- 1. В то время царь Ирод
поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви,
чтобы сделать им зло, - 2. и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
- 3. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, —
тогда были дни опресноков, — - 4. и, задержав его, посадил в темницу,
и приказал четырем четверицам воинов стеречь его,
намереваясь после Пасхи вывести его к народу. - 5. Итак Петра стерегли в темнице,
между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. - 6. Когда же Ирод хотел вывести его,
в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями,
и стражи у дверей стерегли темницу. - 7. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу.
Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал:
встань скорее.
И цепи упали с рук его. - 8. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся.
Он сделал так.
Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. - 9. Петр вышел и следовал за ним, не зная,
что делаемое Ангелом было действительно,
а думая, что видит видение. - 10. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам,
ведущим в город, которые сами собою отворились им:
они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. - 11. Тогда Петр, придя в себя, сказал:
теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего
и избавил меня из руки Ирода и от всего,
чего ждал народ Иудейский. - 12. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна,
называемого Марком, где многие собрались и молились. - 13. Когда же Петр постучался у ворот,
то вышла послушать служанка, именем Рода, - 14. и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но,
вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. - 15. А те сказали ей: в своем ли ты уме?
Но она утверждала свое.
Они же говорили: это Ангел его. - 16. Между тем Петр продолжал стучать.
Когда же отворили, то увидели его и изумились. - 17. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как
Господь вывел его из темницы, и сказал:
уведомьте о сем Иакова и братьев.
Потом, выйдя, пошел в другое место. - 18. По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога
о том, что сделалось с Петром. - 19. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их.
Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался. - 20. Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян;
они же, согласившись, пришли к нему
и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского,
просили мира, потому что область их питалась от области царской. - 21. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду,
сел на возвышенном месте и говорил к ним; - 22. а народ восклицал: это голос Бога, а не человека.
- 23. Но вдруг Ангел Господень поразил его
за то, что он не воздал славы Богу;
и он, быв изъеден червями, умер. - 24. Слово же Божие росло и распространялось.
- 25. А Варнава и Савл, по исполнении поручения,
возвратились из Иерусалима (в Антиохию),
взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
1.«В то время...», – т. е. пока Варнава с Савлом исполняли поручение антиохиян (Деян 11:25,30).
«Ирод царь...» Это был именно Ирод Агриппа I, сын Аристовула и Вероники, внук Ирода так называемого Великого, искавшего убить Господа по Его рождении и вместо Него избившего вифлеемских младенцев (Матф 2:1) 13 и д.), племянник Ирода Антипы Галилейского – убийцы Иоанна Крестителя (Матф 14:3) и д.). Такова эта семья убийц, окровавивших свои руки самою драгоценною для христианского мира кровью... Родившись около 10 года до Рождества Христова, Ирод Агриппа воспитывался в Риме. По восшествии на престол Калигулы, получил от него тетрархию умершего дяди своего Филиппа (Матф 2:22); (Луки 3:1) и тетрархию Лисания (Луки 3:1) с титулом царя. Вскоре он объединил под своим владением и тетрархию другого дяди своего Ирода Антипы. Наконец, Клавдий Кесарь, преемник Калигулы, присоединил к его владениям и Иудею с Самарией, так что он, подобно деду, владел всею Палестиною (Флав. Археол. XVIII:7, 2; XIX:5, 1; 6, 1; О И. войне 11, 9, 6; 11, 5), причем отдельной прокуратуры римской над Палестиною уже не было. Умер 44 года по Р. X., процарствовав не более 4 лет, после чего Иудея снова была обращена в Римскую провинцию.
«Поднял руки... чтобы сделать зло...» – или заключением в темницу, или телесными наказаниями, или другими жестокими мерами, до убийства включительно, пример чего указывается далее.2.Иаков, брат Иоанна (Богослова), Зеведеев – был второй мученик христианский, на котором точно исполнилось предсказание Господа (Матф 20:23). Дополняя краткое известие Дееписателя о его мученической кончине, Церковное предание говорит, что обвинявший апостола сам обращен был ко Христу обвиняемым и вместе с ним сподобился мученической кончины (Клим. Ал. у Евсевия, Церк. Ист. II:9; Чет.–Мин., апр. 30) Так, восклицает св. Златоуст: "уже не иудеи и не Синедрион, но царь поднимает руки, чтобы сделать зло. Это высшая власть, тягчайшая брань, тем более, что была в угодность иудеям".3.«Тогда были дни опресноков...» – дни опресноков начинались со дня Пасхи и продолжались 7 дней. Если Ирод обычно пребывал в Кесарии, резиденции тогдашних иудейских правителей, то упоминание о днях опресночных дает понять, что для гонения на христиан и заключения Петра к удовольствию иудеев Ирод воспользовался своим пребыванием в Иерусалиме на празднике Пасхи; как бы то ни было низкая расчетливость, руководившая им, была такова, чтобы своими действиями угодить можно большему числу народа: вполне по–иродовски и достойно тех, кому это делалось в угоду.4.«Четырем четверицам воинов...», т. е. четырем сменам – по четыре человека в каждой. Такая усиленная охрана полагалась лишь особо важным преступникам, а в данном случае она сослужила свою службу совсем не так, как ожидалось, ибо "чем тщательнее была стража, тем более удивительно обнаружение силы Божией..." (Феофил.).
«Намереваясь после Пасхи...» В праздник, и притом такой великий, как Пасха, не позволительно было осуждать на казнь, а потому Ирод Агриппа хотел осудить Петра по окончании праздника.
«Вывести его к народу...» – для торжественного публичного суда, осуждения и смертной казни. Любитель зрелищ, воспитавшийся на кровавых зрелищах римских, царь хотел сделать народное зрелище и из осуждения и казни первоверховного апостола.5.«Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу...» Замечание дает понять, что чудесное освобождение апостола было даровано особенно по молитве за него Церкви. "Они (т. е. верующие) находились теперь в самом опасном положении. Их устрашало и то, что тот (Иаков) убит, и то, что этот (Петр) посажен в темницу... Но – они не возмущались, не производили смут, а обратились к молитве, прибегли к этой непреоборимой поборнице..." (Злат.).6.«В ту ночь...», т. е. перед тем днем, когда Ирод хотел судить Петра «Петр спал между двумя воинами...», прикованный к ним двумя цепями, как полагалось усиленною охраною (Флав. Археол. XVIII:6, 7; Плин. Ер. X:65).7.«Свет осиял темницу...» – φως ελαμψεν εν τ οικηματι... – слав. : «свет возсиял в xpаминe...» – может быть, не во всей темнице, а собственно в том отделении ее, где спал Петр. Сон Петра в такие тревожные минуты был настолько крепок, что лишь толчок мог разбудить его. "Видишь" – говорит Златоуст, – Петр спит, не предается ни унынию, ни страху. В ту самую ночь, как хотели его вывести на смерть, он спал, предав все Богу..."8.«Опояшься и обуйся...» Для того повелевает ему опоясаться и обуться, чтобы и этим внушить ему, что это не привидение, чтобы он воспрянул от сна и убедился, что это – истина; для того тотчас же и цепи упали с рук его, и сказано было: востани вскоре. Эта – слова не смущающего, но убеждающего не медлить..." (Злат.).12.«Иоанна, называемого Марком...», который потом сопровождал Варнаву и Савла в Антиохию (ст. 25). Существует несколько различных преданий об этом Иоанне Марке: по одним он – одно лицо с евангелистом Марком и Марком – племянником Варнавы (Кол 4:10). Другие – отличают его и от ев. Марка и племянника Варнавы (Чет.–Мин. 4 янь). Третьи, отличая от ев. Марка, считают племянником Варнавы (Чет.–Мин. 11 июня, житие Ап. Варнавы). Это разногласие, конечно, не может говорить против полной исторической достоверности повествуемого в настоящем месте книги Деяний.15.«В своем ли ты уме?.. » – греч. μαινη... – слав. : «беснуешися–ли?.. », т. е. безумствуешь? Настолько казалось удивительным и невероятным сообщаемое.
«Это Ангел его» Как всегда бывает в случаях растерянности пред чем–либо маловероятным и необъяснимым, стараются подыскать объяснение совершающемуся не менее трудное и чудесное, и столь же мало объясняющее возможность невероятного. Учение об Ангеле–хранителе и руководителе спасения каждого человека могло основываться и подтверждаться на учении Господа об Ангелах младенцев. Известно это учение и Апостолу Павлу (Евр 1:14).16.«Когда отворили...» – уже не одна служанка, а все собравшиеся устремляются к пришедшему и отворяют ему двери.17.«Уведомьте Иакова...», т. е. предстоятеля Церкви Иерусалимской, брата Господня, «и братьев...», т. е. остальных верующих – для их успокоения.
«Пошел в другое место...», что требовалось благоразумною осторожностью и вполне согласовалось с наставлением Господа (Матф 10:23). "Не искушал Бога и не подвергал сам себя опасности, ибо и это они делали только тогда, когда им было повелеваемо..." (Злат.). Существует древнее предание, что Петр был в Риме в первые годы царствования Клавдия (Иерон. cata1. с. I; Евсев. Церк. Ист, II:14–15). Если так, то удобнейшим временем к такому путешествию Петра было именно рассматриваемое время. Это было, по всей вероятности, в 44–й год по Р. Х., после иудейской Пасхи, в 4–й год царствования Клавдия. О Петре, после сего удаления в другое место, не упоминается Дееписателем до самого апостольского собора (гл. XV).
В течение этого времени (несколько лет) он вполне мог совершить предполагаемое путешествие – и в целях лучшей безопасности, и в удовлетворение своей ревности, увлекшей его проповедовать Христа в самом центре жизни тогдашнего мира.19.«Отправился в Кесарию...», обычную тогда резиденцию римских правителей Иудеи. Праздник Пасхи окончился, и он мог оставить Иерусалим; притом ему и неудобно было теперь оставаться в Иерусалиме, ему должно было быть стыдно пред той частью народа с Синедрионом во главе, которую он только что так обнадежил даровым зрелищем казни апостола.20.Описывая смерть Ирода непосредственно за рассказом об освобождении Петра, Дееписатель имеет в виду представить эту смерть, как Божию казнь Ироду за гонение Церкви Христовой.
«Ирод был раздражен...» – по какой причине, неизвестно.
«Власта, постельника царского...» – τον επι τοϋ κιτωνος του Βασιλεως... – главного служителя при особе царя, хранителя его жизни и сокровищ. Такие служители очень часто делались и высшими сановниками государства, пользуясь большим влиянием на царя и государственные дела (ср. (Деян 8:27).
«Просили мира...», нарушенного раздражением, – дружественных отношений, особенно необходимых ввиду угрожавшего голода (Злат.). Большую часть зернового хлеба финикияне получали из Палестины, будучи сами преимущественно торговым, а не земледельческим народом. Поэтому Ирод без войны мог весьма навредить им, что и вынуждало их просить его о мире.21-23.- Прием послов происходил в особо назначенный день в торжественной публичной аудиенции.
«Одевшись в царскую одежду...» – по сказанию Флавия – вытканную из серебра.
Иудейский историк Иосиф Флавий довольно подробно рассказывает об обстоятельствах смерти Агриппы, с некоторыми подробностями и отличиями (Археол. XIX:8, 2; ср. XVIII:6,7) при общем сходстве с Дееписателем. Так, царь, по Иосифу, присутствовал в Кесарии на играх в честь Кесаря; в один из дней этих игр вполне мог состояться и прием послов царем. Его великолепные, сребротканые одежды блестели на солнце ослепительным сиянием; это и давало льстецам повод к самым неумеренным похвалам, в которых они называли его богом и вверяли себя его милости (θεον προσαγορευοντες). Царю, по–видимому, была по сердцу такая низкая лесть, что тотчас же и не замедлило навлечь на него гнев Божий: увидя над собою филина, он впал в суеверный страх и вместе почувствовал такую жестокую резь в животе, что на руках отнесен был немедленно во дворец, где после 5–дневных мучений скончался.
Страх Агриппы пред филином объясняется тем, что в Риме Агриппе было сделано одним авгуром предсказание, что он умрет, когда увидит во второй раз над собою филина. Когда это последнее случилось, Агриппа заболел, с ужасом вспомнив о предсказании. Это объяснение не устраняет другого, более серьезного, у Дееписателя, который причину и начало болезни полагает в невидимом поражении Ирода Ангелом. Не противоречат оба рассказчика и в указании продолжительности Иродовых мучений – Иосиф, прямо указывая пять дней, а Лука, выражаясь менее определенно, – «будучи изъеден червями, умер...»
Рассказ о смерти Ирода важен своею хронологическою датою (44 г.), позволяющею определять время собственно христианских предшествовавших и последовавших событий.25.Ср. (Деян 11:28-30).



