- 1-13. - Пророк получил, находясь во дворе стражи, вторичное откровение о возобновлении Иерусалима, здания которого теперь разрушаются даже его защитниками. Жизнь Израиля и Иуды, возвращенных из плена, потечет так же счастливо, как шла в далекие прежние времена. Народ избранный будет чист пред Богом и, поэтому, будет пользоваться безмятежным благополучием в своей стране.
- 4-5. - Лучше передать смысл обоих стихов так: ибо так говорил Иегова, Бог Израиля, о домах этого города и о домах царей иудейских, уже разрушенных (пророк уверен, что это будет на самом деле), и об их обитателях, которые спешат к насыпям, возведенным осаждающими, и на рукопашную схватку, чтобы сразиться с халдеями, что приведет только к тому, что они своими трупами насытят мечи халдеев. Я Сам во гневе Своем поражу этих людей…
- 6. Тут идет самое откровение Иеговы, к которому предшествующие два стиха были вступлением.
- 9. Радостным именем. Самое имя Иерусалима будет радостно вспоминать Иегове (антропоморфизм).
- 11. Из этого стиха ясно, что славословие, встречающееся в (Пс 105:1); (Пс 106:1); (Пс 117:1); (Пс 117:1), было известно хорошо иудеям еще до плена и что, следовательно, псалмы уже существовали до плена, чего не хотят допустить некоторые критики.
- 13. Пастухи ежедневно, к вечеру, пред загоном, пересчитывали овец своего стада, пропуская мимо себя каждую овцу и дотрагиваясь до нее своим жезлом.
- 14-26. - Здесь повторяется уже данное ранее (Иер 23:5) и сл.) обетование о праведной отрасли Давида с тем изменением, что здесь сама будущая община истинно верующих носит имя: «Господь оправдание наше» и с указанием на вечность Давидова царства и левитского священства. При этом и семя Давидово и левиты должны чрезвычайно размножаться. В конце Господь снова заверяет в истинности Своего обетования, какое Он дал Давидову потомству и всему Израилю.
- 18. Пророк Иеремия, как человек ветхозаветный, и Нового Завета не может мыслить иначе как соединенным с разного рода жертвами, которые будут приносимы по прежнему потомками Левия.
- 22. Умножение до бесчисленного количества потомков Давидовых и левитов не может быть, очевидно, понимаемо в буквальном смысле. Пророк хочет сказать этим, что весь Израиль будет, состоять из царей и священников, как обещал Бог еще Моисею (Исх 19:1) гл.). Но кроме того нужно заметить, что и под Израилем в таком случае нужно разуметь не евреев, а всех истинно верующих Нового Завета, которых Христос сделал царями и священниками (Откр 1:6); ср. (1Пет 2:9). Особые замечания. XXX–XXXIII главы составляют особую группу речей утешительного содержания. XXXII и XXXIII-я главы несомненно, как видно из указания самого пророка, принадлежат ко времени царствования Седекии. Что касается XXX и ХХХI-й глав, то хотя в них и есть некоторое сходство с речами произнесенными в правление Иосии (II–VI гл.), тем не менее тон этих речей существенно различен. Прежде именно пророк считал возможным отвращение гнева Божия покаянием народа, теперь он не находит уже для иудеев возможным избежать суда Божия. — О времени собрания всех этих утешительных речей Иеремии (XXX–XXXIII гл.) можно только делать догадки, и очень вероятною является такая догадка, что это собрание составлялось после взятия Иерусалима; но во всяком случае оно сделано самим же Иеремиею, а не каким-либо лицом, жившим в плену Вавилонском, как предполагают некоторые критики.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов > Книга пророка Иеремии > Глава 33