежащий к персам? Если он достоин, то будет приятен так, что сподобится веры. Потому он не презрел и евнуха из Ефиопии. Но что, скажут, думать о людях Богобоязненных и между тем оставленных в презрении? Нет, ни один Богобоязненный не оставляется в презрении, ибо не может, никогда не может быть презрен кто–либо из таких людей..."

36.«Он послал Слово...», т. е. Господа Иисуса Христа, Сына Своего, Сына Божия, проповедавшего Царство Божие, царство всеобщего мира и спасения на земли. «Сей есть Господь всех...» Великие слова и для иудеев, и для язычников, – великие и потому, что здесь ясно и определенно Иисус Христос именуется Господом во услышание язычников, – и потому, что Он именуется Господом всех, т. е. как иудеев, так и язычников – в том смысле, что Он всех призывает в Свое Царство, и все имеют одинаковые права на вступление в это Царство Христово.

37.«Вы знаете происходившее...» Это знание происходившего в Иудее, т. е. хотя бы важнейших событий из жизни Иисуса Христа, предполагается апостолом и потому, что слушатели жили недалеко от главных мест совершения событий, и потому, что они, как расположенные к иудейской вере, не могли не интересоваться и не ознакомиться с событиями, молва о которых в то время охватила окрестные страны Палестины на далекое расстояние. «Происходившее... начиная от Галилеи...»το γενομενον ρημα... αρζαμενον απο της Γαλιλαιας... – точнее слав. : «вы весте глагол, бывши по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи...»ρημα, глагол – слово, молва, а затем и то, чем они вызываются. «Начиная от Галилеи», где Господь начал открытое служение Свое после крещения (Иоан 2:1) и дал.).

38.«Помазал Иисуса...» – разумеется по человечеству, как толкует Феофилакт: "так как Он уничижил Себя и приискренне приобщился нашей плоти и крови (Евр 2:14), то о Нем и говорится, что Он как человек принимает то, что имеет по естеству как Бог..." Это помазание совершилось при крещении Иисуса. «Бог был с Ним...» – прикровенное и осторожное выражение мысли о Божестве Христовом. Апостол выражается так, чтобы не подать повода к языческому представлению Божественности Иисуса, Которого язычники легко могли принять за воплощение того или другого языческого божества. Ради немощи слушателей менее говорится о Лице Христа, чем должно (ср. Злат.).

39-40.- Ср. (Деян 1:8); (Деян 3:15); (Деян 5:30); (Деян 2:32); – примечания.

41.Ср. (Иоан 17:6,9,11); (Иоан 6:37); (Рим 1:1); (1-е Кор 1:1); (Гал 1:1,15); (Луки 24:41-43); (Иоан 21:12).

43.Ср. (Деян 3:24); (Деян 2:38); (Иоан 3:15); (Рим 3:25); (Рим 10:10).

44.«Когда Петр еще продолжал...»(Деян 11:15)«когда начал говорить...» «Дух Святый сошел на всех слушавших слово...» Это единственный пример во всей апостольской истории, что Дух Св. сошел на присоединяющихся к христианскому обществу еще до крещения их. Без сомнения, это требовалось необычайною важностью событий – первого присоединения язычников к Церкви Христовой без посредства иудейства, после чего такой способ присоединения должен был получить авторитет непререкаемости. "Посмотри на домостроительство Божие, – говорит Златоуст по сему поводу, – Петр еще не успел окончить речи, и крещение еще не совершилось, ... но так как они... приняли начало учения и уверовали... то и сошел Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками... Зачем же так устраивается это дело? Для иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это..."

46.«Верующие из обрезанных... изумились...» – Это изумление объясняется господствовавшим тогда убеждением, что язычники должны были быть принимаемы в Церковь Христову после того лишь, как станут прозелитами иудейства – не иначе: мнение, с которым и после этого события приходилось немало считаться (Деян 11:1) и дал.; XV гл.).

47.Петр делает совершенно естественное заключение из события сошествия Св. Духа на язычников, именно – что этим сошествием устранены всякие препятствия к присоединению их с одной стороны, и всякая надобность для сего иудейских культовых посредств и постановлений – с другой. Но он считает необходимым совершить крещение принявших Св. Духа, ввиду непреложной заповеди Господа (Матф 28:18).

48.«Повелел им креститься...» – по–видимому, не сам крестил их, а кто–либо из пришедших с ним (1-е Кор 1:17). «Во имя Иисуса Христа...» – см. (Деян 2:36), прим. «Просили его...», и он, конечно, удовлетворил их просьбе, утвердив их достаточно в вере христианской. О Корнилии более Дееписатель ничего не сообщает. По церковному же преданию он был впоследствии епископом Кесарии, проповедовал Христа в разных странах и скончался мученическою смертью (Чет. –Мин. Янв. 4 и сент. 13).