< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 14

  • Закрыть сопоставления
  • 1. В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так,
    что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов.
  • 2. А неверующие Иудеи
    возбудили и раздражили против братьев сердца язычников.
  • 3. Впрочем они пробыли здесь довольно времени,
    смело действуя о Господе,
    Который, во свидетельство слову благодати Своей,
    творил руками их знамения и чудеса.
  • 4. Между тем народ в городе разделился:
    и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов.
  • 5. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками
    устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями,
  • 6. они, узнав о сем,
    удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,
  • 7. и там благовествовали.
  • 8. В Листре некоторый муж, не владевший ногами,
    сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.
  • 9. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев,
    что он имеет веру для получения исцеления,
  • 10. сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа:
    стань на ноги твои прямо.
    И он тотчас вскочил и стал ходить.
  • 11. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос,
    говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
  • 12. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием,
    потому что он начальствовал в слове.
  • 13. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом,
    приведя к воротам волов и принеся венки,
    хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
  • 14. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем,
    разодрали свои одежды
    и, бросившись в народ, громогласно говорили:
  • 15. мужи! что вы это делаете?
    И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам,
    чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому,
    Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
  • 16. Который в прошедших родах
    попустил всем народам ходить своими путями,
  • 17. хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями,
    подавая нам с неба дожди и времена плодоносные
    и исполняя пищею и веселием сердца наши.
  • 18. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы
    и идти каждому домой.
    Между тем, как они, оставаясь там, учили,
  • 19. из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и,
    когда Апостолы смело проповедывали,
    убедили народ отстать от них, говоря:
    они не говорят ничего истинного, а все лгут.
    И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город,
    почитая его умершим.
  • 20. Когда же ученики собрались около него,
    он встал и пошел в город,
    а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
  • 21. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников,
    они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
  • 22. утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая,
    что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
  • 23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви,
    они помолились с постом и предали их Господу,
    в Которого уверовали.
  • 24. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
  • 25. и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
  • 26. а оттуда отплыли в Антиохию,
    откуда были преданы благодати Божией на дело,
    которое и исполнили.
  • 27. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё,
    что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
  • 28. И пребывали там немалое время с учениками.

1.Под уверовавшими Еллинами, несомненно, разумеются прозелиты – обращенные в иудейство язычники, в противоположность упоминаемым далее язычникам (ст. 2), соединившимся заодно с неверующими иудеями против апостолов.

2.«Раздражили...», т. е. клеветали на апостолов, во многом обвиняли их, этих простосердечных представляли коварными..." (Злат.). «Против братьев...», т. е. не только против апостолов, но и вообще против новообращенных последователей Христовых, большую часть которых составляли природные иудеи, следовательно, братья по плоти преследователям (Рим 9:3).

3.«Смело действуя о Господе...» "Это дерзновение, – говорит блаж. Феофилакт, – происходило от преданности апостолов делу проповеди, а то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес, но этому способствовало несколько и самое дерзновение апостолов..."

4.«Народ в городе разделился» В этом разделении, кажется, причина, почему подстрекательство иудеями язычников до времени оставалось безрезультатным!..

5.«Иудеи со своими начальниками...» – ср. (Деян 13:15) – вероятно, с архисинагогом и старейшинами, составлявшими совет при нем. В стремлении к побитию камнями обнаруживается как то, что главные руководители нападения на апостолов были иудеи, так и то, что вина апостолов была подведена под преступление Богохульства, за которое у иудеев полагалась этого рода казнь.

6.«В Ликаонские города, Листру и Дервию...» Ликаония – не столько политически, сколько этнографически составляла особую область Малой Азии, с городами – Листрой – к юго–востоку от Иконии, и Дервией – к юго–востоку от Листры.

9.«Увидев, что он имел веру...» – увидев проницательным взором Богопросвещенного апостола.

11.«Говоря по–ликаонски...» Что это за ликаонское наречие, сказать трудно: одни считают его за наречие, родственное ассирийскому, другие – за тождественное каппадокийскому, третьи – за испорченное греческое.

12.«И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием..."»Почему именно этих богов видел народ в Варнаве и Павле, объясняется частью местной фригийской сказкой о явлении именно этих богов в человеческом виде (у Овидия, Metamorph, VIII), частью – тем, что близ города был храм или идол Зевса, а Эрмий, как красноречивый истолкователь богов, считался обязанным сопровождать Зевса, когда он сходил с Олимпа к смертным. Намек на это последнее дается и самим Дееписателем, по которому Павла сочли Эрмием, потому что он начальствовал в слове... Возможно, что и самый внешний облик апостолов имел здесь свое значение: Павел, как юноша (Деян 7:58), отличавшийся живостью характера, отражавшеюся во всех его речах и действиях, легко мог быть отождествлен с Эрмием, коего представляли нежным, живым, благообразным юношей, тогда как Варнава своею степенностью вполне мог напоминать язычникам "Зевса" (Златоуст: "мне кажется, что Варнава имел и вид достопочтенный...").

13.«Венки...» – для украшения ими жертвенных волов, что делалось обычно для большого угождения богам.

14.«Разодрали свои одежды...» – в знак глубокой скорби и сокрушения о таком ослеплении народа.

15-17.- Апостолы доказывают нелепость обоготворения их язычниками, уверяют вообще в ложности языческих богов, вместо коих указывают язычникам Единого Живого Бога, Творца всего, Который хотя и попустил всем народам ложные пути жизни, но не лишил их возможности познать и путь истинный (ср. (Рим 1:20); (Рим 11:13-36) "Не насилуя свободной воли, – говорит блаж. Феофилакт, – Господь позволял всем людям ходить по собственному их усмотрению; но Сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразуметь Создателя...".

18.«Едва убедили...» Так сильно возбужден был народ происшедшим и так сильна была его уверенность, что пред глазами его – боги, а не люди.

19.«Пришли некоторые Иудеи...» – из неверующих и враждебно настроенных к Павлу и Варнаве (Деян 13:50) и (Деян 14:5). «Побивали Павла...», а не Варнаву – вероятно потому, что он, как начальствующий в слове (12 ст.), являлся наиболее опасным и ненавистным врагом иудеев. Об этом, вероятно, избиении камнями апостол упоминает в (2-е Кор 11:25). Такова удивительная изменчивость и податливость массы народной на злую речь подстрекателей. Только сейчас готовы были почтить апостолов за богов, и сейчас же являются способными на расправу с ними, как с завзятыми злодеями. Нельзя не отдать здесь должного и удивительной способности подстрекателей к столь крутому перевороту народных чувств и движений.

20.«Ученики собрались около него...» – очевидно, в намерении совершить его погребение или вообще посмотреть, что с ним, в каком он состоянии? «Встал и пошел в город...» Без сомнения, это укрепление телесных сил Павла было действием чудесным, хотя Дееписатель и намекает о сем лишь прикровенно – кратким и сильным выражением – встал и пошел! Примечательна также здесь и твердость духа апостола, безбоязненно возвращающегося снова в город, где только что он был подвергнут смертельной опасности.

21-22.- Из Дервии, после благоуспешной проповеди, апостолы предпринимают обратное путешествие в Антиохию Сирийскую, через все ранее посещенные места (Деян 13:1) и д.), укрепляя верующих на готовность блюсти веру Христову, несмотря на все гонения, скорби и испытания, составляющие для верующих вернейший путь в Царство Небесное (Матф 7:14).

23.«Рукоположив им пресвитеров...» – предстоятелей и руководителей каждой общины, получавшей, благодаря этому, прочную внешнюю организацию. Рукоположение, т. е. возложение рук (Деян 6:2-6), указывало важность служения пресвитерского и благодатное посвящение на это служение (см. (Деян 11:30). «Помолились с постом...», как делали при всяких важных случаях (Деян 13:3) и др.). «Предали их..», – т. е. новообращенных христиан, вместе с их новопоставленными предстоятелями, – Господу...", т. е. Его милости, благоволению и покровительству.

24-26.- Через Писидию и Памфилию апостолы возвратились в Пергию – первый город, в который они прибыли, высадившись на берег Малой Азии (Деян 13:13), прим.). «Сошли в Атталию...» – приморский город в Памфилии, к юго–востоку от Пергии, при впадении в море р. Катаракта. Город назван по имени Аттала Филадельфа, царя Пергамского, которым и был построен. Отсюда апостолы через Селевкию прибыли в Антиохию Сирийскую, откуда и вышли на первое апостольское путешествие волею благодати Божией.

27-28.- «Собрав церковь», т. е. антиохийское христианское общество, «рассказали все, что сотворил Бог с ними...» Смиренное исповедание апостолами силы Божией, которая все сама делала в них, а не они. «Отверз дверь веры...» – образное выражение принятия язычников в лоно Церкви Христовой (1-е Кор 16:9); (2-е Кор 2:12); (Кол 4:3). «Рассказали...» – "Чрез это, – говорит Златоуст, – устрояется великое дело. Надлежало, наконец, свободно проповедовать язычникам; потому они и приходят возвестить, дабы те могли знать об этом, ибо случилось, что тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками..." Этим оканчивается повествование о первом апостольском путешествии к язычникам великого Апостола языков – Павла с Варнавою. Сколь долго продолжалось это 1–ое путешествие Павла, Дееписатель не сообщает. Надо полагать, что около двух лет.