- 1. Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами.
- 2. Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке,
они еще более утихли.
Он сказал: - 3. я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском,
воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила,
тщательно наставленный в отеческом законе,
ревнитель по Боге, как и все вы ныне. - 4. Я даже до смерти гнал последователей сего учения,
связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин, - 5. как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины,
от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел,
чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание. - 6. Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня
вдруг осиял меня великий свет с неба. - 7. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне:
Савл, Савл! что ты гонишь Меня? - 8. Я отвечал: кто Ты, Господи?
Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь. - 9. Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх;
но голоса Говорившего мне не слыхали. - 10. Тогда я сказал: Господи! что мне делать?
Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск,
и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать. - 11. А как я от славы света того лишился зрения,
то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск. - 12. Некто Анания,
муж благочестивый по закону,
одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, - 13. пришел ко мне
и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри.
И я тотчас увидел его. - 14. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя,
чтобы ты познал волю Его,
увидел Праведника и услышал глас из уст Его, - 15. потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми
о том, что ты видел и слышал. - 16. Итак, что ты медлишь?
Встань, крестись
и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса, - 17. Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме,
пришел я в исступление, - 18. и увидел Его,
и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима,
потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. - 19. Я сказал: Господи! им известно,
что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, - 20. и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего,
я там стоял, одобрял убиение его
и стерег одежды побивавших его. - 21. И Он сказал мне: иди;
Я пошлю тебя далеко к язычникам. - 22. До этого слова слушали его;
а за сим подняли крик,
говоря: истреби от земли такого!
ибо ему не должно жить. - 23. Между тем как они кричали,
метали одежды и бросали пыль на воздух, - 24. тысяченачальник повелел ввести его в крепость,
приказав бичевать его, чтобы узнать,
по какой причине так кричали против него. - 25. Но когда растянули его ремнями,
Павел сказал стоявшему сотнику:
разве вам позволено бичевать Римского гражданина,
да и без суда? - 26. Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику,
говоря: смотри, что ты хочешь делать?
этот человек — Римский гражданин. - 27. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал:
скажи мне, ты Римский гражданин?
Он сказал: да. - 28. Тысяченачальник отвечал:
я за большие деньги приобрел это гражданство.
Павел же сказал: а я и родился в нем. - 29. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его.
А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин,
испугался, что связал его. - 30. На другой день,
желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи,
освободил его от оков
и повелел собраться первосвященникам и всему синедриону
и, выведя Павла, поставил его перед ними.
1.«Мужи, братья и отцы!.. » Почтительное обращение ко всем присутствующим (ср. (Деян 7:2).
«Мое оправдание...» – против обвинений, взведенных малоазийскими иудеями (Деян 20:27-28).2.См. (Деян 21:40), прим.3.Довольно подробное изображение Павлом своего происхождения, воспитания и первоначального направления имеет целью показать, что, вопреки взведенным обвинениям, он по самому рождению принадлежит к народу иудейскому, по воспитанию своему связан тесными духовными узами с Иерусалимом и отличался направлением самым строгим, фарисейским, преданным закону и враждебным христианству.
«Иудеянин, родившийся в Тарсе...» (ср. (Деян 9:11) и паралл.), – хотя и родился не в Иерусалиме и не в Палестине, а в городе языческом, однако же – от иудеев: этим опровергается обвинение, что он учил всюду против народа сего (Деян 21:28).
«Воспитанный в сем городе...» – т. е. Иерусалиме, центре иудейской народности; этим подчеркивается, что если бы даже по своему рождению вдали от Иерусалима Павел мог быть недостаточно привязан к родному народу, то воспитание в Иерусалиме с детства (ανατεθραμμενος) во всяком случае должно было завязать в нем узы неразрушимой связи с общеиудейской столицей и родным народом.
«При ногах Гамалиила» – этого знаменитейшего фарисейского учителя (Деян 5:34) и дал.) Это еще более сильное ручательство за иудейство Павла – не только по происхождению, но и по настроению. Выражение означает также почтительное отношение ученика к уважаемому учителю, "постоянство, рачение, усердие к слушанию и великое уважение к этому мужу" со стороны Павла (Злат. ср. Феофил.).
«Тщательно наставленный в отеческом законе...», за что ручается самое имя Гамалиила. Тщательность здесь разумеется и в смысле усердия изучения закона, и в смысле строго иудейского его изучения и понимания.
«Ревнитель по Богу, как и все вы ныне...» Это, конечно, принято ими за похвалу, хотя в этой похвале скрыто достаточно горечи. Но прежде всего слова эти имеют целью показать, что Павел не мог быть таковым, каковым выставляют его обвинители.4.«Гнал последователей сего учения...», – точнее: гнал сей путь (ср. (Деян 9:2); (Деян 18:25); (Деян 19:9,23).
«Даже до смерти» – выражение для обозначения особенной страстности чувства или действия, в данном случае – гонения.
«Связывая и предавая...» – ср. (Деян 8:3).5.Очевидно, лица, на которых ссылается апостол, были еще живы, хотя первосвященник был уже смещен с должности (см. к (Деян 9:2).6-16.- Рассказ об обращении совершенно сходен с повествованием о сем Дееписателя (Деян 9:3-8) и далее), за исключением лишь очень немногих различий. Так, апостол говорит, что свет осиял его около полудня, что указывает на его особую чрезъестественную силу, затмившую наиболее яркий свет солнца. В ответе Господа к имени Его добавляется «Назорей».9.«Бывшие со мною свет видели, .. но голоса... не слыхали». В рассказе Дееписателя (Деян 9:7) здесь, по–видимому, разница: «слыша голос, а никого не видя...». Но эта разница не существенная и лишь кажущаяся. Спутники Павла могли действительно слышать какие–то звуки, но не слыхать их смысла, не понимать ничего, что изрекалось только для Павла («мне»), так сказать – слыша, не слышать (ср. (Иоан 12:28-29). Могло быть и то, что они и свет видели, и никого не видали при этом. Все предназначалось и совершалось для Павла, спутники же его видели и слышали, так сказать, только отблеск и отголосок этого откровения, быть может, постольку, поскольку это могло послужить большим уверением в действительности события, а не его обманчивости, мечтательности, в случае, если бы кто стал толковать это событие, как субъективную галлюцинацию Павла.
Святый Златоуст (ср. Феофил.) находит и другое примирение этих кажущихся разногласий Дееписателя и Апостола Павла. Он полагает, что выражение Дееписателя – "слыша голос" – относится к голосу самого Павла, отвечавшего Тому, Кого они не видели. Выражение же самого апостола – "голоса, говорившего мне, не слыхали" – относится к голосу Самого Господа.
Дальнейший рассказ Апостола о встрече с Ананиею, в общем совершенно согласный с рассказом Дееписателя (Деян 9:10-18), отличается от него, между прочим, тем, что более подробно приводит слова Анании, известное и уважаемое имя которого в глазах народа придавало этим словам особую важность и значение. Вообще, в обоих рассказах различие имеет характер не разногласия и противоречия, а лишь взаимного восполнения и уяснения, и достаточно оправдывается особыми обстоятельствами, применительно к коим апостол хотел сделать более убедительною свою речь.12.Характеризуя Ананию, апостол выражается сильнее, чем Дееписатель: «муж, благочестивый по закону», который, следовательно, не мог научить Павла быть врагом закона. «Одобряемый всеми иудеями» дамасскими, следовательно – признанный в своем благочестии всеми, не только христианами, но именно иудеями самими.13.«Прозри...» – краткое выражение самой сущности сказанного Павлу Ананиею при прозрении (ср. (Деян 9:17). Зато далее подробно передаются слова Анании, сказанные после прозрения, опущенные Дееписателем.14.«Бог Отцев наших...» – см. (Деян 3:13) и паралл. «предъизбрал тебя...» – ср. (Рим 8:29) и д.; (Иер 1:5).
«Увидел Праведника...» – ср. (Деян 3:14); (Деян 7:52).15.«Свидетелем пред всеми людьми...», – то же, что – «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян 9:15), т.е. не пред иудеями только, но и язычниками.
«О том, что ты видел и слышал...», – т.е. обо всем содержании Евангелия, в истине которого Господь убеждает Савла посредством того и другого чувства, т.е. посредством зрения и слуха" (Феофил., ср. Злат.).16.«Крестись и омой...» – см. к (Деян 2:38,41); (Деян 4:12).17-21.- К рассказу о своем обращении апостол присоединяет и рассказ о бывшем ему видении в храме, после тот как он, уже обращенный, возвратился в Иерусалим из Аравии (см. к (Деян 9:26). Об этом явлении Господа не упоминает ни Дееписатель, ни сам Павел в других своих речах и посланиях. Но в данном месте этот рассказ как нельзя лучше был уместен и шел прямо к цели. Он хотел им показать, что и по обращении в христианство он не разрывал связи ни с Иерусалимом, ни с храмом и его законным Богослужением, уважение к которым могло лишь еще более санкционироваться этим явлением ему Господа именно в храме и во время молитвы здесь. Что он, далее, не враг народа, достаточно доказывается трогательною подробностью беседы его с Господом, повелению Которого – уйти из Иерусалима – он пытался противопоставить ревностное желание проповедать Его Имя именно в Иерусалиме (19–20 ст.). Так достаточно ясно и убедительно опровергнута клевета, будто он враг закона, народа и храма. И в то же время так ясно и убедительно указывался и всем другим тот путь, которым надо было идти. До сего времени Павла не прерывали, хотя в толпе, вероятно, росло возбуждение уже от самого бессилия опровергнуть столь резкую убедительность его слов. Возбуждение прорвалось со всею злобою, когда Павел закончил повелением ему Господа – идти из Иерусалима и, по причине ожесточения иудеев, проповедовать язычникам. Эта мысль, означавшая, что Бог оставляет иудеев, представляется величайшим преступлением в их глазах, и толпа снова приходит в неистовство, требуя смерти Павла.23.«Метали одежды и бросали пыль на воздух...» – усиленное выражение дикой ненависти к человеку, находившемуся вне их власти.24.По–видимому, тысяченачальник не понимал еврейской речи Павла и, не поняв причины нового столь неистового возбуждения против него, хотел бичеванием выведать суть этого загадочного для него дела.25-26.- Апостол указывает двоякое нарушение закона: 1) бичевание римского гражданина (см. прим. к (Деян 16:37-39) и 2) бичевание без всякого суда и доказанного проступка. Первое, кажется, более возымело свое действие (слова сотника, 26 ст.).29.Тысяченачальник испугался не только того, что хотел пытать Павла, но и того, что связал его (прим. к (Деян 16:38), что также не позволялось производить над римскими гражданами без предварительного дознания вины. Если после Павел был заключен в узы (Деян 23:18); (Деян 26:29), то уже после дознания вины его пред Синедрионом (Деян 23:1) и д.). Правда, здесь вина его осталась невыясненной, но она все же подозревалась более основательно, – и это придавало некоторую законность содержанию его в узах, несмотря на римское гражданство.30.«На другой день... освободил его от оков...» Заявление Павла о своем римском гражданстве освободило его от бичевания, но от оков он освобождается лишь на другой день. В этом сказалось капризное упорство тысяченачальника, который, хотя и испугался, но не хотел выказать свою слабую сторону немедленным освобождением пленника.
«Повелел собраться... синедриону...» – Так принижена была власть этого высшего иудейского судилища, что не только прокуратор–правитель области, но даже и простой полковой начальник повелевает ему собраться.



