Глава 4

  • 2.

    И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме

    О Иавине царе асорском повествуется и в истории Иисуса Навина. Поэтому, если убит он Иисусом (Нав 11:10), то каким образом, по прошествии многого времени, возстал против Израиля (Суд 4:2)? Иный Иавин был при Навине, и иный теперь; имели же оба одно имя, и тем же владели царством. Вероятно же последний был сыном первого. Ибо можно найдти, что и многие имели имена отцев. Так и первый сын царя Константина назван Константином.

    В истории об Иисусе сказано, что не только Иавин убит, но и Асор сожжен (Нав 11:10). Ничего нет невероятного, что Асор тогда был разорен, и потом снова построен. Притом же здесь, хотя упоминается об Асоре, но сказано, что царь жил не в Асоре, а в Асирофе (Суд 4:2). Замечательно же то, что потомков Иофора писатель называет Кинеями.

    Толкование на книгу Судей.

  • 4.

    В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова

    Почему жена пророчествует? Потому что одна природа мужей и жен. Из Адама создана и жена, и подобно ему наделена разумом. Почему и говорит Апостол: «о Христе Иисусе… несть мужеский пол, ни женский» (Гал 3:28). Так и Моисей Пророк, и Мариам Пророчица. Думаю же, что Деввора удостоена дара пророчества в обличение тогдашних мужей, потому что, когда ни один не был найден достойным благодати, тогда Деввора прияла дар Всесвятого Духа. А что сподобилась она благодати свыше, сие столько было явно, что Варак не осмеливался без нея ополчиться на брань. Сие сказала она и в своей песни: «оскудеша владеющие во Израили, дóндеже воста Деввора,… мати во Израили» (Суд 5:7). Изображает же она и нечестие соплеменников: «избраша боги тщетны [Κενοῦς вместо καινοῦς (новых), как читается ныне в тексте.]), яко хлеб ячен» (Суд 5:8). Сим подобием обличила их великое неразумие. Ибо как несмыслен предпочитающий ячменный хлеб пшеничному; так весьма безумен, богов лжеименных предпочитающий Богу истинному. Но Деввора обнаруживает и сердечную веру. Ибо говорит: «если увижу четыредесять тысяч копий, сердце мое на учиненная во Израили» (Суд 5:8). А сие повелевал божественный закон. Сказано: «если увидишь множество врагов, и коней, и колесниц, не убойся, яко Господь Бог твой поборет по тебе» (Суд 5:9). Мосфафем переводится: поля (Суд 5:16), а Мадароф – лишение зрения; проклинать Мазора (Суд 5:23) значит: проклинать в сильном. Научаемся же из этой истории, что Владыка Бог с отеческою любовию, когда израильский народ преступал закон, предавал его иноплеменникам, употребляя последних как бы вместо жезла и бича, и снова разкаяваясь, миловал и удостоивал всякой попечительности. Так после благодеяния оказанного чрез Деввору, совратившихся в нечестие Бог предал Мадианитянам. Потом, по наказании, сподобил Своей помощи. Но прежде обличил нечестие их чрез некоего Пророка, и напомнил о благодеяниях, какими пользовались, а потом чрез некоего Ангела, воодушевив мужеством Гедеона, повелел ему ополчиться на врагов.

    Толкование на книгу Судей.