Глава 32

  • 4.

    Бог верен, и несть неправды в Нем. Евреи сами себе сделали зло отступничеством своим к идолам. Не идолы извели их от пещи железной (Втор 4:20), не они дали им множество благ в этой пустыне.

  • 7.

    Ст. 7-8 Помяните дни вечныя. От дней Адама Бог постави пределы языков по числу сынов Израилевых; определил, чтобы число разных племен и языков равнялось числу сынов Израиля, вошедших с Иаковом в Египет в числе семидесяти душ.

  • 8.

    Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых;

    См. Толкование на (Втор 32:7)

  • 13.

    Сделал, что ссаша мед из камене. Сим означается такое плодородие и обилие земли, что, по множеству пчел, мед тек из каменных скал. По изъяснению других сие означало, что питие, истекавшее из камене, для всякого было тем, чего хотелось ему; кто хотел меда, для того было медом, а для другого было елеем, для иного же маслом кравиим или туком пшеничным. Таинственно же означало сие Христа. Он истинный краеугольный камень, для целого мира источник жизни, для всякого, приходящего к Нему, Он есть, чего желает каждый, для одного свет, для другого дверь, для иного путь, для иного же Премудрость. Он есть для всякого все и всякому на пользу.

    И елей от камене тверда. И здесь елеем именует Моисей, или сладкие воды, изведенные из каменной горы, или манну, имевшую вкус муки пряжены с елеем (Числ 11:8), или плоды маслин, растущих на горах, и после благословения соделавшихся еще более плодоносными.

  • 15.

    Уты Израиль, и оскорбил Всемогущего, спасшего его. Вместо того, чтобы, за приятые от Бога благодеяния, воздать Ему благодарностью, Израиль оставил и оскорблял Бога, Который соделал его наследником всех народов.

  • 24.

    Зубы зверей послю в ня, чтобы лишить их спокойствия.

  • 25.

    Отвне обезчадит их меч, то есть, враги истребят детей их. В домах их ужас. Гонители наведут на них ужас, в каком был Каин.

  • 32.

    От виноградов бо Содомских виноград их, а не от Авраамовых; потому что делами своими уподобились они Содомлянам. И розга их от Гоморры, а не от Сарры. Грозд их, грозд горести, то есть, дела их злочестивы. Грозд их, грозд желчи для них; то есть, плоды дел их навлекут на них бедствия.

  • 33.

    Ярость змиев ярость их. Ярость их подобна ярости змия, который никогда не отступает. И глава самого злого аспида.

  • 34.

    Ст. 34, 36 Вот народ Мой укрылся и запечатлен в сокровищах, то есть, и при всем этом будет он сохранен здесь, в наследии своем. Ибо сказано: судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих пожалеет.

  • 36.

    Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне.

    См. Толкование на(Втор 32:34)

  • 41.

    Воздам месть врагом Моим, и ненавидящим Мя воздам; то есть, предам их в руки Мидян, Халдеев и Ассириан.

  • 49.

    Взыди на гору Нево, и виждь землю Ханааню. Сие изображает нам Пророков и закон, которые пришествие Еммануилово видели в образах, но не достигли до времени сего пришествия; видели призвание язычников, но сами не вошли в духовный евангельский овчий двор. Вси бо Пророцы и закон до Иоанна прорекоша (Мф.11:13).