- 1-46. - Вавилон и его боги падут (1–8), а Израиль и Иуда получат в это время свободу (4–5). — Это две главные мысли пророчества L и LI-й главы. Развивая их, пророк говорит, что раньше народ избранный много терпел от врагов за свое отступление от Иеговы, но теперь он уйдет из Халдеи, которая в свою очередь подвергнется окончательному опустошенно за свою радость, которую она проявляла разрушая Иудейское государство. Израиль снова поселится на своей земле и будет жить, чистый от грехов, в общении с Иеговою, тогда как Вавилону угрожает страшное нашествие враждебных полчищ и меч истребит всех халдеев (6–46).
- 1. Через Иеремию пророка. Такое надписание объясняется тем, что пророчество это произнесено было не лично Иеремиею, а послано в Вавилон с Сераиею (Иер 51:59).
- 2. Знамя = сигнал для оповещения о важных новостях. — Вил — высший бог вавилонян (ср. (Ис 46:1). — Меродах — по ассир. Marduk — то же, что Вил.
- 3. От севера… народ — см. также (Иер 51:27)
- 4. Ср. (Иер 3:18,21); (Иер 31:8) Слезы свидетельствуют об истинном раскаянии Израиля.
- 6. Ср. (Иер 10:21); (Иер 23:1) и сл. Горы, в которых заблудились евреи, как овцы, — это чуждые великие царства, у которых евреи искали помощи.
- 7. Ср. (Иер 2:3) Народы иноземные пользовались тем, что евреи забыли своего Бога и через это остались без защиты. — Жилищем правды в (Иер 31:23) назван Иерусалим, а здесь - Сам Иегова, названный так, как истинное Прибежище, где народ избранный мог находить для себя безопасность. Иегова же назван и надеждою отцов — ср. (Иер 14:8); (Иер 17:13)
- 8. Плененные иудеи первыми должны уходить из Вавилона, как козлы идут впереди стада, а за ними пойдут и другие (ст. 16).
- 9. Стрелы врагов сравниваются с хорошими воинами, которые не возвращаются назад, не совершив того дела, за которое они взялись (у искусного воина — правильнее: как искусный воин).
- 12. Мать ваша — ваша страна, Халдея.
- 15. Поднял руку — в знак сдачи. Может быть, в руке держали прежде какой-нибудь знак капитуляции.
- 16. Внутри стен Вавилонских имелись плодородные поля. — Об иностранцах живших в Вавилоне см. (Ис 13:14)
- 21. Обращение к завоевателю, который должен взять Вавилон. — Возмутительную — по евр. Meratajim = двойное возмущение, поставленное здесь по евр. двойств. число усиливает мысль, ср. (Суд 15:16); (Пс 67:18) — Накажи жителей ее — точнее с евр.: «и на жителей (страны) наказания» (pekod). Так называется Халдея, как особенная противница Иеговы и как заслужившая за это противление наказание от Бога. — Все за ними, — точнее: «их последний остаток».
- 25. Сосуды гнева Своего — Cвое оружие, ср. (Ис 13:5)
- 27. Волы — это сильные, молодые халдеи, ср. (Иер 48:15)
- 28. Что храм Иерусалимский будет разрушен халдеями, это Иеремии было уже давно известно.
- 31. Гордыня — новое название Вавилона
- 36. Обаятели — ложные пророки вавилонские, астрологи (ср. (Ис 44:25). Обезумеют, т. е. окажутся ничего не понимавшими глупцами.
- 38. Они обезумеют… — лучше: они хвалятся своими страшилищами (богами). Это — причина гнева Божия.
- 39. Ср. (Ис 34:14) и (Ис 34:14)
- 41-43. - Ср. Иер 6.22–24.
- 44-46. - С некоторыми изменениями здесь повторяются Иер 49.19–21.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов > Книга пророка Иеремии > Глава 50