- 1. После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;
- 2. и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу,
родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии,
и Прискиллу, жену его, —
потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, —
пришел к ним; - 3. и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал;
ибо ремеслом их было делание палаток. - 4. Во всякую же субботу он говорил в синагоге
и убеждал Иудеев и Еллинов. - 5. А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей,
то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям,
что Иисус есть Христос. - 6. Но как они противились и злословили, то он,
отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших;
я чист;
отныне иду к язычникам. - 7. И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту,
которого дом был подле синагоги. - 8. Крисп же, начальник синагоги,
уверовал в Господа со всем домом своим,
и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. - 9. Господь же в видении ночью сказал Павлу:
не бойся, но говори и не умолкай, - 10. ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла,
потому что у Меня много людей в этом городе. - 11. И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию.
- 12. Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии,
напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, - 13. говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону.
- 14. Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям:
Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел,
то я имел бы причину выслушать вас, - 15. но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем,
то разбирайте сами;
я не хочу быть судьею в этом. - 16. И прогнал их от судилища.
- 17. А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги,
били его перед судилищем;
и Галлион нимало не беспокоился о том. - 18. Павел, пробыв еще довольно дней,
простился с братиями и отплыл в Сирию, —
и с ним Акила и Прискилла, —
остригши голову в Кенхреях, по обету. - 19. Достигнув Ефеса, оставил их там,
а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. - 20. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился,
- 21. а простился с ними, сказав: мне нужно непременно
провести приближающийся праздник в Иерусалиме;
к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу.
И отправился из Ефеса.
(Акила же и Прискилла остались в Ефесе). - 22. Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим,
приветствовал церковь и отошел в Антиохию. - 23. И, проведя там несколько времени, вышел,
и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию,
утверждая всех учеников. - 24. Некто Иудей, именем Аполлос,
родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях,
пришел в Ефес. - 25. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом,
говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. - 26. Он начал смело говорить в синагоге.
Услышав его, Акила и Прискилла приняли его
и точнее объяснили ему путь Господень. - 27. А когда он вознамерился идти в Ахаию,
то братия послали к тамошним ученикам,
располагая их принять его;
и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, - 28. ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно,
доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
1.Коринф – знаменитейший в древности, большой торговый и богатый город, на перешейке между Эгейским и Ионийским морями, с двумя гаванями на восточной и западной стороне, резиденция в то время римского правителя – проконсула.2.Иудей, именем Акила, и жена его Прискилла, – вероятно, еще не были тогда просвещены верою Христовою, и Павел остановился у них благодаря не одинаковости веры, а одинаковости ремесла. Впрочем, вероятно, вскоре все они были обращены в христианство апостолов (см. ст. 26).
Акила – греческое произношение латинского имени Аквила; каково было еврейское имя его, неизвестно.
Родом Понтянина – жителя Мало–Азийской провинции Понта, примыкавшей к Черному морю.
Об изгнании иудеев из Рима, по указу императора Клавдия, говорит римский историк Светоний (гл. 25 жизнеописания Клавдия), сообщая, что поводом к этому были возмущения иудеев, производимые каким–то иудейским возмутителем, выдававшим себя за Христа. Когда, по смерти Клавдия, многие из изгнанных иудеев стали возвращаться опять в Pим (Деян 28:17) и д.), и Акила с Прискиллою поступили также (Рим 16:3).
Прискилла – уменьшительное имя от латинского Приска.3.«Делание палаток» – для путешественников, для военных надобностей и т. п. – было довольно обычным и выгодным ремеслом. Павел был обучен ему – по обыкновению того времени обучать детей своих какому–либо ремеслу, хотя бы это были дети богатых родителей, чтобы обеспечить им полную независимость в средствах пропитания. На эту независимость много раз ссылается Павел, как на одно из немаловажных условий успеха своей проповеди (Деян 20:34); (1-е Кор 4:12); (1Сол 2:9); (2Сол 3:8).4.«Говорил... убеждал...» в синагоге, что предполагает само собою разговорный способ проповеди, дозволявшийся в синагогах, как видно и из Евангелия (Иоан 4:25-54). Из дальнейшего (6 ст.) видно, что проповедь апостола не приносила вначале желанных плодов («противились и злословили»), так что и для подкрепления апостола потребовалось нарочитое явление ему Господа (9–10 ст., ср. (1-е Кор 14:9,18).5.«Пришли из Македонии Сила и Тимофей...» – см. (Деян 17:14).
«Понуждаем был духом...» – выражение, указывающее на особое напряженное состояние духа апостола, в противовес особо упорному противлению иудеев.6.«Отрясши одежды свои...» – то же, что отрясти прах от ног своих (Деян 13:51) – выражение решительного разрыва и отделения от неверующих.
«Кровь ваша на главах ваших...» (Матф 23:35); (Матф 24:25) – т. е. ваша вина, ваша и расплата за нее – кровавыми наказаниями Божиими, возвещенными в Евангелии, и вечною гибелью.
«Я чист...» – поскольку исполнил все от меня зависящее, чтобы вы познали истину и, познав, отвратили от себя не только временную, но и вечную гибель, уготованную непокорным (Рим 1:32); (Рим 6:16,21,23); (Рим 7:5-10,13) и др.).
«Отныне иду к язычникам...» – ср. (Деян 13:46).7.Переход апостола к проповеди язычникам и поселение в доме подле синагоги, являя его возбужденное состояние и решительность характера, сообразовалось сего правилом возбуждать ревность сродников своих по плоти (Рим 11:14). "Поселился в соседнем доме, чтобы это самое соседство возбудило в них ревность, если бы они захотели" (Злат.). И действительно, столь решительная и величавая мера не замедлила произвести свое спасительное для многих действие. Пример подал сам начальник синагоги (ср. (Деян 13:15), Крисп, один из немногих крещеных самим апостолом (1-е Кор 1:14). Этот Крисп был впоследствии епископом на острове Егине, у берегов Греции, в Саронском заливе (Чет.–Мин., Янв. 4).9.«В видении...» – не во сне, хотя и ночью, а именно в видении, в бодрственном состоянии (ср. (Деян 16:9). Возможно, что под влиянием тягостного чувства и опасений открытого возмущения иудеев апостол думал оставить Афины или ослабить проповедь, подобно Иеремии (Деян 20:7) и д.). Посему Господь и воодушевляет его, заповедуя не бояться и не умолкать и обещая Свою помощь и заступление.10.«У Меня много людей в сем городе...» Под этими людьми, коих Господь называет Своими, разумеются не только обратившиеся уже к Нему и известные Павлу, но главным образом (ср. (Иоан 10:16); (Иоан 11:52) имеющие обратиться к Нему, предоставленные к вечной жизни в этом городе (Деян 13:48).12.«Во время проконсульства Галлиона в Ахаии...» По римскому разделению провинций, Ахаия обнимала всю собственно Грецию со включением и Пелопоннеса. Сначала, как сенатская провинция, она управлялась проконсулами; потом же, при Тиверии, сделавшись императорскою, стала управляться прокураторами. Но Клавдий опять отдал ее сенату и под управление проконсулов. В описываемое Дееписателем время (53–54 годы по Р. X.) проконсулом Ахаии упоминается Юний Анней Галлион, брат известного философа Сенеки, воспитателя Неронова, умерший так же, как и Сенека, от руки Нерона. Фамилия Галлион принята им от усыновителя своего – ритора Л. Юния Галлиона, прежде же того он назывался Юлий Анней Новат. По отзыву брата его Сенеки, это был весьма мягкий, честный, человеколюбивый и опытный правитель, что согласно и с рассказом Дееписателя.13.«Чтить Бога не по закону...» – глухое выражение, имеющее в виду указать, вероятно, на деятельность Павла, как вообще на нечто разрушительное для законов и, в частности, для закона Моисеева.14-15.- Галлион совершенно справедливо отклоняет от себя возбужденное иудеями дело, объявляя его не подлежащим судебному разбирательству, как дело скорее научной, а не судебной компетенции.
«Об учении и об именах», – вероятно – именах Мессии, предвозвещенных в Ветхом Завете, которые разбирал Павел, доказывая, что Иисус есть истинный Мессия (ст. 5).
«О законе вашем...» – верный взгляд Галлиона на это дело, как дело, не касающееся законов римских, охранение которых лежало на обязанности проконсула.16-17.- «Прогнал их...», очевидно, силою, вызванный к тому, вероятно, обычною назойливостью иудеев, добивавшихся осуждения Павла с нарушением порядка и всякого приличия. Изгнание иудеев из судилища сопровождалось побоями их, в чем приняли участие, кроме слуг проконсула, все Еллины, т. е. из бывших тут, причем более всех пострадавшим был Сосфен, начальник синагоги (вероятно, преемник Криспа), расправа с которым должна была дать особенную острастку остальным иудеям. Этот Сосфен был потом обращен апостолом ко Христу, был его сотрудником (1-е Кор 1:1) и после епископом в Колофоне, в Малой Азии (Чет.–Мин. Янв. 4).
«Галлион ни мало не беспокоился о том», что иудеям причинялась уже явная обида (ст. 14), подлежавшая судебным полномочиям проконсула. Так исполнилось обещание Господа апостолу, что никто не сделает ему зла; напротив пострадали лишь сами пытавшиеся причинить это зло. Вероятно, Галлион отнесся так безучастно к расправе над иудеями, находя, что суд толпы исполняет в данном случае только то, что должен был сделать сам закон в применении к нарушившим всякое к нему уважение назойливо противозаконными домогательствами.18.Здесь и текст несколько неясен, и событие упоминаемое несколько загадочно. Неясно прежде всего то, к кому относится выражение остригши голову, так как, кроме Павла как главного действующего лица в этом повествовании, это может быть отнесено и к Акиле, имя которого, по–видимому, недаром и поставлено в греческом тексте позади имени жены (Прискилла и Акила), в непосредственной близости с данным событием. Как бы то ни было, и Павел, и Акила могли допустить над собою еврейский обряд, без большого соблазна для верующих и без особого противоречия своим убеждениям. Известно из дальнейшего, что Павел участвует в совершении подобного обряда в Иерусалиме по совету старейших апостолов (Деян 21:22) и дал., ср. (Деян 16:3).
Что касается значения самого факта острижения головы по обету, то это было, вероятно, христианизированное исполнение ветхозаветного закона о назорействе по обету (Чиc VI гл.). По этому закону дававший Богу обет назорейства на известное определенное время не должен был, между прочим, стричь волосы на голове своей; острижение совершалось только или по истечении срока обета, или в случае осквернения обета (предусмотренных законом), когда самый обет предписывалось начинать снова. Так как все эти обряды соединялись с принесением жертвы и, следовательно, могли иметь место только при храме, исключение чего едва ли допускалось для живущих в рассеянии и путешествующих, то упоминаемое Дееписателем острижение главы означало, вероятно, окончание какого–либо частного обета, для коего апостол воспользовался узаконенным символом.
«В Кенфеях...» – Кенфейская гавань к востоку от Коринфа, откуда Павел со спутниками отплыл в Сирию.19.Ефес – главный город малоазийской провинции Ионии, входившей в состав так называвшейся тогда проконсульской Азии (Асии, см. прим. к (Деян 16:6), большой торговый приморский город, центр деятельности св. Апостола Иоанна Богослова. Упоминаемое здесь посещение Ефеса было первым для апостола язычников.20-21.- Обычная проповедь Ап. Павла в синагоге пришлась, по–видимому, по сердцу ефесских иудеев, которые «просили его побыть у них долее», но "приближающийся праздник в Иерусалиме", – вероятно, Пасхи или Пятидесятницы – было «нужно непременно провести» апостолу (почему? неизвестно) в Иерусалиме, и он не мог исполнить их просьбы, обещая вернуться опять, что и исполнил (Деян 19:1).
«Если будет угодно Богу...» – ср. (Иак 4:13-16).22.«Побывав в Кесарии», так называемой Стратоновой, приморском городе Палестины, где апостол высадился после переезда через море.
Кратковременное пребывание Павла в Иерусалиме, без указания на особенную какую–либо деятельность его в этом городе, объясняется, вероятно, осторожным опасением его, как бы не возбудить излишнего раздражения иудеев, могущего расстроить его дальнейшие планы, как случилось в следующее посещение им Иерусалима (Деян 21:27) и дал.). Посему, боясь не смерти и страданий за Христа, а лишения возможности проповедать Слово Божие, он спешит в новое путешествие в языческие страны (23 ст. и д.).
Апостол направляется прежде всего в Антиохию Сирийскую (см. (Деян 11:19). "Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании" (Злат.).23.«Отправился...» – начало третьего апостольского путешествия Павла.
«Проходил страну Галатийскую и Фриги», – см. к (Деян 16:6), – утверждая всех учеников..." – т. е. в вере и христианской жизни, что и было целью посещения этих стран и основанных в них обществ (ср. (Деян 14:21-22); (Деян 16:6). О посещении апостолом других малоазийских общин не говорится или по краткости речи, или потому, что апостол и не был в них на сей раз. Не упоминается и о спутниках Павла, хотя из дальнейшего видно, что с ним были Тимофей и Epacт (Деян 19:22).24.Аполлос – сокращенное имя из Аполлониос. Аполлоний – был сильный деятель по насаждению христианства в Коринфе (см. (1-е Кор 3:5-6,22), почему Дееписатель и отмечает его особым вниманием.
«Иудей из Александрии» (Египетской), бывшей центром не только обширной торговли, но и высшего развития иудейско–еллинской образованности, представителем которой тогда был знаменитый иудей Филон.25.Ученый и красноречивый, сведущий в книгах Свящ. Писания, убежденный и пламенный проповедник, Аполлос обещал особенный успех. "Вот и ученые мужи начинают проповедовать!... Видишь ли успех проповеди!" – восклицает по сему случаю Златоуст.
«В начатках пути Господня», т. е. учения и жизни соответственно заповедям Господа (ср. (Деян 9:2).
В начатках, т. е. не вполне, так что Аполлос нуждался еще в точнейшем объяснении этого пути Господня (ст. 26), что и сделано дальше (26 ст.).
«Зная только крещение Иоанново...», как и ученики ефесские, упоминаемые далее (Деян 19:2-3). Такая неполнота знания и учения Аполлоса о Христе, конечно, не была неправильностию знания и учения, почему и не препятствовала Аполлосу, горя духом (Рим 12:11), говорить и учить о Господе правильно, хотя и неполно.
Получив более полное и обстоятельное познание об учении и делах и лице Господа Иисуса от Акилы и Прискиллы и приняв крещение во имя Господа Иисуса и благодать Св. Духа (св. Злат.), Аполлос выступает в Ахаии уже облагодатствованным проповедником (27 ст.).27-28.- Благотворная деятельность Аполлоса в Ахаии прекрасно охарактеризована Ап. Павлом в (1-е Кор 3:6) : «я насаждал, Аполлос поливал...» "В том, что он опровергал всенародно, являлось его дерзновение; в том, что твердо, открывалась сила; в том, что доказывал Божественными Писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без дерзновения" (Злат.). Впоследствии Аполлос был епископом в Смирне (в Малой Азии) пред известным Поликарпом (Чет.–Мин. Янв. 4).



