- 1. And Rehoboam came to Jerusalem, and got together the men of Judah and Benjamin, a hundred and eighty thousand of his best fighting-men, to make war against Israel and get the kingdom back for Rehoboam.
- 2. But the word of the Lord came to Shemaiah, the man of God, saying,
- 3. Say to Rehoboam, the son of Solomon, king of Judah, and to all Israel in Judah and Benjamin,
- 4. The Lord has said, You are not to go to war against your brothers: let every man go back to his house, for this thing is my purpose. So they gave ear to the words of the Lord and were turned back from fighting against Jeroboam.
- 5. Now Rehoboam kept in Jerusalem, building walled towns in Judah.
- 6. He was the builder of Beth-lehem and Etam and Tekoa
- 7. And Beth-zur and Soco and Adullam
- 8. And Gath and Mareshah and Ziph
- 9. And Adoraim and Lachish and Azekah
- 10. And Zorah and Aijalon and Hebron, walled towns in Judah and Benjamin.
- 11. And he made the walled towns strong, and he put captains in them and stores of food, oil, and wine.
- 12. And in every town he put stores of body-covers and spears, and made them very strong. And Judah and Benjamin were his.
- 13. And the priests and Levites who were in all Israel came together to him from every part of their country.
- 14. For the Levites gave up their living-places and their property, and came to Judah and Jerusalem; for Jeroboam and his sons had sent them away, not letting them be priests to the Lord;
- 15. And he himself made priests for the high places, and for the images of he-goats and oxen which he had made.
- 16. And after them, from all the tribes of Israel, all those whose hearts were fixed and true to the Lord, the God of Israel, came to Jerusalem to make offerings to the Lord, the God of their fathers.
- 17. So they went on increasing the power of the kingdom of Judah, and made Rehoboam, the son of Solomon, strong for three years; and for three years they went in the ways of David and Solomon.
- 18. And Rehoboam took as his wife Mahalath, the daughter of Jerimoth, the son of David and of Abihail, the daughter of Eliab, the son of Jesse;
- 19. And she had sons by him, Jeush, Shemariah, and Zaham.
- 20. And after her he took Maacah, the daughter of Absalom; and she had Abijah and Attai and Ziza and Shelomith by him.
- 21. Maacah, the daughter of Absalom, was dearer to Rehoboam than all his wives and his servant-wives: (for he had eighteen wives and sixty servant-wives, and was the father of twenty-eight sons and sixty daughters.)
- 22. Rehoboam made Abijah, the son of Maacah, chief and ruler among his brothers, for it was his purpose to make him king.
- 23. And in his wisdom he had his sons stationed in every walled town through all the lands of Judah and Benjamin; and he gave them a great store of food, and took wives for them.
1-4.- Сн. (3Цар 12:21-24) Толков. Библия II.5-12.- Города, обращенные Ровоамом в крепости или вообще укрепленные им, в большинстве издавна существовали и только были обстроены. Таков - Вифлеем (Быт 35:16,19); (Быт 48:7); (Руф 1:1); о положении его см.Толков. Библию II, с. 336-337 и 383. Ефам (LXX Αιταν, Vulg. Etam) лежал, как и Вифлеем, в колене Иудином (Нав 15:59), верстах в 12-ти от Иерусалима; по причине прекрасного местоположения, садов и обилия водою был, по свидетельству Иосифа Флавия (), любимой летней резиденцией Соломона (развалины водопроводов, бывших здесь, существуют и доныне); теперь - Айн - Аттан, мееду Вифлиемом и Уртасом (Onomast. 487). Фекоя - в Иудинон колене (Нав 15:59), к северу от Хеврона, теперь Хирбет-Текуа (Onomast. 417); ср. Толков. Библия, т. II, с. 336-337 и 430. Бефцур (LXX βαιθσουρα) - в Иудином колене, в горах Иудииых (Нав 15:58); (Неем 3:16); особенно известен стал во времена Маккавеев, как сильная крепость, бывшая тогда местом нескольких сильных сражений (1Мак 4:29,61); (1Мак 6:7,26); по И. Флавию (), был наиболее укрепленным оплотом в земле Иудейской; теперь Бат-Сур по дороге из Иерусалима в Хеврон, на расстоянии верст 20-ти от первого (ср. Onomast. 234, лежит на земле, у подошвы которого протекает обильный источник Айн-ед-Дирье, где, по преданию, Ап. Филипп крестил евнуха Кандакии. Сохо(LXX Σοχωθ) - имя двух городов в Иудином колене (Нав 15:35,48); (1Цар 4:1); (3Цар 4:10) и др. Onomast. 881), к юго-западу от Иерусалима, см. Толков, Библию II, с. 335 и 336. Одоллам (ввр. адуллам) упоминается уже в (Быт 37:1,12,20); взятый Иисусом Навином (Нав 12:15) достался в жребий Иудин, ср. (2Мак 12:38), в 5-ти верстах к сев.-вост. от Сохо (Onomast. 24. Ср.Толков. Библия I, с. 326). Геф (евр. гат) - к западу от Сохо, верстах в 5-ти; до царствования Давида был одним из пяти главнейших филистимских городов (1Цар 6:17); (1Цар 17:4), Давид покорил его (2Пар 8:1) Ср. Толков. Библия II, с. 396 и 426. Сн. Onomast. 301). Мареша (LXX слав. Марисан) у юго верст 5 от Гефа (Нав 15:44); Толков. Библия II) родина пророка Михея (Мих 1:1), место сражения Асы с Зараем Ефиоплянином (2Пар 14:9); во времена Маккавеев и последующие нередко переходил из рук в руки (И. Флавий. ; ; ; ), пока окончательно был разрушен парфянами при Ироде (; ). Ср. Onomast. 673. Зиф (Нав 15:55) - в 1 3/4 часа пути к югу от Хеврона (Onomast. 464); в пустынных окрестностях Зифа скрывался Давид от преследований Саула (1Цар 23:14) сл. (1Цар 26:2) Толков. Библия II, с. 336 и 411. Адораим к востоку от Зифа (1Мак 13:20) Onomast. 165), теперь Дер'ат. О положении Лахиса (4Цар 14:19) см. Толков. Библию II, с. 512. О положении Азека (Нав 10:10); (Нав 15:35) Onomast. 34) см. также, с. 62-63. О положении Цоры (LXX Σαραα, сл. Салаа, (Нав 15:33); (Нав 19:41) Onomast. 830) - там же, с. 96; это самый северо-западный город из числа укрепленных Равоамом. Об Аиалоне (Нав 10:12); (Нав 10:36) см. Толков. Библию II, с. 320 и 344. Как и Цора, Аиалон первоначально принадлежал к уделу Данова колена, но позже оба города могли перейти к Иудину колену; этот переход мог стоять в связи с переселением священников и левитов из Израильского царства в Иудейское (ст. 13-14 рассматриваемой главы; см. у проф. Гуляева, Исторические книги, с. 519). Хеврон, ранее Кириаф-Арба (Быт 13:18); (Быт 23:2) (Чис 13:23); (Нав 12:10); (Нав 14:13); (Нав 15:13); (Нав 14:13); Суд 1.10 и др.), - один из древнейших городов мира (по (Чис 13:23), построен 7-го года прежде Цоана Египетского); при разделении Ханаана достался Халеву (Нав 14:13), после около 7 лет был столицей Давида (2Цар 2:1) сл. 2Цар 565). В евангельское время, по преданию, был местом жительства св. Захарии и Елисаветы. О положении Хеврона (Onomast. 113) см. Толков. Библию т. I, с. 334 и 519, т. II, с. 88. Кроме крепостей, во всех этих городах Ровоамом заведены были общественные магазины съестных припасов (ст. 11-12).13-17.- Краткое сообщение (3Цар 12:31) о том, что Иеровоам ставил священников из народа, а не из колена Левиина, здесь (ст. 13-15) распространено теми чертами, что Иеровоам отставил от священства тех членов Левиина колена, которые не признали законным введенного им культа, и эти, верные прежнему, истинному культу Иеговы, священники и левиты переселились - частью добровольно, частью по принуждению в пределы царства Иудейского. Нет никакого основания видеть (как делают Калмет и многие новые толкователи) этих священников и левитов в обличаемых пророком Иезекиилем и лишаемых им права священнодействия левитах, изменивших Иегове (Иез 44:10-14), - нельзя потому, что в рассматриваемом месте 2Пар говорится напротив о священниках и левитах, верных Иегове, именно из верности Ему и по нежеланию служить богопротивному культу удалившихся в Иудею. Культ тельцов здесь (ст. 15) назван, кроме собственного имени, еще именем сеирим, LXX ματαια, Vulg. daemonia. Русск. Синод. перевод передает еврейское название буквально: козлы, но о служении козлам в культе Иеровоама ничего не известно; и гораздо естественнее понимать сеирим в смысле идолов или же злых духов (ср. (Ис 13:21); (Ис 34:14). См. у проф. Ф.Г. Елеонского. История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до Египетских казней. Спб. 1884, с. 136-140; у А. Глаголева Ветхозаветное библейское учение об ангелах, Киев 1900, с. 591 -595.
О том, что и простые благочестивые израильтяне, по разделении царств, продолжали посещать Иерусалим и храм Соломонов (ст. 16-17), говорится и в (3Цар 12:27-28), причем, по последнему месту, это обстоятельство и послужило поводом для Иеровоама учредить особый культ в Вефиле и Дане. "Три года" (ст. 17) продолжалась верность Ровоама и народа его Иегове, а затем (ср. (3Цар 14:22-24) и в Иудее началось идопослужение (ср. (2Пар 12:1). Сн. Толков. Библия т. II, с. 476.18-23.- Восполняется сравнительно с 3Цар царская родословная Ровоама (ср. Толков. Библия II, 476). О неодинаковом написании имени третьей жены Ровоама, матери Авии, и ее отца, в ст. 20; (3Цар 15:2) и (2Пар 13:2) см. Толков. Библию II, с. 477. Из 28 сыновей своих (ст. 21) Ровоам удержал при себе лишь предназначенного к престолонаследию Авию, прочих, же, во избежание братоубийственной распри, разослал по разным городам, обеспечив каждого содержанием и поручив государственную службу.



