< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Глава 27

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Jotham was twenty-five years old when he became king; and he was ruling in Jerusalem for sixteen years; and his mother's name was Jerushah, the daughter of Zadok.
  • 2. He did what was right in the eyes of the Lord, as his father Uzziah had done; but he did not go into the Temple of the Lord. And the people still went on in their evil ways.
  • 3. He put up the higher doorway of the house of the Lord, and did much building on the wall of the Ophel.
  • 4. In addition, he made towns in the hill-country of Judah, and strong buildings and towers in the woodlands.
  • 5. He went to war with the king of the children of Ammon and overcame them. That year, the children of Ammon gave him a hundred talents of silver, and ten thousand measures of grain and ten thousand measures of barley. And the children of Ammon gave him the same amount the second year and the third.
  • 6. So Jotham became strong, because in all his ways he made the Lord his guide.
  • 7. Now the rest of the acts of Jotham, and all his wars and his ways, are recorded in the book of the kings of Israel and Judah.
  • 8. He was twenty-five years old when he became king, and he was ruling in Jerusalem for sixteen years.
  • 9. And Jotham went to rest with his fathers, and they put his body into the earth in the town of David; and Ahaz his son became king in his place.

1-2.- Сн. (4Цар 15:32-34) Толков. Библия II. В характеристике благочестия Иоафама во 2Пар ст. 2 имеется замечание: "только он не входил в храм Господень", т.е. не подражал отцу своему Озии (сн. (2Пар 26:16) и д.) в его преступной попытке совершать священнодействие в храме. Совершенно превратно некоторые раввины (Кимхи и др.) понимали эта выражение в смысле указания на то, будто Иоафам, испуганный постигшим в храме отца его страшным наказанием, вовсе не решался входить в храм и совершал жертвоприношения на высотах; между тем в тексте ст. 2 грех служения на высотах приписывается только народу, а не царю.

3-4.- Строительная деятельность Иоафама коснулась сначала Иерусалима и прежде всего храма: он построил (ст. 3) так называемые "верхние" (евр. елийон LXX την υψηλην, Vulg. excelsam, слав. высокая) ворота дома Господня, лежавшие, по господствующему в науке представлению, на северной стороне и тожественные с воротами Вениаминовыми (Иер 20:2) См. у проф. Олесницкого. Ветхозаветный храм, с. 669) [Во втором Иерусалимском храме были ворота "верхние" на западной стене во дворе женщин (Мишна, Сукка V, 5), у Иосифа Флавия эти врата названы Коринфскими (т.е. сделанными из коринфской меди - сплава золота, серебра и меди). , см. у проф. А.А. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 470-471]. Кроме того, Иоафам обстроил Офел (ст. 2, ср. (2Пар 33:14); (Неем 3:20); (Неем 11:21); (Ис 32:14). Именем Офел (собственно: холм, см. (4Цар 5:24); (Мих 4:8), как полагают исследователи библейских древностей, называлась восточная или юго-восточная часть стены, окружавшей храм, и башня, стоявшая при ней. Название это могло произойти от предместья Иерусалима, расположенного на восточном склоне горы Мориа. См. А.С. Норова. Путешествие к св. мест. изд. 3,1854, ч. III, c. 310; проф. Гуляева, Историч. книги, с. 561; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 572, 642 и др. Ср. И. Флавий, . Кроме Иерусалима, Иоафам, подобно Иасафату (выше гл. (2Пар 17:12), укрепил прежние и воздвигал новые города и по всей стране (ст. 4).

5-6.- Подобно же Иоасафату (2Пар 20:1) гл.), Иоафам имел благоприятную для Иудеи войну с аммонитянами, которые и теперь, как при Озии (2Пар 26:8) вынуждены были платить иудейскому царю. Размер дани приблизительный: около 150 000 рублей и около 14 000 четвертей пшеницы и ячменя (Гуляев, с. 561). Впрочем, этот приток богатой дани в страну гибельно отразился на нравственности жителей, как виде из относящихся к этому времени пророческих речей Исайи (Ис I-III гл. и др.).

7-9.- О войне Иоафама с царями сирийским и израильским, упоминаемой в (4Цар 15:37), 2Пар не говорит прямо, сообщая лишь о войне с аммонитянами (ст. 5), неизвестной из 4 Царств: очевидно, обе книги в данном случае, как и во многих других, взаимно восполняют друг друга. Что, впрочем, и свящ. писателю 2Пар известны были войны Иоафама и кроме аммонитской, можно видеть из выражения (ст. 7): "все войны его... описаны в книге царей Израильских и Иудейских". Хотя оба здесь упомянутые источника после разрушения Израильского царства, во время плена или вскоре после него, могли объединиться и составить как бы один исторический документ, но упоминание о деятельности и войнах Иоафама, царя иудейского, в летописях царей израильских возможно было только в том случае, когда Иоафам вел войну с царем израильским; след., известность свящ. писателю 2Пар войны сиро-израильской с иудеями - вне сомнения.