- 1. В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так,
что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. - 2. А неверующие Иудеи
возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. - 3. Впрочем они пробыли здесь довольно времени,
смело действуя о Господе,
Который, во свидетельство слову благодати Своей,
творил руками их знамения и чудеса. - 4. Между тем народ в городе разделился:
и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. - 5. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками
устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, - 6. они, узнав о сем,
удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, - 7. и там благовествовали.
- 8. В Листре некоторый муж, не владевший ногами,
сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. - 9. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев,
что он имеет веру для получения исцеления, - 10. сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа:
стань на ноги твои прямо.
И он тотчас вскочил и стал ходить. - 11. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос,
говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. - 12. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием,
потому что он начальствовал в слове. - 13. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом,
приведя к воротам волов и принеся венки,
хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. - 14. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем,
разодрали свои одежды
и, бросившись в народ, громогласно говорили: - 15. мужи! что вы это делаете?
И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам,
чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому,
Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, - 16. Который в прошедших родах
попустил всем народам ходить своими путями, - 17. хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями,
подавая нам с неба дожди и времена плодоносные
и исполняя пищею и веселием сердца наши. - 18. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы
и идти каждому домой.
Между тем, как они, оставаясь там, учили, - 19. из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и,
когда Апостолы смело проповедывали,
убедили народ отстать от них, говоря:
они не говорят ничего истинного, а все лгут.
И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город,
почитая его умершим. - 20. Когда же ученики собрались около него,
он встал и пошел в город,
а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. - 21. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников,
они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, - 22. утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая,
что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. - 23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви,
они помолились с постом и предали их Господу,
в Которого уверовали. - 24. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
- 25. и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
- 26. а оттуда отплыли в Антиохию,
откуда были преданы благодати Божией на дело,
которое и исполнили. - 27. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё,
что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. - 28. И пребывали там немалое время с учениками.
1.Под уверовавшими Еллинами, несомненно, разумеются прозелиты – обращенные в иудейство язычники, в противоположность упоминаемым далее язычникам (ст. 2), соединившимся заодно с неверующими иудеями против апостолов.2.«Раздражили...», т. е. клеветали на апостолов, во многом обвиняли их, этих простосердечных представляли коварными..." (Злат.).
«Против братьев...», т. е. не только против апостолов, но и вообще против новообращенных последователей Христовых, большую часть которых составляли природные иудеи, следовательно, братья по плоти преследователям (Рим 9:3).3.«Смело действуя о Господе...» "Это дерзновение, – говорит блаж. Феофилакт, – происходило от преданности апостолов делу проповеди, а то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес, но этому способствовало несколько и самое дерзновение апостолов..."4.«Народ в городе разделился» В этом разделении, кажется, причина, почему подстрекательство иудеями язычников до времени оставалось безрезультатным!..5.«Иудеи со своими начальниками...» – ср. (Деян 13:15) – вероятно, с архисинагогом и старейшинами, составлявшими совет при нем.
В стремлении к побитию камнями обнаруживается как то, что главные руководители нападения на апостолов были иудеи, так и то, что вина апостолов была подведена под преступление Богохульства, за которое у иудеев полагалась этого рода казнь.6.«В Ликаонские города, Листру и Дервию...»
Ликаония – не столько политически, сколько этнографически составляла особую область Малой Азии, с городами – Листрой – к юго–востоку от Иконии, и Дервией – к юго–востоку от Листры.9.«Увидев, что он имел веру...» – увидев проницательным взором Богопросвещенного апостола.11.«Говоря по–ликаонски...» Что это за ликаонское наречие, сказать трудно: одни считают его за наречие, родственное ассирийскому, другие – за тождественное каппадокийскому, третьи – за испорченное греческое.12.«И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием..."»Почему именно этих богов видел народ в Варнаве и Павле, объясняется частью местной фригийской сказкой о явлении именно этих богов в человеческом виде (у Овидия, Metamorph, VIII), частью – тем, что близ города был храм или идол Зевса, а Эрмий, как красноречивый истолкователь богов, считался обязанным сопровождать Зевса, когда он сходил с Олимпа к смертным. Намек на это последнее дается и самим Дееписателем, по которому Павла сочли Эрмием, потому что он начальствовал в слове... Возможно, что и самый внешний облик апостолов имел здесь свое значение: Павел, как юноша (Деян 7:58), отличавшийся живостью характера, отражавшеюся во всех его речах и действиях, легко мог быть отождествлен с Эрмием, коего представляли нежным, живым, благообразным юношей, тогда как Варнава своею степенностью вполне мог напоминать язычникам "Зевса" (Златоуст: "мне кажется, что Варнава имел и вид достопочтенный...").13.«Венки...» – для украшения ими жертвенных волов, что делалось обычно для большого угождения богам.14.«Разодрали свои одежды...» – в знак глубокой скорби и сокрушения о таком ослеплении народа.15-17.- Апостолы доказывают нелепость обоготворения их язычниками, уверяют вообще в ложности языческих богов, вместо коих указывают язычникам Единого Живого Бога, Творца всего, Который хотя и попустил всем народам ложные пути жизни, но не лишил их возможности познать и путь истинный (ср. (Рим 1:20); (Рим 11:13-36) "Не насилуя свободной воли, – говорит блаж. Феофилакт, – Господь позволял всем людям ходить по собственному их усмотрению; но Сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразуметь Создателя...".18.«Едва убедили...» Так сильно возбужден был народ происшедшим и так сильна была его уверенность, что пред глазами его – боги, а не люди.19.«Пришли некоторые Иудеи...» – из неверующих и враждебно настроенных к Павлу и Варнаве (Деян 13:50) и (Деян 14:5).
«Побивали Павла...», а не Варнаву – вероятно потому, что он, как начальствующий в слове (12 ст.), являлся наиболее опасным и ненавистным врагом иудеев. Об этом, вероятно, избиении камнями апостол упоминает в (2-е Кор 11:25). Такова удивительная изменчивость и податливость массы народной на злую речь подстрекателей. Только сейчас готовы были почтить апостолов за богов, и сейчас же являются способными на расправу с ними, как с завзятыми злодеями. Нельзя не отдать здесь должного и удивительной способности подстрекателей к столь крутому перевороту народных чувств и движений.20.«Ученики собрались около него...» – очевидно, в намерении совершить его погребение или вообще посмотреть, что с ним, в каком он состоянии?
«Встал и пошел в город...» Без сомнения, это укрепление телесных сил Павла было действием чудесным, хотя Дееписатель и намекает о сем лишь прикровенно – кратким и сильным выражением – встал и пошел! Примечательна также здесь и твердость духа апостола, безбоязненно возвращающегося снова в город, где только что он был подвергнут смертельной опасности.21-22.- Из Дервии, после благоуспешной проповеди, апостолы предпринимают обратное путешествие в Антиохию Сирийскую, через все ранее посещенные места (Деян 13:1) и д.), укрепляя верующих на готовность блюсти веру Христову, несмотря на все гонения, скорби и испытания, составляющие для верующих вернейший путь в Царство Небесное (Матф 7:14).23.«Рукоположив им пресвитеров...» – предстоятелей и руководителей каждой общины, получавшей, благодаря этому, прочную внешнюю организацию. Рукоположение, т. е. возложение рук (Деян 6:2-6), указывало важность служения пресвитерского и благодатное посвящение на это служение (см. (Деян 11:30).
«Помолились с постом...», как делали при всяких важных случаях (Деян 13:3) и др.).
«Предали их..», – т. е. новообращенных христиан, вместе с их новопоставленными предстоятелями, – Господу...", т. е. Его милости, благоволению и покровительству.24-26.- Через Писидию и Памфилию апостолы возвратились в Пергию – первый город, в который они прибыли, высадившись на берег Малой Азии (Деян 13:13), прим.).
«Сошли в Атталию...» – приморский город в Памфилии, к юго–востоку от Пергии, при впадении в море р. Катаракта. Город назван по имени Аттала Филадельфа, царя Пергамского, которым и был построен. Отсюда апостолы через Селевкию прибыли в Антиохию Сирийскую, откуда и вышли на первое апостольское путешествие волею благодати Божией.27-28.- «Собрав церковь», т. е. антиохийское христианское общество, «рассказали все, что сотворил Бог с ними...» Смиренное исповедание апостолами силы Божией, которая все сама делала в них, а не они.
«Отверз дверь веры...» – образное выражение принятия язычников в лоно Церкви Христовой (1-е Кор 16:9); (2-е Кор 2:12); (Кол 4:3).
«Рассказали...» – "Чрез это, – говорит Златоуст, – устрояется великое дело. Надлежало, наконец, свободно проповедовать язычникам; потому они и приходят возвестить, дабы те могли знать об этом, ибо случилось, что тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками..."
Этим оканчивается повествование о первом апостольском путешествии к язычникам великого Апостола языков – Павла с Варнавою.
Сколь долго продолжалось это 1–ое путешествие Павла, Дееписатель не сообщает. Надо полагать, что около двух лет.



