- 1.
Сия словеса, яже глагола Моисей сонму Израилеву, об ону страну Иордана, в пустыни на равнине близ чермнаго моря, между Фараном и Тофолом, и Ловоном, и Асирофом и Дизагавом
Что было по частям писано в трех книгах, то теперь Моисей совокупляет и излагает в порядке в одной книге Второзакония. Ленивые могли отговариваться трудностью отыскивать законы, и для прилежных отыскивание оных было бы утомительно; посему, Моисей, собрал их из трех книг в одну, чтобы желающие знать законы без труда извлекали для себя пользу. Закон же дается Евреям двукратно. Поелику закон, данный в первый раз, утратили они, поклонившись тельцу: то дан им сей второй закон. Но если бы послушали они, и сохранили закон первый; то не было бы нужды во втором. Притом, все слышавшие первый закон, по совершившемуся над ними определению суда, не были уже в живых, когда дан второй закон.
Толкование на книгу Второзаконие.
- 2.
Единонадесяти дней путь от Хорта до горы Сеир.
Второй закон изречен и изъяснен после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир.
В сем скрывается тайна, что в единонадесятый час изшел Еммануил, взыскать заблудшиеся народы, и научил их заповедям нового завета. Между Фараном, Тофолом, Ловоном, Асирофом, Дизагавом. Мест сих пять, и сим указывается тайна пятого века, под которым приточно разумеется время пришествия Господа нашего, подобно тому, как, по сказанному в причте, исходил он нанимать делателей в вертоград Свой утром, в третий, шестой, девятый и единонадесятый час (Мф 20:1).
- 13.
Ст. 13, 15 Изберите себе мужи мудры, тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники.
Тысященачальниками именуются Апостолы, стоначальниками - Пророки, пятьдесятоначальниками - учители, десятоначальниками - истолкователи. В ином смысле, тысященачальники означают не только верховное Божество, но и Престолов и Господствия, стоначальники - Архангелов, Начала и Власти, пятьдесятоначальники - Ангелов, Силы, Херувимом и Серафимов, десятоначальники - Апостолов, Пророков, учителей. Первый смысл относится к Церкви видимой, а второй - к Церкви умосозерцаемой. Ибо в видимой Церкви воплотившийся Еммануил поставил тысященачалъников, стоначальников, пятьдесятоначальников и проч.
- 15.
И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим.
См. Толкование на (Втор 1:13)
- 22.
Ст. 22, 38 Послем мужи пред нами, да соглядают нам землю.
Поелику же соглядатаи пришли, но вы не хотели видеть плодов земли, и слушать Халева и Иисуса; то преогорчили сим Господа, и таково было слово уст Его: Иисуса сына Навина, иже стоит пред тобою, сего укрепи, яко сей даст землю в наследие Израилю. Бог уничижил Моисея тем, что не ему дал ввести Евреев в обетованную землю; но и возвысил его тем, что Иисуса, которому дает преимущество пред Моисеем, поставляет пред ним как бы служителем. Ибо Моисей, как больший Иисуса, должен был укрепить его.
- 38.
Иисус, сын Навин, который при тебе, он войдет туда; его утверди, ибо он введет Израиля во владение ею;
См. Толкование на (Втор 1:22)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Второзаконие > Глава 1