Глава 22

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
  • 1-4. - Не обращая внимания на последнюю речь Иова, не опровергая отмечаемых им фактов, Елифаз настаивает на заслуженности постигших его бедствий, выводя эту мысль из положения о Божественном Правосудии. В отношениях к праведникам и грешникам Бог руководится исключительно началами строгого правосудия. Абсолютно всесовершенный, Он не получает выгоды от дел "разумного", - "ищущего Бога" (евр. "маскил"; ср. (Пс 13:2), равным образом и поступки грешника не приносят Ему вреда. Поэтому Его отношение к тем и другим не определяется, как у человека, желанием доставить Себе пользу и избежать вреда. Бог наказывает грешника не потому, что, боясь его, стремится отстранить от Себя грозящую со стороны этого последнего опасность (ст. 4; ср. (Прем 6:7) и награждает праведника не под влиянием соображения подвигнуть на большую добродетель и тем извлечь для Себя выгоду.
  • 5. При безусловном правосудии Бога для страшных страданий Иова нельзя найти другой причины, кроме великой греховности.
  • 6. Предполагаемые ("верно") грехи Иова заключаются в отсутствии у него внушаемой самою природой гуманности, человечности. Он не стеснялся брать залог (ср. (Исх 22:26-27); (Втор 24:10-13) с "братьев своих", т. е. лиц одного с ним племени, и притом "ни за что", т. е. не нуждаясь в них, так как сам был богат. Им руководила в тех случаях одна жадность (ср. (Иов 20:19-21), доходящая до того, что в качестве залога отнималась последняя одежда у полунагих, - ничего не имеющих.
  • 7. Житель пустыни, дороживший водою, он был настолько жаден, что отказывал в глотке воды изнывавшему от жажды и в куске хлеба голодному (ср. (Ис 58:10).
  • 8. Синодальное чтение представляет не совсем точную передачу еврейского текста. Буквальный перевод его, удержанный Акилою и Симмахом, будет такой: "человек с рукою - ему земля, и тот, кто высок по положению, водворялся на ней". "Человек руки", т. е. силы (Иов 40:9); (Пс 76:16); (Пс 82:9) и насилия (Иов 35:9), Иов захватывал землю, расширял свои владения путем насильственного захвата (ср. (Ис 5:8), не дозволяя селиться на ней слабым.
  • 9. К лицам последнего рода относились вдовы и сироты: их просьбы и мольбы оставлялись Иовом без удовлетворения.
  • 10-11. - Величию и силе греха соответствует сила постигших Иова бедствий. Он "окружен петлями", - поражен болезнью, скорбями, бесславием (Иов 18:8-10), не видит возможности избавиться от них ("тьма, в которой ты ничего не видишь", ср. (Иов 17:12), близок к гибели: - "множество вод покрыло тебя" (ср. (Пс 41:8); (Пс 68:3).
  • 12-14. - Грехи против ближних соединяются у Иова с грехами против Бога, - отрицанием Его всеведения и вмешательства в жизнь людей, - промысла.
  • 12. Жилище Божие выше звездного неба, и с подобной высоты Богу видна вся земля, пред Ним расстилается ее необозримый для человеческого глаза простор, Бог всеведущ (ср. (Пс 13:2).
  • 13-14. - Между тем, по мнению Иова, Бог, скрытый от земли облаками ("облака - завеса Его"; ср. (Плач 3:44): "Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва"), обладает ведением лишь того, что совершается в сфере небес, и, не видя происходящего на земле, не проявляет Своего суда над людьми (ст. 13; ср. (Пс 72:11): (Пс 93:7); (Ис 29:15); (Иез 8:12).
  • 15-17. - Подобными рассуждениями Иов уподобляется древнему, греховному (αρχαιος κοσμος - (2Пет 2:5) допотопному человечеству ("вода разлилась под основание их"), представители которого отвергали так же, как и он, Бога ("отойди от нас"), отрицали вмешательство в свою жизнь своего благодетеля (ст. 17) и за то погибли, по человеческим рассуждениям (ст. 18), преждевременно.
  • 18-20. - Черная неблагодарность этих богохульников вызывает в Елифазе чувство глубокого отвращения, а гибель грешников, одновременно врагов Божьих и людей благочестивых ("враг наш", ср. (Пс 2:20-2); Рим 11.28), наполняла сердца этих последних радостью (ст. 19). Они видели в ней проявление Божественного Правосудия (ср. (Пс 57:11-12); (Пс 63:10-11).
  • 21. Гибель допотопного человечества должна послужить для Иова предостережением. Если он желает избегнуть ее, обязан "сблизиться" с Богом, - оставить чувство вражды против него (евр. "сакан" - быть в дружбе, в интимных с кем-либо отношениях - (Пс 63:3). В результате этого кончатся душевные муки Иова: "будешь спокоен", и он получит награду.
  • 22. Выдавая свой совет как бы совет самого Бога, Елифаз предлагает Иову принять его в качестве непреложной истины ("прими из уст Его закон", ср. Притч 2.6) и всецело, до глубины души им проникнуться: "положи слова Его в сердце твое".
  • 23-24. - Удел такого человека - блаженство (Пс 93:12-13). Так точно и Иову, под условием исполнения им данного совета, - "удаления беззакония из шатра", не только будет возвращено утраченное счастье ("устроишься"; евр. "бана" в смысле дарования прежнего счастья - (Иер 24:6), (Иер 33:7), сообщения большего - (Мал 3:15), но и дано больше, чем он имел. Иов сделается настолько богат, что "блестящий металл" (золото и серебро в неочищенном вида) будет дли него так же бесценен, как прах, а лучшее офирское золото, как простой камень.
  • 25. Не придавай значения земным богатствам, Иов будет считать своим величайшим, самым ценным сокровищем Того, кто дал ему их, т. е. Бога. Он будет "блестящим серебром" - серебро очищенное от примесей.
  • 26. В качестве величайшего блага Бог сделается для Иова источником духовной радости и утешения (ср. (Пс 36:4); (Ис 58:14). Последние проявятся в том, что у него, прощенного и награжденного Богом, исчезнет мучительное чувство богоотверженности. Прощенный Богом, он смело и доверчиво поднимет к Нему свое лице (ср. (Быт 4:6).
  • 27. Проистекающая из доверчивой любви молитва Иова будет услышана Господом, а обеты, плод усердия, а не вынуждения, исполнены.
  • 29-30. - Иов будет настолько тверд в благочестии, что бедствия невинных не поколеблют его праведности (Пс 72:2-3,12-14). При виде их он на основании личного опыта скажет, что они - не проявление Божественного неправосудия, ведут страдальца к возвышению и утверждению в добре: "ты скажешь: возвышение". Подобными рассуждениями он ободрит и самих страждущих, не даст им возможности впасть в грех отчаяния, неверия; они спасутся, благодаря ему: "он спасается чистотою рук твоих" (ст. 30).