- 1. Спустя немного времени царь послал одного старца, Афинянина,
принуждать Иудеев отступить от законов отеческих
и не жить по законам Божиим, - 2. а также осквернить храм Иерусалимский
и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского,
а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы,
храмом Юпитера странноприимного. - 3. Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие.
- 4. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников,
которые, обращаясь с блудницами,
смешивались с женщинами в самых священных притворах
и вносили внутрь вещи недозволенные. - 5. И жертвенник наполнился непотребными,
запрещенными законом вещами. - 6. Нельзя было ни хранить субботы,
ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем. - 7. С тяжким принуждением водили их каждый месяц
в день рождения царя на идольские жертвы,
а на празднике Диониса принуждали Иудеев
в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса. - 8. Такое повеление вышло и соседним Еллинским городам,
по наущению Птоломея,
чтобы они так же действовали против Иудеев
и заставляли их приносить идольские жертвы, - 9. а не соглашавшихся переходить к Еллинским обычаям убивали.
Тогда-то можно было видеть настоящее бедствие. - 10. Две женщины обвинены были в том, что обрезали своих детей;
и за это, привесив к сосцам их младенцев
и пред народом проведя по городу, низвергли их со стены. - 11. Другие бежали в ближние пещеры,
чтобы втайне праздновать седьмый день,
но, быв указаны Филиппу, были сожжены,
ибо неправедным считали защищаться по уважению к святости дня. - 12. Тех, кому случится читать эту книгу,
прошу не страшиться напастей и уразуметь,
что эти страдания служат не к погублению,
а к вразумлению рода нашего. - 13. Ибо то самое, что нечестивцам не дается много времени,
но скоро подвергаются они карам,
есть знамение великого благодеяния. - 14. Ибо не так, как к другим народам,
продолжает Господь долготерпение,
чтобы карать их, когда они достигнут полноты грехов,
не так судил Он о нас, - 15. чтобы покарать нас после, когда уже достигнем до конца грехов.
- 16. Он никогда не удаляет от нас Своей милости
и, наказывая несчастьями, не оставляет Своего народа. - 17. Впрочем пусть будет это сказано на память нам:
после этих немногих слов возвратимся к повествованию. - 18. Был некто Елеазар, из первых книжников,
муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности:
его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. - 19. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни,
он добровольно пошел на мучение, и плевал, - 20. как надлежало решившимся устоять против того,
чего из любви к жизни не дозволено вкушать. - 21. Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению,
знавшие этого мужа с давнего времени,
отозвав его, наедине убеждали его
принести им самим приготовленные мяса,
которые мог бы он употреблять,
и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, - 22. дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбе
воспользоваться их человеколюбием. - 23. Но он, утвердившись в доброй мысли,
достойной его возраста и почтенной старости
и достигнутой им славной седины,
и благочестивого издетства воспитания,
а более всего — святаго и Богом данного законоположения,
соответственно сему отвечал, и сказал: немедленно предать смерти; - 24. ибо недостойно нашего возраста лицемерить,
дабы многие из юных,
узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, - 25. и сами вследствие моего лицемерия,
ради краткой и ничтожной жизни,
не впали через меня в заблуждение,
и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. - 26. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей,
но не избегну десницы Всемогущего
ни в сей жизни, ни по смерти. - 27. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью,
сам я явлюсь достойным старости, - 28. а юным оставлю добрый пример —
охотно и доблестно принимать смерть
за досточтимые и святые законы.
Сказав это, он тотчас пошел на мучение. - 29. Тогда и те, которые вели его,
незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство
изменили в ненависть по причине вышесказанных слов,
ибо они почли их за безумие. - 30. Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес:
Господу, имеющему совершенное ведение,
известно, что я, имея возможность избавиться от смерти,
принимаю бичуемым телом жестокие страдания,
а душею охотно терплю их по страху пред Ним. - 31. И так скончался он,
оставив в смерти своей не только юношам,
но и весьма многим из народа
образец доблести и памятник добродетели.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Переклади Біблії > Переклади Біблії російською мовою > Библия в Русском Синодальном переводе (РСП). Российское Библейское Общество (РБО) / Russian Synod Translation (RST). Russian Bible Society (RBS) > Ветхий Завет > Вторая книга Маккавейская > Глава 6