- 13.
На земле народа моего будут расти терны и волчцы, равно и на всех домах веселья в ликующем городе
Также, если бы открыто говорилось: если сами те, кто сияют во мраке настоящей жизни добродетелями, также не могут быть без соприкосновения, сколь великой виной связаны те, кто живут плотски? Если же не могут быть свободны от греха те, кто уже обращены к небесным желаниям, которые вынесли тяжесть грехов, преданные желаниям плоти своей, они до сих пор несут ярмо гниения? Поэтому говорит Петр: Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1 Пет 4:18). Поэтому через Исаию говорится: На земле народа моего будут расти терны и волчцы, равно и на всех домах веселья в ликующем городе. Разумеется, землей народа своего Господь называет разум всех избранных людей, на котором не дает расти тернам и волчцам, потому что видит, что сам он также недалек от уколов пороков. Действительно, дом веселия в ликующем городе - это разум дурных людей, который тщетно веселится, когда не заботится о том, чтобы увидеть предстоящие наказания, предаваясь наслаждению плоти.
Нравственные размышления на Книгу Иова.
- 17.
И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и безопасность вовеки
О том, что каждый, будучи рабом многословия, не смог бы держаться правдивой прямоты, свидетельствует пророк, потому что говорит: Дело правосудия - молчание, ясно указывая, что праведность суждения оставляет человека, если он не бережется неумеренности в речах.
Когда устами справедливых людей мудрость порицает провинности, в ушах глупых звенит избыточность многословия. Дурные люди ведь не размышляют ни о чем правильном, кроме того, что сами чувствуют; и слова справедливых людей настолько считают ненавистными, насколько находят их отличными от их чувств. В то время как каждый словами растекается, погубив величие молчания, он отпускает охрану ума. Поэтому, конечно, написано: Дело правосудия - молчание. Поэтому Соломон говорит: Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим. Поэтому снова говорит: При многословии не миновать греха. Добродетель истинного суждения, которое не сообщается под охраной различения, погибает. Разумеется, истинное против дурных людей суждение, если порицает справедливость хороших, губит свою, и, когда оно отвергается с помощью того, в чем сильно то, на что оно нападает, оно отступает. Порочные же люди не могут терпеливо слушать хорошие слова и, когда пренебрегают исправлением жизни, готовятся к словам возражения.
Нравственные размышления на Книгу Иова.
- 20.
Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла
Через воду обозначаются народы, так как, говорится через Иоанна, воды действительно есть народы. Через воду также обозначаются не только потоки устремляющихся людей, но и умы добрых, следующих наставлениям веры, как говорит пророк: Блаженны вы, сеющие при всех водах. И через псалмопевца говорится: Глас Господень над водами (Пс 28:3).
Какое другое семя, если не слово проповеди воспринимается? Как в Евангелии истина говорит: Вышел сеятель сеять (Мф 13:3); и как пророк говорит: Блаженны вы, сеющие при всех водах. Какое другое поле, если не Церковь должна пониматься, о которой голосом Предтечи говорится: Очистит гумно Свое (Мф 3:12).
Нравственные размышления на Книгу Иова.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Григорий Двоеслов > Книга пророка Исаии > Глава 32