• 9.

    Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

    Ночь - это жизнь века сего, в которой пока мы находимся. Из-за того, что мы созерцаем внутренним взором, мы пребываем во мраке - вследствие того, что образ затуманен. Ведь пророк понимал, что он неким туманом понуждается к видению Господа, говоря: Душой моею я стремился к тебе в ночи. Как если бы сказал: «В этом мраке жизни настоящей желаю тебя видеть, но до сих пор я окружен зыбким облаком».

    Нравственные размышления на Книгу Иова.


    Этой любовью пылает всякий, кто смог прикоснуться к истине. Ведь поэтому говорит Давид: Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие (Пс 41:3)! Поэтому нас увещевает, говоря: Ищите лица Его всегда (Пс 104:4). Поэтому пророк говорит: Душою моей я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра. Поэтому опять Церковь говорит в Песне песней: Я изнемогаю от любви (Песн 2:5).

    Справедливо, конечно, чтобы благодаря явлению врача достигла спасения та, которая через жар ее желания рану любви несет в груди. Поэтому снова говорит: Души во мне не стало, когда он говорил. Ведь ум человека, не ищущего образ своего Творца, очень груб, потому что в себе самом остается холодным. Но если начал уже гореть желанием следовать за Тем, Кого любит, бежит, тая, через огонь любви. Становится встревоженным от желания, обесценивается в миру всё, что нравилось, нет ничего, чего хотелось бы, кроме Создателя, и то, что прежде услаждало душу, становится впоследствии весьма обременительным. Ничего не утешает его печаль, и он не смотрит на того, кого до сих пор желал.

    Сорок гомилий на Евангелия.

  • 10.

    Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа

    Истинно говорится, что пришествие Его означает обращение от суда к царствованию. Или определенно Господь после суда к нам приходит, потому что поднимает нас от человеческой формы до созерцания своей божественности. И приход Его означает приведение нас к созерцанию Его сияния, поскольку Того, Кого мы видим в суде в человеческой природе, после суда видим уже в Божественной. Приходя на суд, разумеется, Он является всем в обличье раба, потому что написано: Воззрят на Того, Которого пронзили. Но когда порочные люди осуждаются на мучение, справедливые влекутся к славе Его лучезарности, так как написано: Пусть уничтожается нечестивый, чтобы не видел славы Бога.

    Сорок гомилий на Евангелия.

  • 12.

    Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас

    Возблагодарим Создателя нашего за блага, которые мы получаем, и смиренно вместе с пророком Исаией скажем Ему: Все дела наши Ты устрояешь для нас.

    Гомилии на пророка Иезекииля.

  • 14.

    Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них

    Поэтому ведь через пророка говорится: Мертвые не оживут, гиганты не встанут. Ведь кого называет мертвыми, если не грешников? И кого называет гигантами, если не тех, кто даже гордятся грехом? Но те не оживут, потому что погубили жизнь праведную грехом. Эти же не могут снова встать после смерти, потому что после своего прегрешения надутые от гордости не прибегают к лекарству раскаяния.

    Нравственные размышления на Книгу Иова.