Глава 7

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
  • 1-15. - Иудеи слишком надеялись на свою безопасность, полагая, что Иегова не позволит разрушить Свой храм. Но безопасность эту Бог может обещать им только в случае их исправления. Теперь же, когда самый храм Иеговы они сделали прибежищем для преступников всякого рода, они могут ожидать только его разрушения и погибели всего своего государства.
  • 1-2. - Отсюда начинается так называемая «храмовая речь» пророка Иеремии, которая была сказана в храме Иерусалимском. Она кончается IX-ой главой. Сходство ее с речью (Иер 26:1) гл., сказанной в первое время царствования Иоакима, дает право относить ее происхождение к этому же времени. — Во вратах дома Господня — т. е. при воротах, ведущих во внешний двор, где стоял народ, а не во внутренний или священнический, куда народ не допускался (Иез 40:17).
  • 3-4. - Храм, сам по себе, — не защита грешникам! Между тем евреи усиленно твердили, что храм — это верное прибежище для них, хотя бы они на деле были совершенными отступниками от Иеговы.
  • 9-10. - Иудеи, очевидно, находили для себя возможным соединять почитание Ваала и служение Иегове. Но одно решительно исключает собою другое.
  • 11. Иудеи самый храм превратили в вертеп или пещеру, куда временно укрываются от преследования властей разбойники.
  • 12. Силом, город колена Ефремова, до смерти первосвященника Илии был таким же теократическим центром, каким теперь служит Иерусалим. Однако за грехи дома Илия и всего народа Израильского он лишен был своего великого преимущества и теперь, во время Иеремии, он представлял собою одни развалины.
  • 13-15. - Точно также поступит Господь и с нынешним центральным пунктом теократии — Иерусалимом и его храмом. — Семя Ефремова — 10 колен Израилевых, названные здесь по имени сильнейшего колена.
  • 16-20. - Чтобы показать неизбежность наказания, возвещаемого иудеям, Господь запрещает пророку и молиться за этот народ.
  • 18. Богиня неба — точнее с евр.: царица небесная. Это — вавилонско-ассирийская богиня Астарта. В честь ее в Ассирии и Вавилонии приготовлялось особое печенье, называемое по ассир. каттани, по евр. — kawan; имело оно вид кружочков, что напоминало о луне (Астарта была богиней, собственно, луны).
  • 21-28. - Если иудеи рассчитывают на безопасность в виду приносимых ими в храме жертв, то этот расчет неоснователен. Бог не нуждается в жертвах самих по себе. Жертвы должны служить только выражением внутренней преданности иудеев Иегове, какой у них на самом деле не имеется.
  • 21. Всесожжения прилагайте к жертвам. Во всесожжении животное сжигалось все, целиком, а из прочих жертв известные части шли на употребление приносивших жертву или священников. Бог теперь говорит, что они могут есть и жертвы всесожжения — Ему они не нужны потому, конечно, что они не являются выражением искреннего расположения к Богу со стороны приносящих.
  • 22-23. - Это место для библейских критиков является главным основанием к тому, чтобы отрицать древность так называемого жреческого кодекса, содержащегося в Пятикнижии. Иеремия, говорят, не знал никаких Моисеевых установлений о жертвах. Но мог ли пророк говорить о высокой святости мест жертвоприношения (Иер 7:12) и сл.), если бы он считал законы о жертвах позднейшим измышлением? Также из (Иер 17:26); (Иер 31:14) и (Иер 33:11) видно, что сам Иеремия считал принесение жертв делом нормальным и угодным Иегове (ср. Иер 33.17–24). Поэтому раввины правильно толкуют это место, говоря, что пророк здесь специально говорит о выходе евреев из Египта, исключая синайское законодательство. Ясно, что пророк хочет внушить евреям мысль о том, что первое, что нужно Богу, — это послушание (ср. (Исх 6:7); (Исх 15:26), жертвы же стоят на втором плане…
  • 29-34. - Иудеи осквернили самый храм языческими мерзостями, устроили жертвенники дня сожжения детей своих в долине Тофет. За это им нет прощения и Господь превратит их страну в пустыню.
  • 29. Повеление об острижении волос обращено к дочери Сиона, как это видно из того, что в евр. тексте глагол поставлен в женском роде. — На горах. Где иудеи грешили, принося незаконные жертвы, там они должны и плакать (ср. (Иер 3:21).
  • 30. Здесь указывается на внесение идолов в Иерусалимский храм при царе Манассии (4Цар. 21.3–5,7).
  • 31. Высоты Тофета, находившиеся в долине сынов Еннома — объясн. см. Толк. Библия т. 2-й с. 533. — Я не повелевал. Иеремия, очевидно, здесь как и в других местах (Иер 19:5) и (Иер 32:35), говорит о том, что жертвоприношения, совершавшиеся в этой долине, совершались в честь Иеговы. Мысль о необходимости приносить Иегове в жертву детей могла возникнуть под влиянием (Исх 13:2) и 12; (Исх 22:28) (ср. также (Мих 6:7).
  • 32. За то. Хотя эти ужасные жертвы были отменены царем Иосией и не возобновлялись при Иоакиме (это видно из того, что поражение иудеев при Иоакиме приписывается в кн. Царств преступлениям только Манассии; (4Цар 24:3) ср. (Иер 21:11) и 23, 26), тем не менее со времени отмены их прошло только 18 лет (до 5-го г. Иоакима), и современники Манассии еще не искупили своего участия в этих беззаконных жертвах никакими страданиями. Теперь им предстоит понести наказание. — Долиною убийства. Сюда, в долину сынов Гинномовых, будет свезено столько трупов убитых Иерусалимлян для погребения, что ее можно будет переименовать в долину убийства или убитых.
  • 34. Свадебные процессии у иудеев всегда были сопровождаемы хором поющих, который исполнял веселые песнопения. Особые замечания — по окончании IХ-й гл., так как VII, VIII и IX-я главы образуют одну речь, сказанную в храме.