- 1.
Ст. 1-9 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Далее Апостол говорит о женах, мужьях, детях, отцах, слугах и господах потому, что относительно этого Евреи клеветали на него, а также и некоторые из язычников, может быть даже и Ефесяне. Итак, написал это к Ефесянам с целью защитить себя и показать, что он заботился о них более, чем об иудеях и язычниках.
- 2.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием
См. Толкование на (Еф 6:1)
- 3.
да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
См. Толкование на (Еф 6:1)
- 4.
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
См. Толкование на (Еф 6:1)
- 5.
Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу
См. Толкование на (Еф 6:1)
- 6.
не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души
См. Толкование на (Еф 6:1)
- 7.
служа с усердием, как Господу, а не как человекам
См. Толкование на (Еф 6:1)
- 8.
зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
См. Толкование на (Еф 6:1)
- 9.
И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
См. Толкование на (Еф 6:1)
- 10.
Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
После увещания тех, кои возлюбили мир, обращается к укреплению тех, кои пожелали бы отречься от мира. И дабы облечь их оружием божественным посредством их духовных дел, так чтобы они могли противостоять не только силе его (диавола) одного, но и против всех козней врага, -
- 11.
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских
брань ваша, говорит, не (есть) против крови и плоти, то есть не с людьми идет борьба у вас, ибо хотя чрез людей неправедных и гонителей и врагов ведет с вами борьбу враг, однако брань ваша, говорит, против начальств и властей, и против мироправителей тьмы сей, и против духов нечистоты, находящихся в воздухе неба. Обрати, пожалуйста, внимание на то, что не сказал: брань тех (злых духов), но: брань ваша, - ибо не он (диавол) ведет борьбу против нас, но мы против него. Хотя он и устрояет козни, но не имеет силы; а хотя бы и имел силу, однако не дано ему бороться с нами силою, но посредством устроения козней. Так он вел брань с Адамом и Евою не силою, но разными кознями помышления, - и не с сильным и крепким голосом, но приступил с коварною лестью. Так же приступает он ко всем людям, исключая те случаи, когда он испрашивает себе силу и ему дается позволение употребить ее в известное время и в известном месте, как, например, он испросил и получил власть над Иовом.
Итак, без всякого насилия, с одними прельщениями и кознями подступает он к сынам Адама и Евы, как подступал он и к Адаму и Еве. Но если сам враг приступает к нам только с прельщениями и возбуждениями (ко злу), то напротив мы посредством посильной борьбы и брани, то есть подвигов поста и молитвы, можем избавить себя от его злокозненных ухищрений и от лживых прельщений ко злу.
Если же выше назвал их начальниками на небе, то сделал это для того, чтобы установить различие между начальниками телесными и начальниками духовными. Но как в словах Давида: там будут обитать все летающия (твари) небесныя ((Пс 103:12)), мы разумеем птиц в воздухе, а не небесных; так, равным образом, когда говорится о начальниках небесных, мы разумеем начальников в воздухе, а не начальников на небесах. Выше назвал их правителями мира потому, что они имеют способность распространять соблазны по всему миру и во грех вводит людей, обитающих по всему кругу земли. А также назвал их духами темными под небом для того, чтобы показать, что скрытно и во тьме совершаются те дела темные, коим научает (враг). Сказал: под небом (поднебесным), дабы показать, что обитание его (диавола) под небом, а не над небесами, - а также, что между людьми совершаются и чтутся злокозни их, а отнюдь не между огненными и духовными Стражами (Ангелами), как утверждают некоторые еретические секты.
Что же касается до слов: и против духов нечистоты, то это суть те, кои дерзают входить в людей, как, например, в Марию Магдалину ((Мк 16:9)) и в того человека, который бился о камни ((Мк 5:5)).
- 13.
Ст. 13-15 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир
Ради сего, говорит, возмите оружие постов, молитв и бдений, чтобы могли вы устоять и противостать врагам в день злой, то есть в тот день, когда восстает на нас какая-либо из похотей, которую мы препобеждаем этим оружием.
- 14.
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности
См. Толкование на (Еф 6:13)
- 15.
и обув ноги в готовность благовествовать мир
См. Толкование на (Еф 6:13)
- 16.
Ст. 16-18 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
И во всем приготовьте себя, то есть в истине и правде, дабы посредством них и соединенных с ними добродетелей возмогли вы угасить стрелы лукаваго огненныя, то есть разжигающие помыслы врага.
- 17.
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
См. Толкование на (Еф 6:16)
- 18.
Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
Чрез всякую молитву и прошение, молясь не за одних только самих себя, но и за всех святых.
См. также Толкование на (Еф 6:16)
- 19.
Ст. 19-20 и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
И за меня молитесь, чтобы дано было мне слово в отверзении уст моих, то есть чтобы не было во мне страха и смущения, - с дерзновением возвещать тайну ту, за которую я являюсь послом не в почести и с дарами, но в оковах и узах.
- 20.
для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
См. Толкование на (Еф 6:19)
- 21.
Ст. 21-23 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши. Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
А дабы и вы знали относящееся ко мне (мои обстоятельства), что делаю (и дела), - то вот послал я Тихика, чтобы он возвестил вам относительно нас, а нам принес известие о вас, - и чтобы он утешил сердца ваши в той скорби, какою удручены вы, то есть сообщив вам о той крепости и восторге, благодаря коим радуемся мы в скорбях наших.
- 22.
которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
См. Толкование на (Еф 6:21)
- 23.
Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
См. Толкование на (Еф 6:21)
- 24.
Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Благодать со всеми теми, кои любят Господа нашего Иисуса Христа без тления, то есть без дел тления.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Послание к Ефесянам > Глава 6