- 1. І скликав Він Дванадцятьох, і дав їм силу та владу над усіма демонами, і вздоровляти недуги.
- 2. І послав їх проповідувати Царство Боже та вздоровляти недужих.
- 3. І промовив до них: Не беріть нічого в дорогу: ані палиці, ані торби, ні хліба, ні срібла, ані майте по двоє убрань.
- 4. І в який дім увійдете, зоставайтеся там, і звідти відходьте.
- 5. А як хто вас не прийме, то, виходячи з міста того, обтрусіть від ніг ваших порох на свідчення супроти них.
- 6. І вийшли вони, та й ходили по селах, звіщаючи Добру Новину та всюди вздоровляючи.
- 7. А Ірод тетрарх прочув усе, що сталось було, і вагався, бо дехто казали, що Іван це із мертвих устав,
- 8. а інші, що Ілля то з'явився, а знов інші, що ожив це один із стародавніх пророків.
- 9. Тоді Ірод сказав: Іванові стяв я голову; хто ж Оцей, що я чую про Нього речі такі? І він намагався побачити Його.
- 10. А коли повернулись апостоли, вони розповіли Йому, що зробили. І Він їх узяв, та й пішов самотою на місце безлюдне, біля міста, що зветься Віфсаіда.
- 11. А як люди довідалися, то пішли вслід за Ним. І Він їх прийняв, і розповідав їм про Боже Царство, та тих уздоровляв, хто потребував уздоровлення.
- 12. А день став схилятися. І Дванадцятеро підійшли та й сказали Йому: Відпусти вже людей, нехай вони йдуть у довколишні села й оселі спочити й здобути поживи, бо ми тут у місці безлюдному!
- 13. А Він їм сказав: Дайте їсти їм ви. Вони ж відказали: Немає в нас більше, як п'ятеро хліба й дві рибі. Хіба підемо та купимо поживи для всього народу цього.
- 14. Бо було чоловіків десь тисяч із п'ять. І сказав Він до учнів Своїх: Розсадіть їх рядами по п'ятидесяти.
- 15. І зробили отак, і всіх їх розсадили.
- 16. І Він узяв п'ять хлібів та дві рибі, споглянув на небо, поблагословив їх, і поламав, і дав учням, щоб клали народові.
- 17. І всі їли й наситились! А з кусків позосталих зібрали дванадцять кошів...
- 18. І сталось, як насамоті Він молився, з Ним учні були. І спитав Він їх, кажучи: За кого Мене люди вважають?
- 19. Вони ж відповіли та сказали: За Івана Христителя, а ті за Іллю, а інші, що воскрес один із давніх пророків.
- 20. А Він запитав їх: А ви за кого Мене маєте? Петро ж відповів та сказав: За Христа Божого!
- 21. Він же їм заказав, і звелів не казати нікому про це.
- 22. І сказав Він: Синові Людському треба багато страждати, і Його відцураються старші, і первосвященики, і книжники, і буде Він убитий, але третього дня Він воскресне!
- 23. А до всіх Він промовив: Коли хоче хто йти вслід за Мною, хай зречеться самого себе, і хай візьме щоденно свого хреста, та й за Мною йде.
- 24. Бо хто хоче душу свою зберегти, той погубить її, а хто ради Мене згубить душу свою, той її збереже.
- 25. Яка ж користь людині, що здобуде ввесь світ, але занапастить чи згубить себе?
- 26. Бо хто буде Мене та Моєї науки соромитися, того посоромиться також Син Людський, як прийде у славі Своїй, і Отчій, і святих Анголів.
- 27. Правдиво ж кажу вам, що деякі з тут-о приявних не скуштують смерти, аж поки не побачать Царства Божого.
- 28. І сталось після оцих слів днів за вісім, узяв Він Петра, і Івана, і Якова, та й пішов помолитись на гору.
- 29. І коли Він молився, то вигляд лиця Його переобразився, а одежа Його стала біла й блискуча.
- 30. І ось два мужі з Ним розмовляли, були то Мойсей та Ілля,
- 31. що з'явилися в славі, і говорили про кінець Його, який в Єрусалимі Він мав докінчити.
- 32. А Петро та приявні з ним були зморені сном, але, пробудившись, бачили славу Його й обох мужів, що стояли при Ньому.
- 33. І сталось, як із Ним розлучались вони, то промовив Петро до Ісуса: Учителю, добре нам бути отут! Поставмо ж отут три шатрі: задля Тебе одне, і Мойсею одне, і одне для Іллі! Він не знав, що говорить...
- 34. А як він говорив це, насунула хмара та їх заслонила. І вони полякались, як стали ті входити в хмару.
- 35. І почувся ось голос із хмари, який промовляв: Це Син Мій Улюблений, Його слухайтеся!
- 36. А коли оцей голос лунав, Ісус Сам позостався. А вони промовчали, і нікому нічого тих днів не казали, що бачили.
- 37. А наступного дня, як спустились з гори, перестрів Його натовп великий.
- 38. І закричав ось один чоловік із народу й сказав: Учителю, благаю Тебе, зглянься над сином моїм, бо одинак він у мене!
- 39. А ото дух хапає його, і він нагло кричить, і трясе ним, аж той піну пускає. І, вимучивши він його, насилу відходить.
- 40. І учнів Твоїх я благав його вигнати, та вони не змогли.
- 41. А Ісус відповів і промовив: О, роде невірний й розбещений, доки буду Я з вами, і терпітиму вас? Приведи свого сина сюди!
- 42. А як той іще йшов, демон кинув його та затряс. Та Ісус заказав тому духу нечистому, і вздоровив дитину, і віддав її батькові її.
- 43. І всі дивувалися величі Божій! А як усі дивувались усьому, що чинив був Ісус, Він промовив до учнів Своїх:
- 44. Вкладіть до вух своїх ці ось слова: Людський Син буде виданий людям до рук...
- 45. Проте не зрозуміли вони цього слова, було бо закрите від них, щоб його не збагнули, та боялись Його запитати про це слово.
- 46. І прийшло їм на думку: хто б найбільший з них був?
- 47. А Ісус, думку серця їх знавши, узяв дитину, і поставив її біля Себе.
- 48. І промовив до них: Як хто прийме дитину оцю в Ім'я Моє, Мене він приймає, а як хто Мене прийме, приймає Того, Хто послав Мене. Хто бо найменший між вами всіма, той великий!
- 49. А Іван відповів і сказав: Учителю, ми бачили одного чоловіка, що Ім'ям Твоїм демонів виганяв, і ми заборонили йому, бо він з нами не ходить.
- 50. Ісус же йому відказав: Не забороняйте, бо хто не проти вас, той за вас!
- 51. І сталось, коли дні вознесення Його наближались, Він постановив піти в Єрусалим.
- 52. І Він посланців вислав перед Собою. І пішли вони, та й прибули до села самарянського, щоб ночівлю Йому приготовити.
- 53. А ті не прийняли Його, бо йшов Він у напрямі Єрусалиму.
- 54. Як побачили ж те учні Яків й Іван, то сказали: Господи, хочеш, то ми скажемо, щоб огонь зійшов з неба та винищив їх, як і Ілля був зробив.
- 55. А Він обернувся до них, їм докорив та й сказав: Ви не знаєте, якого ви духа.
- 56. Бо Син Людський прийшов не губить душі людські, а спасати! І пішли вони в інше село.
- 57. І сталось, як дорогою йшли, сказав був до Нього один: Я піду за Тобою, хоч би куди Ти пішов.
- 58. Ісус же йому відказав: Мають нори лисиці, а гнізда небесні пташки, Син же Людський не має ніде й голови прихилити!
- 59. І промовив до другого Він: Іди за Мною. А той відказав: Дозволь мені перше піти, і батька свого поховати.
- 60. Він же йому відказав: Зостав мертвим ховати мерців своїх. А ти йди та звіщай Царство Боже.
- 61. А інший сказав був: Господи, я піду за Тобою, та дозволь мені перш попрощатись із своїми домашніми.
- 62. Ісус же промовив до нього: Ніхто з тих, хто кладе свою руку на плуга та назад озирається, не надається до Божого Царства!
1-6.- О послании Господом 12 апостолов на проповедь евангелист Лука говорит, следуя Марку (Марк 6:7-13). У евангелиста Матфея наставления ученикам гораздо обширнее (Матф 10:1).
«Ни посоха» (стих 3). Здесь евангелист Лука согласен не с Марком, а с Матфеем (см. (Марк 6:8); (Матф 10:10).7-9.- (См. (Марк 6:14-16); (Матф 14:1-2).
«Кто же Этот...» У евангелиста Марка Ирод высказывается определенно, что это – воскресший Иоанн (Марк 6:16), евангелист же Лука как бы стесняется вложить в уста Ирода, человека образованного, такую невероятную мысль.
«Искал увидеть Его». Совесть тревожила Ирода, и он думал личным свиданием с загадочным человеком, быть может, пророком, успокоить свое сердце.10-17.- О чуде насыщения народа евангелист Лука говорит, сокращая рассказ Марка (Марк 6:30-44); ср. (Матф 14:13-21). Он только точнее определяет направление пути, которым удалился Христос.
«Близ города...» (стих 10) – правильнее: «по направлению к городу, называемому Вифсаидою», т. е. на северо-восточный берег Геннисаретского моря. О Вифсаиде см. комментарии к (Марк 6:45).18-27.- Исповедание апостола Петра и предсказание Христа о Своих страданиях евангелист Лука излагает согласно с Марком (Марк 8:27) – (Марк 9:1); ср. (Матф 16:13-28).
«Когда Он молился в уединенном месте» (стих 18). Об этой молитве Христа делает упоминание только евангелист Лука.
«Ко всем же» (стих 23). Согласно Евангелию от Марка, Господь в это время подозвал к Себе шедший за Ним народ (Марк 8:34).28-45.- О преображении Господа и исцелении бесноватого отрока евангелист Лука говорит согласно с Марком (Марк 9:2-32); ср. (Матф 17:1-9,14-23). Но при этом он вносит в рассказ некоторые новые подробности.
«Дней через восемь» (стих 28) – выражение довольно неопределенное. Евангелист Лука, вероятно, считает здесь и день исповедания апостола Петра, и день Преображения, поэтому у него счет и выходит на два дня больше, чем у Матфея и Марка.
«И когда молился» (стих 29; см. (Луки 3:21). О молитве Христа перед Преображением говорит один евангелист Лука.
«Вид лица» (стих 29). Евангелист Лука здесь соединяет в одно два выражения Матфея (Матф 17:2).
«Явившись во славе» (стих 31), т. е. в сиянии, окруженные небесным блеском.
«Говорили об исходе Его» (стих 31). Это замечает только евангелист Лука. Под «исходом» здесь понимается выход Христа из этой земной жизни посредством смерти, воскресения и вознесения на небо (ср. (2Петра 1:15). Рассуждали они об этом для того, чтобы внушить представителям апостолов уверенность в том, что смерть Христа, которой те так соблазнялись (Матф 16:22) и сл.), была предусмотрена еще в Ветхом Завете.
«Отягчены были сном...» (стих 32). Об этом упоминает только евангелист Лука. По всей вероятности, ученики спали в то время, когда Христос молился, и проснулись, как только засиял свет от лица Господа и в сиянии появились Моисей и Илия.
«Когда они отходили» (стих 33). Согласно Евангелию Луки, Петр своим предложением имел в виду удержать уходивших Моисея и Илию.
«Осенило их» (стих 34) – не Моисея и Илию, как толкует Б. Вейс, а учеников, потому что тут же сказано «и устрашились» – конечно, не Моисей и Илия, а ученики.
«Взглянуть на сына моего» (стих. 38), т. е. бросить на него Свой милосердый взор, помочь ему (ср. (Луки 1:48).
«Он один у меня» (стих 38). Это прибавляет один евангелист Лука.46-50.- Наставления Христа о смирении евангелист Лука излагает согласно с Марком (Марк 9:33-40).
«Поставил его пред Собою» (у Марка – «посреди них»). Этим Господь показывает, что дитя ближе к Нему, чем ученики, считавшие себя выше, чем все остальные люди.51-56.- Этот раздел имеется только в Евангелии Луки.
«Когда же приближались дни взятия Его...» Слово «взятие» (ἀνάληψις) употреблено только в этом одном месте, но в последующей письменности оно ясно означает вознесение Иисуса Христа на небо (Свицер. Tes., с. 282). Таким образом, евангелист Лука начинает здесь историю путешествия Христа из Галилеи в Иерусалим на Пасху страданий. Путешествие это, по изображению Луки, было не прямым – для прямого путешествия потребовалось бы только три дня пути, – а медленным обхождением тех городов и селений Галилеи и Переи, которые Господь хотел просветить светом Евангелия. При этом указывается намерение Христа пройти Самарией и непринятие Его самарянами, вслед затем – снова обхождение Галилеи и потом уже опять появление Христа на границах Самарии (Луки 17:11).
«Восхотел идти в Иерусалим». Точнее: «обратил лицо Свое к Иерусалиму» (τὸ πρόσωπον αὐτοῦ ἐστήριξε – гебраизм; ср. (Иер 21:10); 42:15). Таким образом, Иерусалим делается с этих пор тем пунктом, куда постоянно обращен взор Христа.
«Приготовить для Него» (стих 52), т. е. подготовить самарян к Его прибытию, так как самаряне, как видно из следующего 53-го стиха, неодобрительно относились к путешествию Христа в Иерусалим, где, как они полагали, Христос объявит себя царем. Им было в высшей степени неприятно, что их враги – иудеи удостоены будут такой великой милости от того, кого они признали уже раньше (Иоан 4:1) Мессиею (ср. (Матф 11:3).
«Видя то» (стих 54), т. е. узнав об этом от возвратившихся «вестников».
На гневное заявление сынов Зеведеевых, которых сам Господь назвал сынами грома (Марк 3:17), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в Себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа.
«Какого вы духа» (стих 55). Слово «Духа» должно писаться с прописной буквы, а не со строчной, как в русском переводе, потому что греческое выражение εί͂ναι πνεύματος – значит стоять, находиться в зависимости от Духа, – конечно, Божия. Ср. (Марк 9:41).
«Другое селение» (стих 56) – всего вероятнее, уже не самарянское. Господь идет, вероятно, по Галилее и Перее, где обыкновенно ходили богомольцы с севера в Иерусалим.57-62.- Евангелист Лука излагает согласно с Матфеем (ср. (Матф 8:19-22) ответы Господа желавшим следовать за Ним.
Трудно сказать, почему он это событие относит ко времени путешествия Христа в Иерусалим, когда, согласно евангелисту Матфею, оно имело место гораздо раньше. Может быть, ему казалось приличнее поместить здесь этот рассказ, как несколько раскрывающий тогдашнее положение вещей. Христос идет на смерть и желающие стать Его учениками как бы чувствуют опасность, какой должны скоро подвергнуться и ученики Христа, и просят Его позволить им проститься с родными, которых они уже больше не увидят... Что касается первого ответа Христа – о неимении пристанища, то он как раз подходил к настоящим обстоятельствам, когда самаряне только что отказали Христу в приеме.
«А ты иди, благовествуй Царствие Божие» (стих 60). Этим прибавлением, сделанным только у евангелиста Луки, несколько смягчается кажущийся суровым ответ Господа на просьбу одного желавшего или, точнее, призванного Господом следовать за Ним. Теперь – как бы говорит Господь – время дорого: Царство Божие или Царство Мессии должно скоро открыться, и к этому нужно скорее подготавливать людей.
«Еще другой сказал». Эта просьба и ответ на нее Господа (стихи 61–62) находятся только у евангелиста Луки. Проситель, по-видимому, не совсем еще решил, следовать ли Ему за Христом – он, по-видимому, хочет посоветоваться со своими домашними, скрывая это намерение под видом естественного желания проститься с ними. Господь в приточной речи говорит, что нельзя новое служение брать с какими-то сомнениями. Нет, нужно предаться ему вполне, искренно, всем сердцем, иначе такой ученик и после будет все оглядываться назад, подобно не интересующемуся своей работой пахарю. Пользы от такого отношения к делу распространения Евангелия ждать нельзя...