Глава 7

  • Закрыть сопоставления
  • 1-23. Беседа о преданиях старцев относительно вкушения пищи изложена у ев. Марка несколько полнее, чем у ев. Матфея; впрочем немногие частности из рассказа сего последнего опускаются, а нечто переставляется; в сущности же изложение совершенно одинаково. См. Мф. 15:1-20 и прим. – «Ибо фарисеи» и пр.: ев. Марк, писавший Евангелие свое первоначально для уверовавших из язычников, которым обычаи и обряды иудейские были или совсем незнакомы, или не довольно знакомы, объясняет, по какому поводу зашла речь о пище, – поводу, который мог показаться странным и непонятным для воспитавшихся в язычестве и не знакомых с обычаями иудейскими. Иудеям предписано было законом соблюдать возможную чистоплотность в обыденной жизни, но они, по внушению и примеру в особенности фарисеев, простерли в иных случаях эту заботливость о чистоплотности до крайностей, оградив ее «преданиями» якобы «старцев» – древних мужей, касавшимися крайних мелочей, которые однако же исполнялись в точности, строже чем исполнялись самые нравственные заповеди закона; последние совсем иногда заслонялись первыми; в них полагалось существенное, важнейшее. К этому, при разделении на секты, присоединилась взаимная нетерпимость и брезгливость, принявшая религиозный оттенок (как у некоторых из наших раскольников): считали нечистым предмет, к которому прикоснется член не их секты. Потому, пришедши наприм. «с торга», где что-либо покупали или продавали, и волей или неволей прикасались к чему-либо, что по таким или другим мелочным причинам считали нечистым, не ели «не омывшись», т.е. не вымыв рук, по крайней мере, если не всего тела, что конечно было не совсем удобно и не всегда необходимо, так как прикасаются большею частью и почти исключительно руками. Потому же омывали тщательно чаши, назначенные для пищи и питья и вообще для домашнего обихода, кружки, котлы, скамьи, на которых сидели или лежали и пр. – «Отменяете заповедь Божию» и пр.: т.е. ставите вымышленное вами предание выше заповедей закона Божия, когда, не исполняя последних в точности, до мелочей держитесь первых, придавая им более важности, чем важным нравственным заповедям. – 19. «Не в сердце его входит»: принимаемое в пищу не имеет отношения к нравственному существу человека, а имеет влияние только на телесную его природу. – «Злые помыслы» и пр.: см. прим. к Мф. 15:19. «Под лукавым оком разумеет или зависть, или распутство, потому что и завистливый бросает на завидуемого обыкновенно лукавый и язвительный взгляд, и развратный, засматриваясь очами своими, стремится к делу лукавому. – Богохульством называет оскорбление Бога..., гордыня есть как бы пренебрежение Бога, когда кто, сделав доброе дело, приписывает его не Богу, а собственной силе. Под безумством разумеет обиду против ближних» (Феофил.).
  • 24-30. Исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки рассказано у ев. Марка несколько короче, чем у ев. Матфея, впрочем совершенно согласно с ним. См. Мф. 15:21-28 и прим. – «Не хотел, чтобы кто узнал»: Господь хотел вероятно укрыться от преследовавших Его фарисеев и книжников, злоба которых против Него начала все яснее обнаруживаться, – укрыться на некоторое время, чтобы и себе со своими учениками найти покой от трудов, так как в Галилее и Иудее народ постоянно окружал Его и не давал покоя, и дать время хотя несколько утихнуть разгоравшейся против Него ненависти врагов Его. Но и здесь Он не мог укрыться: слава о Нем распространилась и здесь. – «Дай прежде насытиться детям»: надобно, по божественному определению, избравшему иудеев в свой особенный народ, чтобы им прежде проповедано было учение Христово и предложены средства (между прочим чудотворения над больными их) для вступления в царство Христово; ибо они суть чада Божии, по преимуществу (Рим. 9:4). – «За это слово» и пр.: в этих словах выразилась великая вера и смирение женщины (ср. Феофил.), и эта вера и это смирение привлекли к ней милость Господа, по которой Он благоволил тотчас исцелить дочь ее. – «И дочь лежит на постели»: здорова и «в мире» (Евф. Зигаб.).
  • 31-37. Исцеление глухого косноязычного – только у ев. Марка повествуемое событие. – «Пошел к морю Галилейскому чрез пределы Десятиградия»: это путь по северной границе Галилеи по северо-восточному берегу Генисаретского озера, на восточную сторону Иордана; может быть Господь избрал этот путь, уклоняясь до времени от назойливости фарисеев и книжников, преследовавших Его более, когда Он находился во внутренних областях Галилеи и Иудеи. – «Глухого косноязычного»: евангелист не говорит, чтобы эта болезнь происходила от действия духа нечистого, чтобы этот больной был бесноватый. Так Господь и евангелисты строго отличают простые естественные болезни от болезней, производимых непосредственным действием духа нечистого на человека. – «Возложить на него руку», или, что то же, исцелить болезнь через возложение руки. – «Отведши его в сторону» и пр.: трудно объяснить причины, почему Господь употребляет при сем такие внешние средства для уврачевания больного, как отведение его в сторону от народа, вложение перстов в уши, плюновение и прикосновение к языку. Первым действием Он может быть хотел отклонить праздное любопытство толпы, в которой, как полуязыческой (ибо это происходило в Перее, в пределах Десятиградия, где иудеи жили вместе с язычниками), не было серьезной искренней веры в Господа. Второе действие имело целью возбудить энергию веры больного в Господа, так как словом содействовать возбуждению ее не было возможности, ибо больной был глух. Подобную же цель вероятно имело и третье действие – плюновение и прикосновение к языку. – Кажется, что смысл этих действий стоит в связи с дальнейшим сказанием евангелиста и несколько поясняется им: «и воззрев на небо, вздохнул и сказал: отверзись». – «Воззрев на небо»: выражение молитвенного настроения духа, как будто Он особенно в сем случае взывал о помощи к Отцу своему небесному. – «Вздохнул»: выражение напряженного молитвенного воззвания, вздох молитвы и прошения, выражающий вместе и скорбь и сострадание к больному. К пояснению сего, а вместе и к пояснению употребленных в сем случае Господом символических действий, могут служить следующие соображения: 1) так как для совершения подобных чудес требуется вера со стороны самих приемлющих исцеление, то недостаток в жителях этой полуязыческой страны теплой искренней веры требовал, так сказать, особого усилия для совершения чуда, и возбуждал невольно в Чудотворце внутреннюю борьбу духа, выразившуюся в этом воздыхании и, так сказать, напряжении молитвенном. 2) В виду этой полуязыческой толпы, склонной верить в полубогов, магов и колдунов, молитвенное призывание небесной помощи и вообще выражение зависимости Чудотворца от Отца небесного было особенно уместно и сочтено необходимым, особенно когда фарисеи старались всюду распустить слух или клевету, что Он творит чудеса нечистою силой. Блж. Феофилакт еще так изъясняет сии действия Спасителя: «отводить его в сторону, ибо Он был не самолюбив, смирив себя до нашей нищеты, и не желая совершать чудеса пред многими, разве когда требовала того польза зрителей. – А плюнув, коснулся языка его в знак того, что все части святой Его плоти были божественны и святы, так что даже и плюновение разрешило узы языка. – Воззрев на небо вздохнул с одной стороны молитвенно ко Отцу, чтобы Он помиловал человека, – а с другой вздыхает и из сожаления о человеческой природе, как она до того предана диаволу, что терпит от него такое поругание и страдание». – «Еффафа»: сирское слово, означающее – отверзнись, откройся. – «И повелел им не сказывать»: им, т.е. народу, к которому Он возвратился вместе с исцеленным, или в частности тем, которые привели к Нему больного. – «Повелел не сказывать»: в настоящем случае может быть потому, чтобы до времени не раздражать вооружавшихся все более и более против Него и следивших за Ним фарисеев, которые, не веря Его чудесам, распускали злые слухи о силе, которой Он совершал чудеса. – «Но они разглашали»: удивляясь чуду, они разглашали о нем, и самое запрещение разглашать еще более усиливало их желание разглашать. – «И глухих делает слышащими» и пр.: один случай они обобщили, как это бывает в молве народной. Впрочем из сих слов можно заключать и о том, что Господь в этой стране совершил не одно это чудо, а и другие подобные, или же, что до жителей страны той доходили уже слухи о других чудесах Господа, сотворенных в сопредельной Галилее и Иудее.

1.Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников,
пришедшие из Иерусалима,

2.и, увидев некоторых из учеников Его,
евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками,
укоряли.

3.Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев,
не едят, не умыв тщательно рук;

4.и, придя с торга, не едят не омывшись.
Есть и многое другое, чего они приняли держаться:
наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.

5.Потом спрашивают Его фарисеи и книжники:
зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев,
но неумытыми руками едят хлеб?

6.Он сказал им в ответ:
хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия,
как написано: люди сии чтут Меня устами,
сердце же их далеко отстоит от Меня,

7.но тщетно чтут Меня,
уча учениям, заповедям человеческим.

8.Ибо вы,
оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого,
омовения кружек и чаш,
и делаете многое другое, сему подобное.

9.И сказал им:
хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию,
чтобы соблюсти свое предание?

10.Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою;
и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

11.А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван,
то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

12.тому вы уже попускаете ничего не делать
для отца своего или матери своей,

13.устраняя слово Божие преданием вашим,
которое вы установили;
и делаете многое сему подобное.

14.И, призвав весь народ,
говорил им: слушайте Меня все и разумейте:

15.ничто, входящее в человека извне,
не может осквернить его;
но что исходит из него, то оскверняет человека.

16.Если кто имеет уши слышать, да слышит!

17.И когда Он от народа вошел в дом,
ученики Его спросили Его о притче.

18.Он сказал им: неужели и вы так непонятливы?
Неужели не разумеете,
что ничто, извне входящее в человека,
не может осквернить его?

19.Потому что не в сердце его входит, а в чрево,
и выходит вон,
чем очищается всякая пища.

20.Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.

21.Ибо извнутрь, из сердца человеческого,
исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,

22.кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство,
завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —

23.всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

24.И, отправившись оттуда,
пришел в пределы Тирские и Сидонские;
и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал;
но не мог утаиться.

25.Ибо услышала о Нем женщина,
у которой дочь одержима была нечистым духом,
и, придя, припала к ногам Его;

26.а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка;
и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.

27.Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям,
ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

28.Она же сказала Ему в ответ: так, Господи;
но и псы под столом едят крохи у детей.

29.И сказал ей: за это слово, пойди;
бес вышел из твоей дочери.

30.И, придя в свой дом, она нашла,
что бес вышел и дочь лежит на постели.

31.Выйдя из пределов Тирских и Сидонских,
Иисус опять пошел к морю Галилейскому
через пределы Десятиградия.

32.Привели к Нему глухого косноязычного
и просили Его возложить на него руку.

33.Иисус, отведя его в сторону от народа,
вложил персты Свои в уши ему
и, плюнув, коснулся языка его;

34.и, воззрев на небо,
вздохнул и сказал ему: «еффафа»,
то есть: отверзись.

35.И тотчас отверзся у него слух
и разрешились узы его языка,
и стал говорить чисто.

36.И повелел им не сказывать никому.
Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.

37.И чрезвычайно дивились,
и говорили: всё хорошо делает, —
и глухих делает слышащими,
и немых — говорящими.