< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Глава 16

  • Закрыть сопоставления
  • 1. In the thirty-sixth year of the rule of Asa, Baasha, king of Israel, went up against Judah, building Ramah so that no one was able to go out or in to Asa, king of Judah.
  • 2. Then Asa took silver and gold out of the stores of the Lord's house and of the king's store-house, and sent to Ben-hadad, king of Aram, at Damascus, saying,
  • 3. Let there be an agreement between me and you as there was between my father and your father: see, I have sent you silver and gold; go and put an end to your agreement with Baasha, king of Israel, so that he may give up attacking me.
  • 4. And Ben-hadad did as King Asa said, and sent the captains of his armies against the towns of Israel, attacking Ijon and Dan and Abel-maim, and all the store-towns of Naphtali.
  • 5. Then Baasha, hearing of it, put a stop to the building of Ramah, and let his work come to an end.
  • 6. Then King Asa, with all Judah, took away the stones and wood with which Baasha was building Ramah, and he made use of them for building Geba and Mizpah.
  • 7. At that time Hanani the seer came to Asa, king of Judah, and said to him, Because you have put your faith in the king of Aram and not in the Lord your God, the army of the king of Aram has got away out of your hands.
  • 8. Were not the Ethiopians and the Lubim a very great army, with war-carriages and horsemen more than might be numbered? but because your faith was in the Lord, he gave them up into your hands.
  • 9. For the eyes of the Lord go this way and that, through all the earth, letting it be seen that he is the strong support of those whose hearts are true to him. In this you have done foolishly, for from now you will have wars.
  • 10. Then Asa was angry with the seer, and put him in prison, burning with wrath against him because of this thing. And at the same time Asa was cruel to some of the people.
  • 11. Now the acts of Asa, first and last, are recorded in the book of the kings of Judah and Israel.
  • 12. In the thirty-ninth year of his rule, Asa had a very bad disease of the feet; but he did not go to the Lord for help in his disease, but to medical men.
  • 13. So Asa went to rest with his fathers, and death came to him in the forty-first year of his rule.
  • 14. And they put him into the resting-place which he had made for himself in the town of David, in a bed full of sweet perfumes of all sorts of spices, made by the perfumer's art, and they made a great burning for him.

1-6.- Ср. (3Цар 15:16-22) О хронологических датах войны Асы с Ваасой см. Толков. Библию, т. II, стр. 477-476; сн. у проф. Гуляева, цит. соч., стр. 531. О положении взятых сирийским царем израильских городов см. примеч. к (3Цар 15:20) Толков. Библия, II, с. 478.

7-10.- Прозорливец Анания жил и действовал и при сыне и преемнике Асы, Иссафате (2Пар 19:2) сл.). Причина и суть обличений его Асе - в недостатке веры последнего в защиту промыслительного действия Божьего и в суеверной надежде на помощь и силу языческого царя (ср. подобные пророческие обличения израильскому царю Ахаву, (3Цар 20:35-43); пророка Исайи - иудейскому царю Езекии (4Цар 20:15-19). Аса тем более был виновен в малодушном неверии Промыслу Божьему, что в войне с Зараем имел поразительно-очевидный пример чудесной помощи Божией (ст. 8; ср. гл. XIV), о чем нарочито еще поучал его пророк Азария (2Пар 15:1-7). В словах прозорливца Анании (ст. 9) дано ясное выражение библейского учения о промыслительной деятельности Божьей, особенно в отношении к людям благочестивым. То, что Аса на пророческое обличение отвечал насилием над личностью пророка, равно как и другие притеснения, чинимые им некоторым из народа (ст. 10), показывает, что при всем благочестии своем Аса не был типичным истинно теократическим царем; потому-то И. Сирах не называет его в числе лучших царей теократических (Сир 49:5,6).

11-14.- В описании болезни Асы (ст. 12) отмечается отчасти особенная ее острота (болезнь - ревматизм ног или подагра, см. Толков. Библию II, 478), главным же образом уже известный (ср. ст. 7) его грех - грех человеконадеяния: предпочтение врачебной человеческой помощи пред всеисцеляющей силой Божьею. В речи о погребении Асы (ст. 14) упомянуто, во-первых, о нарочитой гробнице Асы, им самим приготовленной, а во-вторых, дано замечательное в библейско-археологическом описание обрядов погребения еврейских царей ср. ниже (2Пар 21:19) сн. (Иер 34:5) Некоторые последователи (между ними и проф. Гуляев, с. 533-534) на основании упомянутого здесь и в цитированных местах сожжения благовоний в честь царя - полагали, что здесь имело место сожжение тела царя, и что вообще цари и знатные евреи вообще погребались через трупосожжение. Но единственное ясное свидетельство о том способе погребения - в рассказе (1Цар 31:12) о погребении павших в битве Саула и сыновей его жителями Иависа: случай сожжения трупов здесь был совершенно исключительный, вызванный благоговейным желанием предохранить трупы от поругания со стороны филистимлян. Царствованию сына Асы,Иосафата, о котором 3 Царств дает чрезвычайно краткий рассказ в несколько стихов (3Цар 22:41-51), 2Паралипоменон посвящает четыре главы, XVII-XX, восполняя сведения 3Цар как внешними событиями царствования Иософата, так особенно изображением внутренней - правительственной и религиозно-теократической деятельности этого благочестивого царя.