Глава 6

  • 1. Спустя немного времени царь послал одного старца, Афинянина,
    принуждать Иудеев отступить от законов отеческих
    и не жить по законам Божиим,
  • 2. а также осквернить храм Иерусалимский
    и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского,
    а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы,
    храмом Юпитера странноприимного.
  • 3. Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие.
  • 4. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников,
    которые, обращаясь с блудницами,
    смешивались с женщинами в самых священных притворах
    и вносили внутрь вещи недозволенные.
  • 5. И жертвенник наполнился непотребными,
    запрещенными законом вещами.
  • 6. Нельзя было ни хранить субботы,
    ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем.
  • 7. С тяжким принуждением водили их каждый месяц
    в день рождения царя на идольские жертвы,
    а на празднике Диониса принуждали Иудеев
    в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса.
  • 8. Такое повеление вышло и соседним Еллинским городам,
    по наущению Птоломея,
    чтобы они так же действовали против Иудеев
    и заставляли их приносить идольские жертвы,
  • 9. а не соглашавшихся переходить к Еллинским обычаям убивали.
    Тогда-то можно было видеть настоящее бедствие.
  • 10. Две женщины обвинены были в том, что обрезали своих детей;
    и за это, привесив к сосцам их младенцев
    и пред народом проведя по городу, низвергли их со стены.
  • 11. Другие бежали в ближние пещеры,
    чтобы втайне праздновать седьмый день,
    но, быв указаны Филиппу, были сожжены,
    ибо неправедным считали защищаться по уважению к святости дня.
  • 12. Тех, кому случится читать эту книгу,
    прошу не страшиться напастей и уразуметь,
    что эти страдания служат не к погублению,
    а к вразумлению рода нашего.
  • 13. Ибо то самое, что нечестивцам не дается много времени,
    но скоро подвергаются они карам,
    есть знамение великого благодеяния.
  • 14. Ибо не так, как к другим народам,
    продолжает Господь долготерпение,
    чтобы карать их, когда они достигнут полноты грехов,
    не так судил Он о нас,
  • 15. чтобы покарать нас после, когда уже достигнем до конца грехов.
  • 16. Он никогда не удаляет от нас Своей милости
    и, наказывая несчастьями, не оставляет Своего народа.
  • 17. Впрочем пусть будет это сказано на память нам:
    после этих немногих слов возвратимся к повествованию.
  • 18. Был некто Елеазар, из первых книжников,
    муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности:
    его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо.
  • 19. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни,
    он добровольно пошел на мучение, и плевал,
  • 20. как надлежало решившимся устоять против того,
    чего из любви к жизни не дозволено вкушать.
  • 21. Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению,
    знавшие этого мужа с давнего времени,
    отозвав его, наедине убеждали его
    принести им самим приготовленные мяса,
    которые мог бы он употреблять,
    и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса,
  • 22. дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбе
    воспользоваться их человеколюбием.
  • 23. Но он, утвердившись в доброй мысли,
    достойной его возраста и почтенной старости
    и достигнутой им славной седины,
    и благочестивого издетства воспитания,
    а более всего — святаго и Богом данного законоположения,
    соответственно сему отвечал, и сказал: немедленно предать смерти;
  • 24. ибо недостойно нашего возраста лицемерить,
    дабы многие из юных,
    узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество,
  • 25. и сами вследствие моего лицемерия,
    ради краткой и ничтожной жизни,
    не впали через меня в заблуждение,
    и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость.
  • 26. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей,
    но не избегну десницы Всемогущего
    ни в сей жизни, ни по смерти.
  • 27. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью,
    сам я явлюсь достойным старости,
  • 28. а юным оставлю добрый пример —
    охотно и доблестно принимать смерть
    за досточтимые и святые законы.
    Сказав это, он тотчас пошел на мучение.
  • 29. Тогда и те, которые вели его,
    незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство
    изменили в ненависть по причине вышесказанных слов,
    ибо они почли их за безумие.
  • 30. Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес:
    Господу, имеющему совершенное ведение,
    известно, что я, имея возможность избавиться от смерти,
    принимаю бичуемым телом жестокие страдания,
    а душею охотно терплю их по страху пред Ним.
  • 31. И так скончался он,
    оставив в смерти своей не только юношам,
    но и весьма многим из народа
    образец доблести и памятник добродетели.